Все мы родом из детства. И в душе каждого школа оставила свой особый и глубокий след. Для кого-то десять школьных лет были лучшими в жизни, а кто-то вспоминает о них безрадостно или вовсе не вспоминает. От чего это зависит? Разговор с Александром Федотовичем КИСЕЛЕВЫМ, генеральным директором издательства «Дрофа», известным историком, педагогом и философом, накануне Дня учителя получился особенным… О жизни, о времени и, конечно же, о роли и великой миссии учителя.
– Александр Федотович, сегодня, когда практически все российские школы оснащены компьютерами и подключены к Интернету, нет-нет да и услышишь, что фигура учителя становится все менее значимой. Ведь теперь так много источников информации и знания можно получать самостоятельно.
– Думаю, что именно сейчас, в эпоху информационных технологий, роль учителя становится еще более серьезной, чем была. Это в первую очередь связано с тем, что в Интернете, как известно, сосредоточена самая различная информация, в том числе и вредная для ума и души школьников. И задача учителя – помочь своим воспитанникам выбрать из Всемирной паутины то настоящее, нетленное, что составляет фундамент мировой культуры, а значит, может стать для ребенка источником эрудиции, знаний, а впоследствии и профессиональных качеств. В этом сложном деле у учителя есть и надежные, проверенные помощники – это учебники, созданные на основе последних достижений в области содержания образования, педагогики, психологии и новых технологий, учебники, которые отвечают сегодняшнему дню. Сейчас, к примеру, у нас, в «Дрофе», завершена работа над проектом «Учебник-навигатор», который сочетает в себе традиционный учебник на бумажном носителе и диск, являющийся своеобразным путеводителем по этому учебнику. Это не просто диск в дополнение – это совершенно другой методический подход к обучению и подаче материала. Думаю, что наш «Навигатор» позволит значительно шире и эффективнее организовать познавательную деятельность учащихся на самом современном уровне.
Если же говорить о роли учителя, то она действительно сегодня меняется. Главная задача современного педагога – учить детей самостоятельно добывать новые знания. Но для этого им вначале надо привить вкус к познанию, вкус к учебе. Другими словами, сформировать глубокую мотивацию познания. Если эти задачи будут решены учителем, заработает самый главный механизм – механизм самосовершенствования человека. Мы привыкли считать, что идеал – это что-то недостижимое. Я же глубоко убежден, что совершенства можно достичь иначе: придется любоваться журавлями в небе с синицей в руках. Так вот, идеал – это совершенство, к которому надо стремиться и которого в итоге можно достичь соответствующим трудом. Думаю, что стремление к совершенству сравнимо с восхождением на горную вершину: когда достигаешь одной, то перед тобой открываются новые, еще более волнующие. Появляется второе дыхание. Можно ли говорить об идеальном учителе? Думаю, да. Ведь человек по природе своей идеален, ибо он создан по образу и подобию Божьему. Мы сами уродуем свое естество. Поэтому на пути к совершенству надо бережнее относиться к самому себе, не наносить себе ран – ни духовных, ни нравственных, ни иных. Это ведь тоже искусство – развивать и сохранять лучшее в человеческой природе. В каждом есть творческая жилка, неповторимое, которое должно заиграть, как алмаз. Но это произойдет лишь в том случае, если ребенок попадет к учителю-профессионалу, работу которого можно сравнить с работой ювелира, превращающего алмаз в бриллиант. Совершенство заключено в нас самих, но его надо раскрыть, ведь у каждого оно свое. Помочь найти ту область, в какой человек будет успешен, и призван учитель.
– Человечеством накоплено солидное педагогическое наследие. Песталоцци, Ян Амос Коменский, Макаренко, Сухомлинский, Ушинский… Кто может быть и сегодня интересен молодому учителю? Кого из современных педагогов, пишущих об образовании, вы могли бы поставить в ряд классиков?
– Ряд классиков расставляет по своим местам время. А что касается педагогического наследия, к нему нужно относиться бережно. Однако это не значит, что оно должно лежать мертвым грузом. Все, что не развивается, становится музейным экспонатом. Хотя я очень хорошо отношусь к музеям, архивам, как историк. Творческое наследие должно развиваться, только тогда все те идеи, которые были сформулированы в свое время, могут быть актуальными и сегодня. Задача воспитания всегда была неизменной – заглушить в человеке негативное и дать возможность произрастать доброму. Об этом писалось еще в древнерусских летописях, положения которых использовал в своих трудах Василий Осипович Ключевский, считавший, что нравственное воспитание должно опережать книжное знание.
