Работа в системе гуманно-личностных отношений способствует тому, что ребенок становится более открытым не только в общении, но и в восприятии новых знаний. Работа в системе Гуманной педагогики позволила мне обрести веру в себя и в ребенка, открыть творческие начала в себе и в ребенке, стать оптимистом.
Так, при изучении раздела «» ребенок первого класса получает радость при общении с природой, учится видеть красоту во всем. Он начинает задумываться о взаимосвязи всего существующего: Человека, Природы, Космоса. Далее во 2-3-х классах ребенок осознает, что все великое разнообразие существует в единстве, познает законы развития Жизни. Затем в 4-м классе ему предоставляется возможность осмысления таких понятий, как Пространство и Время, Беспредельность и Вечность. Дети высказывают свои версии о зарождении Вселенной. Здесь происходит осознание движения Вселенной к преобразованию хаоса в гармонию, устремление к красоте, к совершенствованию.
Воспитать питомца – значит помочь ему достичь собственными силами возможного для него совершенства, то есть стать нравственно развитой и практически деятельной личностью.К.Смирнов
В основе курса «Мировидение» лежит система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе Шалвы Амонашвили. Для гармоничного развития личности необходимо развитие интеллектуальной, физической, психической и других сфер. Каждая личность является индивидуальностью, поэтому, кроме развития природных сил ребенка, необходимо создать условия для проявления и развития его духовно-нравственных качеств. Актуальность программы обоснована необходимостью построения педагогического процесса, основой которого является жизнь ребенка. Программа направлена на целостное восприятие ребенком окружающего мира.
Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка). В результате этого высшие знания будут умножены и возвращены в виде творчества, общения, созидания, любви, то есть произойдет познание и прочувствование внешней жизни.
Программа была апробирована с учащимися 1-3-х классов средней школы №48 в течение трех лет. Перед началом ее реализации с ней были ознакомлены и родители. В результате опроса после были получены следующие данные:
Считают полезными занятия – 100% родителей.
Заметили изменения в ребенке – 94% родителей.
Интересуются книгами данного направления – 66% детей.
Обсуждают темы занятий дома – 83% детей.
Анализируют свое поведение – 94% детей.
Изменили поведение, поступки – 88% детей.
Считают нужным продолжение курса – 100% родителей.
По результатам апробации программы получили развитие следующие способности детей: размышлять о себе и мире вокруг себя; выражать свои размышления в письменном виде; делать правильный выбор в жизненной ситуации; видеть и творить красоту; добывать знания.
Программа предполагает продолжение работы по духовно-нравственному воспитанию на среднем и старшем этапах школьного образования (факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия).
Углубляя и расширяя вопросы, затронутые в начальной школе, учитель сопровождает ребят с 1-го по 11-й класс. Это позволяет создать преемственность воспитательного процесса. Используя знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка, педагог ведет работу по выстраиванию поля сотрудничества, сотворчества, любви, что помогает детям сравнительно легко адаптироваться при переходе из начального звена школы в среднее.
Цели программы
Предоставить ребенку возможность раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира.
Создать условия для проявления ребенком своих лучших духовных качеств, творческих способностей.
Способствовать ребенку в познании целостной картины возникновения и развития Человека, Природы, Космоса.
Содержание проблемы
Программа курса состоит из трех разделов и рассчитана на четыре года обучения.
Раздел I.
Духовно-нравственная жизнь человека (внутренний мир человека)
Задачи:
1-й класс – помочь ребенку прикоснуться к собственному внутреннему миру, осознать значение сердца.
2-й класс – содействовать в обретении ребенком духовно-нравственной опоры, в осознании ответственности за мысли, слова, поступки, в желании работать над собой.
3-й класс – способствовать развитию гармонии между умом и сердцем и обретению веры в себя.
4-й класс – помочь ребенку в стремлении осознать смысл человеческой жизни, красоты и гармонии.
Общие рекомендации при работе над темами
При работе над темами данного раздела важно показать ценность человека. Без человека не было бы мира. А.Клизовский пишет, что человек есть синтез и завершение наиболее возвышенного в Творчестве.
В результате бесед ребенок приходит к выводу, что человек – это душа, разум, тело. Важно помочь ему осознать, что обитель души – сердце. Об этом мудрец сказал так: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится». Действительно, можем ли мы говорить о любви, если не знаем, где она пребывает? Зачем говорить о терпении, если обитель его – сердце – закрыта? Дети учатся смотреть глазами сердца, слышать ушами сердца, чувствовать сердцем.
Следует рассмотреть сокровища сердца: любовь, терпение, трудолюбие и т.д. Дети узнают о бессмертной сущности сердца и о том, что его можно воспитывать.
Важное место в разделе занимает тема о мысли. А.Клизовский назвал мысль самой могущественной из всех великих энергий, которые существуют в Космосе, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой. Учитель должен помочь ребенку понять значение и последствия мышления, осознать ответственность за мысли, слова, поступки. Осознание мысли заставляет ребенка задуматься над качеством своего мышления. Затем необходимо работать над развитием внимательности, наблюдательности, умения анализировать, делать выводы, исследовать.
