search
main
0

Человек способен творить себя сам. Тема «Нравственная оценка деятельности». 10-й класс

Цель: формирование специфических для социального познания умений через моделирование типичных ситуаций.

Урок-практикум

Задачи: знание многообразия оценок деятельности человека;

умение анализировать типичные ситуации из жизни, истории;

выработка ряда практических навыков и осознания; ценности нравственного поведения.

В словарь:

моральная оценка, юридическая оценка, самооценка, самовоспитание

Эпиграф

«Моральная философия есть не что иное, как наука о том, что такое добро и зло в поступках и человеческом обществе».

(Т. Гоббс)

Оборудование к уроку:

статьи из Конституции РФ;

статьи из Всеобщей декларации прав человека;

Боголюбов. Человек и общество. Учебное пособие для 10-11-х классов;

статьи из газет по теме.

I. Вводная беседа позволяет привлечь знания учащихся по теме «Нравственная оценка деятельности».

Вопросы для беседы (фронтальной):

1. Какие есть виды оценок деятельности человека?

2. Определения основных понятий.

3. В чем состоит особенность моральной оценки?

4. Что в моральной оценке является неизменным во все времена, эпохи?

Итог беседы: обращение к эпиграфу урока.

II. Сегодня на уроке-практикуме мы через моделирование ситуаций (из жизни, истории) попробуем ответить на проблемные вопросы:

Каковы основные критерии в нравственной оценке деятельности?

Способен ли человек выбирать и творить самого себя?

а) В начале ХХ века немецкий философ Ф. Ницше сказал: «Доверие к жизни утрачено, сама жизнь потеряла смысл». Если мы заменим слово «жизнь» на слово «мораль», то увидим, как актуальна наша тема. Да, есть вечные ценности, но смысл добра и зла понимается людьми по-разному. Во все времена осуждались предательство, ложь, зависть, подлость, ненависть.

Вопрос: почему эти качества людей находятся вне морали? Ученики говорят о том, что именно эти качества могут привести к еще большей жестокости, предательству и даже убийству.

б) Рассмотрим примеры типичных ситуаций, используя текст учебника, примеры из жизни, из публикаций.

Задание: дать нравственную оценку деятельности.

Итог беседы: ребята приходят к выводу, что ненависть, предательство, ложь, зависть, подлость – это качества, которые противоречат морали, отношениям дружбы.

в) Такие вечные ценности, как честность, справедливость, милосердие, достойны уважения во все времена.

Задание: почему сегодня особенно актуальны вечные ценности?

Ребята отвечают, приводя различные известные им примеры, говорят о важности и значении их в решении глобальных проблем, во взаимоотношениях между людьми, в отношениях между человеком и обществом.

Какие документы являются определяющими нормами для всех людей? Это Конституция, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Таким образом, ребята приходят к решению первого проблемного задания.

г) Как формируется в человеке нравственная культура?

Ученики получили опережающее домашнее задание: найти основные пути достижения нравственной культуры через самовоспитание.

Таким образом, подростки выполнили второе проблемное задание и пришли к выводу, что человек способен творить себя сам.

Людмила КУХАРЕНКО, учитель граждановедения, Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте