Как стремительно бежит время. Человечество живет в непрерывно меняющемся мире. Конец XX – начало XXI века – период глобальных изменений в развитии научно-технического прогресса. Человечество не всегда успевает шагать в ногу с научными достижениями. Вчерашнее изобретение компьютерной техники сегодня уже никого не удивляет. Более того, уже более десятка лет находятся на свалке те компьютеры, которые были чудом XX столетия. Сегодня многие школы, учебные заведения, научно-исследовательские институты оснащены такой техникой и с такими возможностями, о которых не просто никто не мечтал, но даже и в мыслях никто не предполагал. Как же угнаться за этим непрерывным движением современному учителю? Как и чему учить детей в современной школе?
Еще вчера учитель вместе со стабильным учебником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей прежней советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. Были и такие казусы, когда учитель говорил ученику: «Что ты там придумываешь, говори так, как написано в учебнике». Конечно, есть учебный материал, который требует простого запоминания, чтобы в дальнейшем на основе твердой памяти использовать его для дальнейшего применения в практической работе. Ну что, к примеру, можно придумать нового в таблице умножения? Ее просто-напросто следует запомнить раз и на всю жизнь. Ни убавить, ни прибавить. И такого материала немало практически по всем предметам школьной программы. Были и другие учителя, которые в процессе приращения знаний учащихся включали в урочную деятельность диспуты, конференции, доклады школьников по определенной тематике, круглые столы, логические задания, проблемные вопросы. Все это переходило от репродуктивного метода к продуктивной деятельности учащихся. Иногда, как теперь говорят, продвинутые учителя, то есть мастера педагогического труда, вместе со школьниками делали творческие работы, обучая их навыкам самостоятельного добывания знаний. Это уже был совершенно иной подход в обучении школьников. Уйти от традиционных форм и методов обучения, научить ученика самостоятельно добывать и приращивать знания для того, чтобы это помогало ему в дальнейшей жизни, – такую задачу ставили перед собой передовики педагогического труда.Вместе с обучением подрастающего поколения советская школа выполняла еще одну миссию. Она воспитывала подрастающее поколение в духе «коммунистического завтра». Это был заказ государства, партии и народа. Нужны были люди, преданные своей Родине, а потому и думали прежде о Родине, а потом о себе. Не буду цитировать Моральный кодекс строителя коммунизма – это были своего рода заповеди «коммунистической библии». Убежден: если бы мы по ним жили сегодня, у нас бы не было сверхбогатых олигархов и множества живущих за чертой бедности. А слово «бомж» наши дети искали бы в словаре Ожегова. Но так бы его и не нашли. Такого позорного явления при Ожегове в СССР не было.С воспитательной функцией советская школа, как и в целом система образования от детсада до вуза и дальше в жизни, справлялась значительно лучше, чем теперь.Но это было в прошлом. Наше прошлое можно критиковать, и есть за что. О нем можно ностальгически вспоминать, и не стоит этого бояться, тем более стыдиться. Его можно отвергать, что и делают некоторые нынешние политики. А можно и нужно тщательно изучать и, выражаясь хлеборобским языком, отсортировывать. В сортировочном «сите» должны остаться те зерна, в отличие от плевел, что можно и сегодня сеять на почву подрастающего поколения.Готов ли наш современный учитель ответить на вызов времени? Сможет ли он, оставаясь один на один с проблемами, которые ему ежедневно подбрасывают и те, кто им руководит, и те, кто над ним стоит, успешно выполнять свою миссию: подготовить выпускника, способного не просто выживать, а жить нормально и успешно не только сегодня, но и завтра? Не хотелось ошибиться, но, боюсь, значительная часть нынешних учителей не готова. И не их это вина. Их просто к работе в современных условиях, а тем более на завтра не готовят нынешние педагогические техникумы, училища и вузы. По стране значительная доля бывших государственных педагогических институтов превратилась в классические университеты, как стало и с нашим Белгородским государственным педагогическим институтом имени Ольминского. В свое время он давал хорошо подготовленные кадры для работы в советской школе. Я же учился в Воронежском государственном педагогическом институте и до сих пор благодарен профессорско-преподавательскому составу исторического факультета за подготовку меня как учителя истории и обществознания. Следует заметить, что в те добрые времена поступить в педвуз было не совсем просто. Во-первых, был серьезный конкурсный отбор. На разных факультетах от 3-4 до 5-7 человек на место. Требовалась характеристика-рекомендация из школы, а значит, школа определяла склонность к педагогической профессии, выявленную в вожатской работе в подшефном классе. Про платное обучение никто и не думал. Его просто не было. Оценка только за знания, хоть до десятого пота. За неуспеваемость – отчисление с любого курса. Двоих моих однокурсников не допустили до сдачи госэкзаменов. Во время сдачи экзамена у преподавателя на столе были только цветы, принесенные из домашнего палисадника. Практика будущих педагогов в школах проходила по полной программе ежегодно, начиная с первого курса вожатыми в пионерских лагерях. Особое внимание уделялось методике преподавания, педагогике и психологии. С реорганизацией пединститутов в университеты многое изменилось в программе и системе подготовки учительских кадров. Хочу особо подчеркнуть смысловое значение слова «учительских». Диплом об окончании педвуза или университета можно получить. А вот учителем быть дано не каждому.Значительные изменения в сторону ухудшения подготовки педагогических кадров произошли с введением в школах ЕГЭ и появлением коммерческих мест на факультетах в педвузах. Кроме того, низкая зарплата учителей в конце XX – начале XXI века значительно снизила престиж педагогической профессии. Доступ к получению диплома о высшем образовании, и особенно педагогическом, стал более свободным. Конкурс способных и подготовленных абитуриентов постепенно, но надежно перерос в конкурс родительских кошельков. А они бьются из последних сил, чтобы набить этот кошелек проходным баллом, а что голова пуста у его родного чада – это родителя не особенно волнует. Кто придумал изречение «Если нет другой дороги, подавайся в педагоги», я не знаю. Но точно знаю, что в педагоги подались далеко не самые лучшие и способные к педагогике выпускники. Без особого напряжения и знаний, обучаясь в школе, они и в вузе не особенно тратили энергию на приобретение необходимых знаний и умений для педагогической деятельности.«Серый» ученик, «серый» студент, «серый» учитель. Круг замкнулся. Нет, конечно же, есть талантливые ученики и студенты, мечтающие об учительской профессии. Но это сегодня скорее исключение, чем правило. Мне не раз приходилось быть на различного рода соревнованиях, конференциях и съездах, где мои коллеги-директора бьют тревогу о серьезных проблемах подготовки педагогических кадров. Но даже и те, кто получил диплом педагога, далеко не все рвутся в школу. А потому у нас по всей стране ощущается дефицит учителей по различным предметам. В нашей области принимаются серьезные меры в подготовке педагогических кадров. Хорошо, что образован Департамент образования без всяких приложений. Это позволит сосредоточиться на узком направлении деятельности управленцев, а значит, будет уделено больше внимания качеству работы в системе образования. Полностью поддерживаю решение выделить педагогический институт в самостоятельную структурную единицу Белгородского университета. Есть надежда, что там произойдут кардинальные перемены подготовки педагогических кадров с учетом нынешнего и будущего времени. Школа тоже не должна остаться в стороне, ибо будущие учителя должны в определенной степени готовиться со школьной скамьи. Наиболее талантливые, пытливые, склонные к исследовательской деятельности, жаждущие познания, коммуникабельные и мечтающие о педагогической профессии должны быть объединены в педагогический отряд или класс. А может, это будет клуб будущих учителей или вожатское братство. Форма тут не столь важна, важно подбирать таких детей, работать с ними и готовить их к поступлению в пединститут. Очень своевременно принято правительством области постановление о порядке целевой подготовки дефицитных кадров. Думаю, что это серьезно повлияет на качество подготовки будущих учителей и закрепление их на местах работы.С карандашом в руках перечитал проект «Профессиональный стандарт педагога». В нем я нашел немало положений, с которыми я не мог согласиться. Боюсь, чтобы этот стандарт не закрыл педагога в чиновничий футляр. А вот что касается основных качеств педагога для успешной работы не только сегодня, но и завтра, с этим можно согласиться. Сам же стандарт, по моему убеждению, должен стать программой подготовки педкадров и лежать на столе у декана любого факультета педагогической направленности.Конечно, надо понимать, что как ученика мы не можем наполнить знаниями, словно налить сосуд раз и навсегда, так и учитель остается учителем до тех пор, пока он сам учится, обновляя и дополняя свои знания и умения в работе с детьми. И если раньше учитель подавал ученику «рыбку» в виде готового кусочка знаний и на этом считал свою миссию выполненной, то теперь учитель дает ему «удочку» и показывает, как ею пользоваться, чтобы успешно ловить необходимые знания.Сегодня почти в каждой школе есть модель ее выпускника. Какую бы модель я придумал для нынешнего учителя? Прежде всего отдаю предпочтение такому человеческому качеству, как гуманность. Учитель должен быть с добрым взглядом, с доброй душой, особенно к детям, и с добрыми поступками. Злых людей, даже очень умных и развитых, в школе быть не должно.Современный учитель должен быть широко эрудированным человеком. Конечно, объять необъятное невозможно. Однако быть чисто узким специалистом-предметником в нынешней школе будет не очень уютно. Учитель должен обладать и уметь пользоваться знаниями возрастной педагогики и психологии. Бывший школьный лидер, он приобрел в вузе необходимые знания и навыки быть организатором и руководителем детского коллектива: уметь разумно сочетать требовательность и принципиальность с необходимостью быть объективным в оценке знаний и поступков детей, находить в себе силы и мужество признавать свои ошибки. Учитель должен быть образцом для подражания в манере поведения, в здоровом образе жизни, в этике. Он всегда подтянут, скромно, но красиво одет, с ним дети всегда чувствуют себя комфортно. Современный учитель успешно владеет техническими средствами и информационно-коммуникативными технологиями. И главное, на мой взгляд: учитель – это не раб чиновников всех рангов и уровней, стоящих над школой. Современный учитель – это исследователь, обладающий набором необходимого «инструментария» для этой деятельности. Обладая этим инструментарием, он обучает и побуждает школьников к этой интересной творческой работе, и для этого ему необходимы время и свобода. Это совершенно свободная личность, не обремененная бесконечной бумажно-бюрократической отчетностью, куда она загнана сегодня, как белка в колесо. Сегодня, к большому сожалению, многие учителя думают не о том, как добиться более высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, а о том, как бы не попасть на крючок проверяющего, потому что в его рабочей программе или поурочном плане нет тех разделов и пунктов, которые требуют проверяющие, по их мнению, главных и обязательных.Учитель, настоящий учитель, – это натура творческая, и результатом его работы должен быть творчески развитый школьник, способный завтра быть учителем. Иначе нынешний дефицит кадров станет кризисным явлением в образовании.Василий ПОДЕРЯГИН, директор Шелаевской средней школы, народный учитель СССР
Комментарии