search
main
0

Человек – существо геометрическое. или Почему Пушкин не знал математику

Студенты вуза чаще всего видят своего ректора лишь несколько раз за все время учебы. Заявления на его имя – вот, пожалуй, самая распространенная форма контактов. Однако, вспоминая о годах, проведенных на студенческой скамье, мало кто не начнет с того, чтобы заметить: « Я учился, когда ректором был…». И нередко фамилия ректора становится точкой соединения малознакомых или совсем незнакомых людей. Ректор избирается на пять лет и может быть переизбранным, а это значит, что так или иначе он причастен к становлению очень многих специалистов. «Я учился при Болодурине», – так могут сказать десятки тысяч выпускников Оренбургского педагогического государственного университета – одного из старейших педагогических вузов России, которому в этом году исполнится 90 лет. Виктор Болодурин руководит им четверть века.

СтатфактИнститут народного образования, сегодня Оренбургский государственный педагогический университет, был открыт в 1919 году, ему предшествовал Учительский институт. На всей территории Оренбургского учебного округа, который включал в свой состав Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую губернии, Уральскую и Тургайскую области, Учительский институт действовал во второй половине ХIХ в. лишь в городе Оренбурге. В состав института народного образования входили отделения: физико-математическое, биологическое, словесно-историческое, трудовых процессов. Первым ректором института был профессор В.Я.Струминский, впоследствии известный ученый.Сегодня Оренбургский педагогический государственный университет – это два образовательных института и 9 факультетов, которые ведут подготовку по 33 лицензированным специальностям. Ректор университета Виктор Сергеевич Болодурин – заведующий кафедрой геометрии, кандидат физико-математических и доктор педагогических наук, профессор. В 1996 году он был назван в номинации «Человек года».

– Виктор Сергеевич, а вы, будучи студентом, мечтали стать ректором?

– Конечно же, нет. Мечтают обычно о профессии, а не о ранге. Мой пример, скажу я вам, ничем особым не примечателен. После аспирантуры преподавал, избирался заведующим кафедрой, затем работал в течение десяти лет проректором по учебной работе, был первым проректором. Судьба так сложилась, что я успел поработать с тремя ректорами. Все это, конечно, позволило получить колоссальный опыт. Университетскую жизнь знаю не только по отчетам и докладам…

– Пользуясь случаем, хочу задать вам вопрос, ответ на который давно ищу. Почему у гениального Пушкина была двойка по математике? Это принесло ему немало переживаний: многие лицейские учителя вообще отказывали будущему поэту в каких-либо способностях.

– Дело-то не в математике, а в методике обучения ей. Значит, Пушкина в лицее учили математике как-то не так.

– То есть?..

– Его не ставили в ситуацию открытия, а просто предлагали монологическое усвоение материала, чему, безусловно, противилась его творческая натура. В этой связи можно сказать, что в современной методике преподавания математики накоплен большой и интересный опыт. Вам имя учителя Шаталова знакомо? Генератор новых идей в преподавании математики. К сожалению, сегодня учителей-новаторов в школах становится все меньше. Связано это со многими обстоятельствами. Во-первых, нынешняя школа сориентирована на необходимый минимум знаний, который может быть проверен тестами. Во-вторых, талантливые ребята в большинстве своем учиться в педагогические вузы не идут.

– А те, кто педвузы оканчивает, в учителя, наверное, не торопятся? Я читала, что только 3-4 процента из нынешних выпускников педагогических университетов реально идут работать в школу.

– Не идут работать в школу, потому что работать учителем непрестижно и экономически невыгодно. Это, к сожалению, всегда было, но сегодня, в условиях рынка, когда уровень жизни учителя очень низок, эта тенденция проявляется в особенности. Раньше молодежь меньше зарплатой интересовалась. А сегодня уровень оплаты труда определяет подчас и место учебы, и место работы человека. И это правильно.

– Да, положение учителя у нас «на грани». А ведь так было не всегда в России. Одна моя знакомая, много лет отдавшая школе, а сейчас живущая на скромную свою пенсию, рассказывала с восхищением о двух молоденьких учительницах, которые преподавали в дореволюционной гимназии. По ее словам, они на свое жалованье каждое лето совершали длительные путешествия по Европе.

– Об этом сегодня можно только мечтать. Труд учителя, безусловно, должен быть нормально оплачиваем. Только тогда оживет интерес к педагогической профессии в обществе и повысится ее престиж.

– А кто сегодня поступает к вам в университет?

– Так исторически сложилось, что в педагогические вузы идут в основном ребята из села. У нас сельчан 70 процентов от общего числа студентов. Для них образование является социальным лифтом. Общеизвестно, что требования к тем, кто идет учиться на юриста или экономиста, обычно выше. Чтобы подготовиться к поступлению туда, нужны репетиторы, средства. К нам обычно идут те, у кого их нет. Так что детей олигархов в педагогических вузах вы не найдете.

– А что-то серьезное сейчас делается, на ваш взгляд, для поднятия престижности педагогической профессии?

– У меня складывается такое ощущение, что в России педагогическое образование как отдельная отрасль почему-то постепенно уничтожается.

– В чем это выражается?

– Педагогические вузы реформируются в классические университеты, при этом общество пытаются убедить в том, что педагогическое образование не готовит специалистов того уровня, который сегодня нужен. Открыто об этом не говорится, все происходит негласно, например, через уменьшение приема в педагогические вузы или путем переориентации хорошего педагогического университета в слабый классический. Такие случаи сегодня уже не единичны.

– Вспоминается история Пензенского государственного педагогического университета, которому было предложено объединиться с Пензенским государственным университетом для того, чтобы усилить гуманитарную составляющую последнего. Об этом несколько лет назад писала «Учительская газета». А между тем у Пензенского педагогического вуза более чем полувековая история за плечами, как, впрочем, у многих педагогических университетов России. Но Оренбургский педагогический университет, несмотря на сложные времена, все-таки остается на плаву, да?

– Видите ли, наш университет – первое высшее учебное заведение в Оренбурге. Здесь сложились прочные традиции, которыми мы очень дорожим. Прежде всего хорошо отлаженная связь со школами. Причем традиция эта ведет свой отсчет еще со времен, когда существовал Открытый учительский институт, на базе которого впоследствии и появился Оренбургский педагогический государственный университет. Так вот, еще в начале двадцатого века при институте были открыты училища, городские и приходские, где будущие учителя проходили практику. Мы связь теории и практики усиливаем постоянно. В университете работает институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, причем замечу, этот наш опыт в стране практически единственный. В результате за последние 20 лет заметно повысился уровень квалификации педагогических кадров по области.

– А как ваш университет реагирует на вызовы времени – готовите ли вы учителей работать в условиях ЕГЭ?

– В этом году Министерство образования области провело большую работу с учителями выпускающих классов по основным дисциплинам. На базе нашего института повышения квалификации прошли специальные обучающие семинары, цель которых – знакомство учителей с методиками тестирования. И студентов, будущих учителей, мы активно готовим к деятельности в условиях глобальной компьютеризации сегодняшней школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте