Самосовершенствование и самореализация – долг каждого человека перед собой и перед людьми Самореализация – процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он хочет быть.
Но кем может быть человек? Ответ на этот вопрос он должен напряженно искать, определяя для себя достойные цели, желаемое место в жизни, в обществе, реально оценивая свои интересы, природные задатки и возможности.
И конечно, нужно помнить о тех, кто верит в вас, возлагает на вас надежды. В первую очередь это родители, которые еще до вашего рождения связывают с вами свои надежды и мечты.
Родители, учителя в школе, которым небезразлично, какими вы вырастете, ваши друзья – это те, кто входит в ваш ближайший круг, – хотят, чтобы вы стали внутренне красивым человеком. Но не забывайте и о том, что вы с рождения – граждане России, и Родина не только заботится, но и надеется на вас. А еще вы часть Человечества, а значит, ответственны за жизнь на Земле.
Вспоминается: во второй половине восьмидесятых годов ХХ века на телевидении появилась новая передача – «Вечера в Останкино». Это были встречи с выдающимися гражданами нашей страны, чья нравственная позиция и поддержка были очень важны для начавшегося процесса обновления страны.
В одной из первых передач состоялась встреча с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Более часа он спокойно и мудро отвечал на вопросы аудитории. И когда встреча близилась к концу, пришла записка: «Дмитрий Сергеевич! Для чего живет человек?» Запомнилась реакция Лихачева – он как-то смутился, сказав: «Это очень сложный вопрос, ответ на него искали многие ученые, философы… – И вдруг четко произнес как давно продуманное и выстраданное. – Природа миллионы лет трудилась, чтобы создать человека, и человек не должен обманывать ее ожиданий». Позднее в более развернутом виде эта мысль раскрывается в книге Дмитрия Сергеевича «Письма о добром».
Отрывок из книги
В чем смысл жизни
«Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала. И вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?»
Итак, если следовать за мыслями академика, есть еще ответственность человека перед природой за то, чтобы максимально раскрыть и использовать свои возможности для созидания себя как Человека и для совершенствования окружающего мира.
Что зависит от нас?
Дискуссия
Вопрос для дискуссии: все ли в развитии человека, в определении им своего места в жизни зависит от самого человека?
Подготовительный этап
Учащимся предлагаются на выбор три варианта ответа:
1. Человек – «раб обстоятельств»: как сложатся обстоятельства (благоприятные либо, наоборот, тяжелые), так и будет развиваться человек.
2. Решающую роль в развитии человека играет поддержка близких ему людей, именно они определяют его жизненный путь.
3. Человек должен быть сам хозяином своей судьбы; его воля, целеустремленность – главное, что определяет успех самореализации.
В зависимости от выбора варианта учащиеся объединяются в три группы и занимают места за заранее подготовленными столами. В каждой группе выделяется лидер.
Основные этапы
Шаг первый. Группы делятся на подгруппы по 2-3 человека. Ищут аргументы в пользу выбранной позиции.
Шаг второй. Каждая группа сообщает о найденных аргументах.
Шаг третий. Под руководством лидеров составляется общий список аргументов и определяется докладчик от каждой группы.
Шаг четвертый. В каждой группе подбираются контраргументы в отношении позиций других групп.
Форма работы – «мозговая атака»:
– каждый член группы высказывает свои предложения, которые не критикуются, а записываются;
– сделанная запись коллективно обсуждается, выбираются наиболее убедительные предложения, которые выстраиваются в логической последовательности по мере значимости.
Шаг пятый. Выступления от групп с обоснованием своей позиции.
Шаг шестой. Обмен контраргументами и ответы на них представителей групп.
Шаг седьмой. Создание «Согласительной комиссии». (В нее входят по два представителя от каждой группы.) Задача комиссии – найти согласованный вариант ответа на вопрос: от чего зависит успех самореализации человека, его саморазвитие?
Сотвори себя сам
«Я сам!» – произносит человек, берущий свою жизнь, свое развитие в собственные руки. Именно таким отношением к себе и своей жизни пронизано стихотворение Вероники Долиной:
Я сама себя открыла,
Я сама себе шепчу:
Я вчера была бескрыла,
А сегодня полечу!
«Каждый человек должен создавать себя сам!» – утверждает писатель Лев Успенский.
Каждый должен создавать себя сам именно как Человека. Не только мыслящего, но и нравственного.
Как это – сотворить себя самому? Да разве мы не рождаемся, уже почти как личности?
«Сэлф мэйд мэн» по-английски – «человек, сделавший себя сам». Именно сам, потому что нередко встречается тип неплохого человека, в котором, если приглядеться, почти все обязано своим существованием работе наставников, воспитателей, родных, всего окружения. Я полагаю, не существует ни людей, в которых эта «работа» не оставляет никаких следов, ни граждан, в которых только она и формирует личность.
Личность? А что это такое? Из каких «деталей» она складывается?
«Думается, – говорит Лев Успенский, – важнейшие элементы ее – это, с одной стороны, ядро рационально-логического знания. То, что мне известно: нельзя совать руку в огонь; так же как и то, что я знаю: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов – является частью моего сознания, моей личности. Но рядом с этим в нее вмещается и другое. Я чувствую: если ребенок упал в реку, я, не размышляя, брошусь за ним, чтобы спасти его».
То, что составляет в нас первую часть наших личностей, засевается в них как бы «сеятелями» по преимуществу извне, нарочитой деятельностью тех, кто нас учит и воспитывает. Невообразим человек, который, ни у кого не учась, мог бы стать Курчатовым, Королевым, Эйнштейном. В личности есть немало возможностей, осуществить, реализовать которые способна лишь она сама.
В тех же учебных заведениях, в которых учился Сергей Павлович Королев, сидели рядом в классе и в аудитории многие. А главным конструктором стал только он.
Конечно, в какой-то степени можно отнести это за счет врожденных способностей, сославшись, так сказать, на «объективные причины». Но в то же время каждый из нас это отлично знает – становление и Королева, и Туполева, и Репина, и Левитана, и Чайковского было в значительной степени делом их собственных усилий.
А как обстоит дело со второй составляющей Человека – нравственной? Личность, безусловно, тем выше, чем значительней доля сознания морального долга, выкованная ее собственными усилиями.
Думается, что каждый из людей должен прийти к пониманию двух истин. Чтобы стать Человеком, надо научиться видеть себя в каждом другом. Чтобы стать Человеком, нужно научиться видеть другого в самом себе. Тот, кто может чужую боль ощущать, как свою, – тот не причинит боли другому. Древние писатели вывели постулат: «Пуст тот день, когда ты не совершил хотя бы одного доброго дела!» И месяц за месяцем, год за годом наполняйте свою жизнь добрыми делами. Тогда рано или поздно вы сотворите в себе Человека!
Вопросы
Убедительна ли позиция автора?
О каких двух направлениях самореализации идет речь?
Готовы ли вы следовать постулату древних?
Выбирайте большие цели
Выбор направлений самосовершенствования зависит от правильного выбора человеком целей своей жизни. Каковы же цели, достойные человека?
Обратимся к книге Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром».
Письмо шестое
Цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ.
Если человек живет, чтобы приносить добро людям, облегчать их страдания при болезнях, давать им радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и лично мне неприятное, какое-то преувеличение своего бескорыстия. Главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных.
Какую цель автор считает достойной человека?
Как он относится к промежуточным целям?
Убедительна ли лично для вас его позиция?
Как растить в себе личность?
Важнейшие черты личности – это осознанное включение в жизнь общества, четкие жизненные ориентиры, среди которых свобода, достоинство и права человека занимают центральное место. Это готовность и умение действовать, строить свою жизнь в обществе в соответствии с ними.
Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург
Комментарии