Говорят, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходят от неумения мыслить. Обрести искусство мышления невозможно без работы над осознанием и утончением органов чувств, над развитием воображения, мечтаний.
Н.К.Рерих писал, что не умеющий мечтать не принадлежит к жизни будущей, не принадлежит к роду человеческому с высоким образом. Действительно, ведь мечты о будущем есть первое отличие человека от животного.
При работе над детскими страхами важно помочь ребенку через познание своих страхов избавиться от них. Не должно ограниченное отрицание стоять препятствием на пути к беспредельному познанию. Таким же препятствием может быть раздражение, сомнение, самосожаление, лень, чувство собственности и др.
Ребенок на уроках узнает о тайне зерна, которое заключает в себе с самого начала все совершенство растения. Далее, проводя аналогию к человеку, он приходит к выводу, что из нас тот высший человек, кто лучше всех других раскрыл все заложенные в себе самом возможности. С помощью учителя ребенок прикасается к тайнам души, пытается раскрыть законы ее развития и восхождения.
Возвращаясь к понятию «мысль», ребенок узнает, что мысль бессмертна. Как же сложно звучит пространство, пронизанное ничтожными, скверными мыслями. Мыслеформы и мыслеобразы живут, притягивая к себе подобное. Дети учатся мыслить чисто, пространственно. Творчество – это всегда соединение с Прекрасным. Утончение сердца и сознания происходит в неустанном познании Прекрасного.
Соединяя понятия «разум» и «сердце», учитель помогает детям сделать заключение, что в результате такого соединения сердце становится разумным, а разум – сердечным. Задавая вопросы своему сердцу, дети пытаются в себе найти ответы.
Раздел II.
Проявление духовно-нравственной жизни человека во внешнем мире (творчество, труд, наука, искусство, общение, подвиг и т.д.)
1-й класс – способствовать стремлению ребенка видеть и творить красоту.
2-й класс – помогать ребенку в обогащении своего внутреннего мира и приобщении к искусству как жизненной основе.
3-й класс – приобщить ребенка к углублению в тайны творчества, науки, общения; к утверждению гармонии и порядка.
4-й класс – содействовать возникновению у ребенка желания добывать личные знания, творить, совершенствоваться.
Мудрые утверждают, что солнце есть сердце системы, а сердце человека есть солнце организма. Вся жизнь человека протекает через сердце, которое растет только через духовное даяние.
В школе много говорится о материальном даянии, но очень мало о духовном. При воспитании сердца нужно опираться на изначально присущую ребенку способность отдавать, быть благородным.
Практическое упражнение может получить сердце в результате бесед о духовном. Рассуждая о героях и подвигах, о любви и трудолюбии, о будущем и возвышенном, дети загораются желанием стать лучше, то есть сами творят свой духовный облик.
Знающими сказано: «Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. Сердце неограниченно, значит, какое же скудное сердце должно быть, чтобы лишить себя беспредельности!» Поэтому нужно с детства искоренять всякий зачаток нетерпимости, раздражения, зависти, самости, чувства собственности и других подобных качеств.
Терпимость приходит в осознанном труде. Очень важно, чтобы каждый ребенок полюбил труд – мыслительный и физический. Качество труда повысится через его осмысление. Только добровольный и осознанный труд воспитывает и рождает творчество. Высшим результатом учителя будет достижение, если ребенок получит истинную радость в труде.
Значительное место при изучении тем данного раздела отводится знакомству с искусством и культурой. Н.Рерих писал: «Искусство объединяет человечество. Оно едино и нераздельно… Для всех должны быть открыты врата «священного источника»… Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, но и тюрьмы. Тогда не будет тюрем…»
Но для восприятия искусства должны быть открыты глаза и уши, так как сказано, что можно стоять в полной темноте перед прекрасными произведениями искусства, ибо тьма в нас. Мысль, устремленная вверх, увидит и осознает прекрасное. В этом подъеме мысли к ребенку придет творчество.
Работа над темами данного раздела дает новое понимание сущности человека и его места во Вселенной. Все совершаемое человеком на Земле имеет следствие в Космосе. Очень важное значение имеет, какие энергии уходят в пространство во время человеческой деятельности. Опорой эволюции является культура и возникающие в ее пространстве красота, любовь. Н.К.Рерих писал, что культура – это форма существования духа на нашей планете.
Раздел III.
Возникновение и развитие Человека, Природы и Космоса
1-й класс – приобщить ребенка к умению видеть красоту во всех проявлениях природы; развивать способность удивляться и радоваться при общении с природой.
2-й класс – помочь осознанию ребенком того, что Человек – часть Природы и Космоса, обогащению ребенком своего внутреннего мира.
3-й класс – способствовать осмыслению ребенком единства в многообразии окружающей действительности; осознанию Красоты как высшего состояния души.
4-й класс – содействовать осознанию ребенком смысла эволюции Вселенной; осмыслению законов развития Жизни.
