Цель: формирование специфических для социального познания умений через моделирование типичных ситуаций.
Урок-практикум
Задачи: знание многообразия оценок деятельности человека;
умение анализировать типичные ситуации из жизни, истории;
выработка ряда практических навыков и осознания; ценности нравственного поведения.
В словарь:
моральная оценка, юридическая оценка, самооценка, самовоспитание
Эпиграф
«Моральная философия есть не что иное, как наука о том, что такое добро и зло в поступках и человеческом обществе».
(Т. Гоббс)
Оборудование к уроку:
статьи из Конституции РФ;
статьи из Всеобщей декларации прав человека;
Боголюбов. Человек и общество. Учебное пособие для 10-11-х классов;
статьи из газет по теме.
I. Вводная беседа позволяет привлечь знания учащихся по теме «Нравственная оценка деятельности».
Вопросы для беседы (фронтальной):
1. Какие есть виды оценок деятельности человека?
2. Определения основных понятий.
3. В чем состоит особенность моральной оценки?
4. Что в моральной оценке является неизменным во все времена, эпохи?
Итог беседы: обращение к эпиграфу урока.
II. Сегодня на уроке-практикуме мы через моделирование ситуаций (из жизни, истории) попробуем ответить на проблемные вопросы:
Каковы основные критерии в нравственной оценке деятельности?
Способен ли человек выбирать и творить самого себя?
а) В начале ХХ века немецкий философ Ф. Ницше сказал: «Доверие к жизни утрачено, сама жизнь потеряла смысл». Если мы заменим слово «жизнь» на слово «мораль», то увидим, как актуальна наша тема. Да, есть вечные ценности, но смысл добра и зла понимается людьми по-разному. Во все времена осуждались предательство, ложь, зависть, подлость, ненависть.
Вопрос: почему эти качества людей находятся вне морали? Ученики говорят о том, что именно эти качества могут привести к еще большей жестокости, предательству и даже убийству.
б) Рассмотрим примеры типичных ситуаций, используя текст учебника, примеры из жизни, из публикаций.
Задание: дать нравственную оценку деятельности.
Итог беседы: ребята приходят к выводу, что ненависть, предательство, ложь, зависть, подлость – это качества, которые противоречат морали, отношениям дружбы.
в) Такие вечные ценности, как честность, справедливость, милосердие, достойны уважения во все времена.
Задание: почему сегодня особенно актуальны вечные ценности?
Ребята отвечают, приводя различные известные им примеры, говорят о важности и значении их в решении глобальных проблем, во взаимоотношениях между людьми, в отношениях между человеком и обществом.
Какие документы являются определяющими нормами для всех людей? Это Конституция, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
Таким образом, ребята приходят к решению первого проблемного задания.
г) Как формируется в человеке нравственная культура?
Ученики получили опережающее домашнее задание: найти основные пути достижения нравственной культуры через самовоспитание.
Таким образом, подростки выполнили второе проблемное задание и пришли к выводу, что человек способен творить себя сам.
Людмила КУХАРЕНКО, учитель граждановедения, Тверь
Комментарии