В то же время нельзя всю ответственность за воспитание и образование перекладывать на учителя. Основное воздействие на ребенка оказывают все-таки его семья, первые годы жизни. Для ребенка важны и взгляд, и жест взрослых, отношения между отцом и матерью, первые товарищи и многое другое. С семьи нельзя снимать ответственность за воспитание детей. А то привыкли во всем винить учителя и школу. Хочется спросить родителей, а вы как помогли школе? Что ваш ребенок видит, что слышит? Прочитали вы ему хоть одну книжку, прежде чем обвинять школу, будто она не может привить любовь к чтению? Если в семье нет книг, если старшеклассница вместе с мамой с упоением смотрит передачу «Дом-2», то учителю очень тяжело прививать любовь не только к художественному слову, но и вообще к культуре.
– В последнее время идет серьезная модернизация образования. И не всегда рядовой учитель согласен с нововведениями. Зависит ли тогда что-то от него или он просто винтик в государственной образовательной политике?
– Я вам так скажу: от учителя зависит все. Ни одна реформа не пойдет, если учитель ее не воспримет. Как его проверишь? Конечно, он будет у школьной доски отдавать дань тому, что требуется, но, по сути, делать так, как считает нужным, как подсказывает ему его сердце. Если это настоящий учитель. Поэтому когда проводятся те или иные нововведения, реформы, надо, чтобы голос учителя прозвучал. И вообще главная цель всех реформ, на мой взгляд, чтобы в итоге было комфортно учителю и ученику. Я уверен в этом, так как два миллиона учителей не могут делать все по команде. Тем более педагоги – это творческие люди, у каждого свои таланты, свои наработки и инновации в работе.
Я долго проработал в высшей школе и знаю по опыту – у одного преподавателя прекрасно получаются лекции, а у другого – семинарские занятия. Не надо ломать их. Мудрый руководитель будет использовать сильные стороны каждого педагога, предлагая ему ту роль, которая у него лучше получается. В конечном итоге главное – это ученик, его успешные результаты. А результат зависит от интереса к обучению.
– Александр Федотович, вы долгое время проработали в главном педагогическом вузе страны – МПГУ. Насколько качественно готовят наши педвузы учителей? Готовы ли эти педагоги к работе в современной школе – и методически, и предметно?
– Я глубоко убежден, что хороший педвуз готовит добротного учителя-предметника, в меньшей степени, но все же готовит учителя-методиста. Дальше многое уже зависит от самого выпускника. Для того чтобы стать настоящим учителем, требуется опыт, и не в последнюю очередь опыт прожитых лет. Разве можем сказать, что в 21 год парень или девушка, только окончившие педвуз, достигли совершенства в профессии? Они лишь пришли по-настоящему осваивать профессию, не по учебнику, а с живыми людьми, в новом для себя коллективе. Должно пройти время, прежде чем выпускник педвуза станет учителем по сути, а не только по квалификации в дипломе. Кроме того, профессия учителя предполагает и собственную учебу в течение всей жизни. Так что педвузы в целом справляются со своей миссией. Они закладывают фундамент, на котором предстоит построить здание. Я окончил истфак, и историю тогда знал даже лучше, чем сейчас, имею в виду фактический материал. Сейчас интересы другие. Но я все равно же пишу книги по истории, все мои работы так или иначе связаны с историей, а их больше 200. Не было бы этой базы, которую мне в свое время дал педвуз, не состоялся бы я как ученый и педагог. Работе в высшей школе я учился у своих старших товарищей, о которых написал книгу «Кафедра». Учился у своих коллег культуре, методике, отношениям со студентами, трепетной любви к науке и многому другому.
– А от каких книг, по вашему мнению, зависит формирование личности учителя? Что ему необходимо прочитать, чтобы соответствовать уровню современного учителя?
– Я убежден, что образование базируется на классической литературе. На книгах, которые дают возможность почувствовать ритм, красоту, прозрачность, ясность и удивительную выразительность родного языка. Любой учитель, а не только словесник, обязан блестяще владеть словом. Это является основой, потому что косноязычие передается ученикам и, кроме того, убивает интерес к тому, чему ты учишь. Почему гением называют Пушкина? Потому что через свои произведения он открыл всем красоту русского языка. То, что читает учитель, еще зависит и от времени, в котором мы живем. Вообще все начинается с родного языка, поэтому русский язык наряду с математикой являются базовыми предметами в школе.
– Александр Федотович, сейчас много говорится о необходимости омолаживать педколлективы, о том, что в школах мало молодежи. Как вы к этому относитесь?
– Все зависит от конкретного учителя. Можно быть молодым, а вести себя как старик. Я вам скажу как историк: в войне 1812 года молодой Наполеон проиграл 67-летнему больному Михаилу Илларионовичу Кутузову, который, кстати, через год умер. Кутузов победил Наполеона своим опытом… А вспомните Черчилля, который в 80 лет был премьер-министром, или инвалида Рузвельта, вытащившего США из глубокой депрессии. Не в возрасте дело, а в том, что каждый человек уникален. Каждый может раскрыться в разное время. Один засверкает в 20 лет, а в 30 потухнет, а другой только в 40 лет покажет, на что способен. Поэтому говорить пожилым учителям-профессионалам, что их время кончилось, на мой взгляд, по меньшей мере неразумно.
– Сегодня мы много говорим о материальном, о том, что зарплата недостаточно высока. Но только ли от зарплаты зависит престиж учителя в обществе? Достаточно ли мы доверяем учителю?
– Надо доверять профессионалам. У нас все разбираются в футболе, в медицине и в учительском деле. Престиж учителя напрямую зависит от престижа интеллектуального труда в стране вообще, от престижа человека образованного, эрудированного, прекрасно владеющего словом, великолепно подготовленного, красивого внутренне. Сегодня большие средства выделяются на развитие научных исследований, инноваций, на новые технологии. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко неоднократно подчеркивал, что нынешняя экономика напрямую зависит от индустрии знаний. Однако не так-то просто преодолеть инерцию того, что было в 90-е годы, когда интеллектуалы в общественном сознании занимали одно из последних мест в социальной иерархии. Следует помнить уроки истории. В том, что Знамя Победы в мае 1945 года взвилось над Рейхстагом, есть огромная заслуга советских учителей. Побеждали их ученики. Это они 22 июня 1941 года шли после выпускного вечера встречать зарю своей юности, а встретили зарево пожаров войны и не дрогнули в час суровых испытаний. Приведу другой пример. Когда была разгромлена Франция, Бисмарк сказал: «Мы победили, потому что прусский учитель выиграл у французского учителя». Так вот, советский учитель в 1945 году выиграл у немецкого. Вот вам и роль учителя в обществе. Ее должен осознавать каждый и относиться к учителю как к нравственной ценности государства. Учитель олицетворяет духовную связь поколений, а значит, цементирует общество и не дает ему распасться и забыть об ответственности перед прошлым, настоящим и будущим. Кроме того, учитель олицетворяет вечную молодость знаний, их поиск, раскрывает подрастающим поколениям красоту творчества, подвижничества, благородства высоких идей. Учитель в своем труде не должен быть одиноким. Дети и юношество – сфера забот всего общества. Должен действовать самый мощный инстинкт – отцовства и материнства. Если в обществе этот инстинкт угасает, значит, оно тяжело больно.
– Александр Федотович, что бы вы хотели пожелать учителям накануне их профессионального праздника?
– Чтобы они испытывали необыкновенное чувство, которое доступно только учителю. Чувство ожидания радости, которую приносят события, когда ученик превосходит учителя или становится достойным его имени. Желаю им удовлетворения от своей работы, потому что без этого жизнь станет серой. И конечно же – побольше денег, для того чтобы и книги покупать, и гостей встречать, и обновлять свой гардероб. Чтобы женщины, а ведь именно они составляют в основном наше учительство, шли на урок не отягощенные бытом, а красивыми и уверенными в завтрашнем дне. Тогда и дети у нас будут замечательными, умными и талантливыми.
Александр КИСЕЛЕВ, генеральный директор издательства «Дрофа»
Комментарии