search
main
0

Человек за все в ответе на Земле! Мнение юного гражданина

– Во многих наших школах нет стекол. Очень холодно. Детские дома переполнены, некоторые дети не знают, кто их родители… Много детей-инвалидов. Мы просыпаемся утром: живы – и уже хорошо… Повисла невольная пауза. Моя мама, слушая свою коллегу из Чечни, не смогла ничего ответить на ее сухие, тяжелые реплики. Это трудно осознать, еще труднее – что-либо сказать в ответ.

Этот отрывок разговора, пересказанного мамой, сделал очень близкой тему, которой я уделяла внимание только тогда, когда изредка в новостях смотрела репортажи из «горячей точки». Зинаида Аливна (так звали мамину собеседницу) показала ей фотографию своей теперь уже взрослой дочери, рассказала о том, что в первую чеченскую войну погиб от взрыва ее муж, перспективный адвокат (на тот момент ему исполнился 41 год), и она, журналистка, объездившая всю страну, осталась одна с 8-летней дочкой…

Зачем я об этом пишу? Странно, но появилось какое-то чувство ответственности за все то, что происходит не только в моей школе, в городе, где я живу, но и во всей стране. Мы, к счастью, не знаем тех бед и трудностей, которые испытывают чеченские дети. Учимся в прекрасных школах, живем в семьях, окруженные заботой и вниманием. Реализуем свое закрепленное Конституцией право на получение образования. В этом году почти все мои одноклассники, и я в том числе, получили паспорта. Ура! Мы полноправные граждане своей страны. А значит, у каждого из нас теперь не только права, но и обязанности.

«Обязанность, – читаю я в словаре С.И. Ожегова, – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». А я бы добавила: обязанность – это ответственность.

Где-то война, виновен человек, конечно, не какой-то конкретный, а человек в широком смысле этого слова. Гибнут животные, птицы – отвечать человеку. Да, человек – за все в ответе.

Вы никогда не задумывались, о чем пишут наши местные газеты? Однажды я задалась этим вопросом, и вот что из этого получилось. «Новое в деле маньяка», «Отравление самогоном: трое скончались, пятеро выжили», «Впервые: мордовского врача судят за сбыт наркотиков», «Подонки снимали изнасилование школьницы на фотокамеру», «Ромодановский мясник», «10-летние грабители и 12-летние проститутки»… И это только отдельные заголовки четырех номеров «Вечернего Саранска» и «Столицы С»! У вас не возникает чувства, что мы живем в каком-то очень страшном городе, где орудуют маньяки, убийцы, грабители, нарушители законов? Причем среди них не только взрослые люди, но и подростки, наши сверстники! Все они учились (или должны сегодня учиться) в школе, им говорили о нравственном поведении, проводили беседы о вреде наркотиков, курения. Все читали: Достоевского, Пушкина, Толстого… И что? Став взрослыми, все забывают о том, что лгать, воровать, убивать – это не просто преступления, это действия, лишающие высокого звания – Человек!

Нам часто задают вопрос: что или кто больше влияет на формирование личности – среда, воспитание или сам человек? Безусловно, обстановка, в которой растет человек, и воспитание, которое он получает, имеют определяющее значение. Но ведь у каждого из нас всегда есть выбор: никто не заставляет тебя убивать, никто не вкладывает в твою руку нож и не нажимает на курок пистолета.

Что или кто толкает 13-летнего Николая Журавлева «ежедневно совершать кражи» (по словам В.Якимова, директора Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей)? Прочитав репортаж Ольги Борисовой, я поняла, что многие правонарушители – из неблагополучных семей. Так, у Степана Юкина-Балашова мать – наркоманка, сама продававшая наркотики. Но он в то же время точно знает о мере ответственности за свои злостные проступки: «Когда мне исполнится 14 лет, я буду нормально себя вести, чтобы в колонию не попасть». Вот и получается, что каждый человек сам отвечает за свои поступки. Сам выбирает свой жизненный путь.

Моя подруга, выполняя проект по английскому языку на тему «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше», провела социологический опрос, в котором приняли участие школьники 13-17 лет. Вот какие получились ответы. На вопрос «Какие глобальные проблемы тебя волнуют» ребята отвечали так: экологические проблемы, проблемы социального неравенства, военные конфликты. Ответы на главный вопрос проекта выглядели так: «Чиновники должны заботиться о простых гражданах», «Необходимо беречь окружающую среду», «Терпимее относиться друг к другу», «Соблюдать законы» и так далее. Это все, несомненно, очень важно. Но, к сожалению, ни один из респондентов не вспомнил о своей, личной, ответственности за происходящее. Но каждый должен помнить: только от каждого из нас зависит, каким быть миру, какой быть жизни. Родители должны заботиться о своих детях, а выросшие дети – о стариках.

Что для этого нужно? Сегодняшние взрослые должны написать «умные», правильные законы, которые будут соблюдать все. Для этого все должны их знать.

Давайте учиться отвечать за свои поступки! Ведь Человек за все в ответе на Земле!

Ольга СОЛДАТОВА, ученица 11-го класса, Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте