Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета
Для меня Шалва Александрович – это прежде всего наш профессор, преподаватель, сотрудник, исследователь, а главное – образец очень честного человека, который до сих пор показывает всем нам, как можно следовать своим убеждениям на протяжении долгого времени и при этом всегда стремиться к чему-то новому. Посудите сами: к нему постоянно приезжают самые разные люди из всех уголков мира, и с каждый он умудряется найти точки соприкосновения, общие темы для общения. С ним можно разговаривать часами, не замечая времени, и после таких встреч уходишь просветленным, окрыленным. Через призму гуманной педагогики ему удается рассматривать самые разные проблемы, которые то и дело возникают в образовании. Впрочем, не только там, самое удивительное, когда вдруг встречаешь сторонников гуманной педагогики, которые работают, например, в сфере медицины, в стоматологии. И они с увлечением рассказывают, каким образом им удалось построить свою практику лечения детей на базе идей Шалвы Александровича. Это касается общения с маленькими пациентами, создания устойчивой мотивации к лечению, профилактики и так далее. Но точно так же можно встретить соратников Амонашвили в сфере культуры, искусства, дополнительного образования, словом, его подход не только уникален, но и универсален. Тем более невероятен тот факт, что к своим идеям Шалва Александрович пришел из очень технократической сферы, где занимался оценкой качества. Впрочем, не исключено, что как раз это и повлияло на его решение работать вообще без оценок и отметок, ибо он лучше остальных понимал, насколько процедура оценивания способна травмировать ребенка. И понял, что существующие подходы к этому делу не соответствуют его представлениям о том, как все должно происходить в идеале, на фундаменте иных ценностей. Напомню, что именно благодаря таким учителям-новаторам, как Шалва Александрович, в конце 80‑х были заложены принципы гуманистической педагогики, которые в дальнейшем были закреплены законодательно. В частности, то, что каждая школа может создавать свою образовательную программу, а также то, что при ее создании необходимо исходить в том числе и из интересов самих учащихся, а не только учителей или государства.
Поэтому я хочу пожелать нашему дорогому юбиляру прежде всего здоровья. И много-много солнца, которое всегда его так радует.
Комментарии