Изучение тем данного раздела начинается с наблюдения за природой. Взгляд на звездную красоту меняет настроение, возвышает мысли. Взаимодействие человека с одухотворенным Космосом определяет его развитие, путь совершенствования, качество его духа и творчества. В свою очередь человек способен тоже влиять на ход и качество развития Космоса.
Пытаясь разгадать тайну семени растения, ребенок начинает задавать множество познавательных вопросов. На этом этапе важно приучить сознание ребенка к единству Жизни, к единству Космоса. Л.Шапошникова пишет: «Человек не может быть отделен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос».
Знакомясь с законами Жизни, которые подтверждает наука, ребенок глубже вникает во взаимоотношения всего сущего. Отсюда может родиться чувство ответственности за каждую мысль, за каждое слово и действие. Понимая, что наша планета – это одна из остановок на великом пути в беспредельность, ребенок сам приходит к выводу о бессмертии всего существующего.
Полезно знакомить детей с мучениками науки и мысли (Дж.Бруно, Жанна д’Арк и др.), с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за отказа принять открытие.
Л.Шапошникова пишет: «Синтез религии, науки и искусства приведет человечество к завершению формирования качественно нового сознания, к формированию новой системы Познания».
Структурное построение программы
Программа выстроена по закону спирального синтеза. Возвращение к темам в каждом следующем классе осуществляется на более высокой ступени, представляя их в расширенном виде, более углубленно.
Так, при изучении раздела «Возникновение и развитие Человека, Природы и Космоса» ребенок первого класса получает радость при общении с природой, учится видеть красоту во всем. Он начинает задумываться о взаимосвязи всего существующего: Человека, Природы, Космоса. Далее во 2-3-х классах ребенок осознает, что все великое разнообразие существует в единстве, познает законы развития Жизни. Затем в 4-м классе ему предоставляется возможность осмысления таких понятий, как Пространство и Время, Беспредельность и Вечность. Дети высказывают свои версии о зарождении Вселенной. Здесь происходит осознание движения Вселенной к преобразованию хаоса в гармонию, устремление к красоте, к совершенствованию.
Легко проследить единство многослойного построения тем и внутри каждого класса.
Так, во втором классе, когда ребенок осознает ответственность за мысли, слова, поступки и обретет духовную опору, у него появляется желание приобщиться к искусству как жизненной основе. Ребенок осознает себя частью природы и Космоса. Красота человеческого духа всегда стремится проявить себя в творчестве, в общении.
Спирали трех разделов соединяются в единую спираль. Это позволяет ребенку, например, через сравнение законов Космоса и законов человеческих осознать Мудрость и Беспредельность Жизни.
На занятиях развивается умение добывать знания из разных источников. Например, пытаясь найти определение понятию «душа», ребенок вместе с учителем обращается к искусству, к природе, к науке. Часто дети пытаются найти ответ в себе. Этот путь поиска важен.
Комплексное познание сути каждой темы осуществляется на уроках математики, природоведения, чтения, истории, развития речи, труда, изо, факультативных занятиях и внеклассных мероприятиях. Это позволяет рассмотреть тему с разных сторон, осветить разные ее грани.
Необходимые условия
для реализации программы
1. Для успешной реализации данной программы важная роль отводится личности учителя:
Личность воспитывается Личностью.
Любовь воспитывается Любовью.
Доброта воспитывается Добротой.
Сердце воспитывается Сердцем.
Первый этап работы по данной программе предусматривает изменения самого учителя:
Осознание учителем своего предназначения.
Постоянное повышение уровня своей культуры, самосовершенствование. Осуществить задачи по духовно-нравственному воспитанию может лишь учитель, умеющий творить, учитель, излучающий и дарящий Любовь, Знание, Мудрость, учитель, идущий новыми путями, учитель, обладающий терпением. Только такой учитель, по словам Н.К.Рериха, способен создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.
2. Построение педагогического процесса согласно движению природы в ребенке:
Философское восприятие ребенка (ребенок есть Явление, несет в себе жизненную Миссию).
Раскрытие неограниченных способностей, заложенных в ребенке природой.
Направление ребенка на проявление своей духовно-нравственной жизни (творчество, созидание, любовь и т.д.).
3. Выстраивание гуманного пространства, окружающего ребенка.
4. Сотрудничество с родителями.
Воспитание детей зависит от собственного миропонимания учителя, родителей, общества в целом.
Прогнозируемый результат работы по программе курса «Мировидение»
В результате работы по программе предполагается изменение всего облика ребенка. Открытое лицо и стройные движения тела будут сочетаться с добротой сердца. Это будет интеллектуально независимый человек, знающий и понимающий красоту, преклоняющийся перед великими явлениями жизни, испытывающий потребность в собственном творчестве.
Только творческая, глубоконравственная личность, умеющая мыслить целостно, способна воспринимать и создавать духовные ценности, решать сложные вопросы бытия.
Ирина МЕЛЬНИКОВА,
учитель начальных классов
Пенза
Комментарии