search
main
0

Человек перспективы. Ведь и Менделеев был когда-то молодым

В образовательные учреждения Подмосковья в этом году пришли 830 молодых педагогов. Следует ли из этого, что подмосковная система образования привлекательна для молодежи? Престиж учительского труда сегодня повысился благодаря и выросшей зарплате, и организации комфортных условий работы, и вниманию к личности педагога вообще. Министр образования Московской области Лидия АНТОНОВА 20 лет проработала учителем. Она помнит, каково это быть молодым специалистом в школе. Это значит быть человеком перспективы.

– Лидия Николаевна, это ведь самое большое пополнение подмосковных школ за последние годы, не правда ли?- И я этому безмерно рада. Для развития школы необходимо, чтобы не прерывалась преемственность педагогических поколений, чтобы рядом с опытными учителями, мастерами своего дела, работали молодые профессионалы. Искренне надеюсь, что они принесут в образовательную среду Московской области дух творчества, энтузиазма и новаторства.Современный учитель приходит в школу с новым мировоззрением, мироощущением, он общается со школьниками, живущими в постоянно меняющейся социально-экономической и технологической среде, школьниками сетевого поколения, поэтому он должен владеть инновационными методами и технологиями обучения и постоянно осуществлять практическую работу по освоению и внедрению инновационных технологий в учебный процесс.Долгие годы эта профессия была не самой престижной. Было распространено мнение, что в педагогические вузы идут те, кто не смог поступить куда-либо еще. Я с подобными высказываниями никогда не была согласна.- А как лично вы решили стать учителем?- Я окончила обычную, но очень хорошую поселковую школу в Подмосковье. Окончила ее с медалью. Могла поступать в любой вуз, знания наша школа давала превосходные, за что я очень благодарна своим учителям. Но, поступив на вечернее отделение, пошла в свои 17 лет работать: лишними деньги для нашего дома не были. Семья у нас была большая, и родители работали с утра до позднего вечера, чтобы у всех детей была возможность изучать языки, учиться музыке. Мы хотелось помочь родителям, да и заработать средства для себя.Сначала мне хотелось быть врачом, потому что зачитывалась в детстве «Открытой книгой» Каверина. Это до сих пор мое любимое произведение. Такой пронзительный рассказ о девочке (которая, кстати, родилась на нашей лопасненской земле), о нашем российском ученом, микробиологе Татьяне Власенковой, одной из создательниц отечественного пенициллина. Того лекарства, которое спасло миллионы жизней. Книга настолько меня потрясла, что я подумала: какая благородная профессия! Но вот боюсь всего режуще-колющего и всего, что связано с процедурой перевязки, основы медицинской помощи на уроке начальной военной подготовки для меня были самым проблематичным занятием в школе, приходилось пересиливать себя. И я поняла: все-таки не мое.Еще я очень увлекалась математикой. Она не давалась мне легко. Но в моей натуре есть такое: я всегда должна достичь лучших результатов именно в том, что трудно дается. И я подумывала идти на мехмат МГУ. Готовилась к этому серьезно, но…Перед окончанием школы прочитала статью в «Комсомольской правде». Там один известный академик писал, как трудно молодому человеку выбрать нужную профессию. И я подумала, надо идти туда, где тебе легче всего проявлять свои способности. Это залог того, что в будущем удастся сделать что-то значительное. В моей семье были педагоги, и я решилась.Конкурс был большой, 18 человек на место, поступала я на иняз. Нас, первокурсников, собрали, и профессор сказал: «В зале тут девушки, толку от вас мало, вам бы лишь замуж выйти…» Как же я рада, доказав, что он ошибался!- Чем сегодня, кроме перспектив, привлекают в регионе молодых специалистов?- Один из механизмов привлечения перспективных выпускников вузов – единовременные пособия, доплаты. В соответствии с постановлением правительства Московской области от 6 августа 2007 года доплата в размере 1000 рублей выплачивается в составе заработной платы в течение трех лет специалистам, окончившим государственные учреждения высшего или среднего профессионального образования и впервые принятым в год окончания ими обучения на работу по полученной специальности в государственные и муниципальные учреждения Московской области при условии занятия молодым специалистом штатной должности.Также для молодых педагогов, приступивших в год окончания образовательного учреждения к работе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Московской области, предусмотрено единовременное пособие.До 2012 года единовременное пособие выплачивалось только выпускникам высших и средних образовательных учреждений Московской области, но благодаря изменениям, внесенным в закон Московской области «Об образовании», начиная с 2012 года выплаты производятся не только выпускникам высших и средних педагогических образовательных учреждений Московской области, но и выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, приступившим в год окончания соответствующего образовательного учреждения к работе на должностях педагогических работников в государственных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных учреждениях Московской области.Кроме этого, существенно изменился и размер единовременного пособия. Постановлением губернатора Московской области оно для выпускников вузов составляет 28300 рублей, ссузов – 25700. Существенные меры по поддержке молодых педагогов принимаются и в муниципальных образованиях. Выплаты единовременных пособий при поступлении на работу, например, в Подольске – 20000 рублей, в Ленинском районе – 10000, Раменском – 5000. Ежемесячные доплаты в Ленинском районе – 5000 рублей, в Подольске ежемесячная именная стипендия главы города 6000, в Жуковском ежемесячная материальная помощь 5000 рублей. Некоторые районы оплачивают проезд на работу, предоставляют служебное жилье или место в общежитии, помогают оплатить коммунальные услуги проживающим в общежитии. Реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей».Как результат проводимой работы ежегодно в течение последних пяти лет на работу в образовательные учреждения Московской области устраивается около семисот молодых специалистов.Отрадный факт: последние годы наблюдается положительная тенденция: отток молодых специалистов из образовательных учреждений в первые годы работы, составлявший ранее порядка 350 специалистов в год, сократился за последние три года до 150 человек.- Всё молодым?- Конечно же, нет. Для привлечения и закрепления учителей важны не только меры по поддержке молодых специалистов, но и в целом уровень развития системы образования.Финансирование образования Подмосковья является одной из самых крупных статей бюджета Московской области. Расходы консолидированного бюджета региона по образованию в 2012-м по сравнению с 2011-м выросли с 73 до 102 млрд рублей, а бюджет 2013 года утвержден уже в размере 120 миллиардов рублей!Принятый бюджет поможет обеспечить такой же средний уровень зарплаты учителей, как и уровень средней заработной платы по экономике региона. Хотя он в этом году уже превысил ожидаемое значение средней заработной платы по экономике (32228 рублей) и составил за сентябрь 2012 года 34590 рублей. Это превышение на 7 процентов!В 2013 году продолжится поэтапное повышение оплаты труда учителей с целью сохранения ее на уровне средней заработной платы по экономике. Предусматриваются средства на повышение заработной платы с 1 сентября 2013 года: учителей – на 9 процентов, других категорий работников государственных и муниципальных образовательных учреждений – на 6 процентов.Кроме того, с 1 декабря 2012 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» запланировано повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в Московской области. В результате дошкольники будут получать 28388 рублей, что будет соответствовать уровню средней заработной платы работников в учреждениях общего образования.Бюджет 2013 года позволяет:    1 января 2013 года в 1,5 раза увеличить учебные расходы до 1650 рублей на 1 учащегося в год, в том числе расходы на учебники – до 1500 рублей;    увеличить количество школ с высоким уровнем достижений работы педагогических работников, получающих поддержку областного бюджета, до 75 учреждений;    сохранить 150 малокомплектных сельских школ;    обеспечить дистанционное образование всем детям-инвалидам, а их в области 633 человека;    реализовать финансирование новой принятой долгосрочной программы развития образования, которая предусматривает:- продолжение поставок в школы учебно-лабораторного оборудования для учебных кабинетов 72 инновационных школ;- проведение (впервые) областного конкурса на присвоение статуса региональной инновационной площадки по реализации программ либо формирования развивающей и технологичной образовательной среды в школах;- продолжение модернизации технологической базы школьных столовых с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.И в будущем году будут увеличены количество именных премий губернатора Московской области работникам образовательных учреждений Московской области со ста до ста пятидесяти и сумма премии с 45000 до 100000 рублей.- Значит, деньги – решающий фактор?- Не совсем. Важную роль для поддержки молодых педагогов играет их активное участие в общественной жизни учительства области. Мы традиционно приглашаем молодых коллег для участия в педагогических ассамблеях, августовской педагогической конференции, областных праздниках. Вот и на Фестивале педагогического мастерства победителей и лауреатов конкурса «Педагог года Подмосковья» мы второй год проводим форум молодых педагогов Московской области. В 2011 году впервые 160 молодых специалистов стали участниками такого форума, прошедшего в Ивантеевке. Проводились встречи молодых педагогов с различными специалистами: психологами, методистами, представителями профсоюза, состоялись консультации по адаптации начинающих педагогов в муниципальной системе образования.Мы уверены, все это способствует формированию профессиональных качеств у молодых учителей.Конечно, на пути к профессиональному становлению перед молодым учителем нередко встают серьезные проблемы. Это прежде всего проблема адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе. Не секрет, что молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, что полученных знаний в вузе достаточно, но практика показывает, что молодым учителям не хватает того педагогического опыта, который приходит не сразу, а с годами.В большинстве образовательных учреждений области разработаны программы психолого-педагогического сопровождения молодых учителей. Такая поддержка просто необходима начинающему специалисту, ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится хороший профессионал. Первый неудачный опыт, как правило, приводит к тому, что человек не задерживается в профессии.Во многих районах области при поддержке муниципальных органов образования стали появляться клубы молодых учителей как своего рода творческие лаборатории, объединяющие единомышленников.У нас прекрасная учительская молодежь, хочу отметить, что в числе лауреатов ежегодной именной премии губернатора Московской области для работников образования каждый десятый младше 35 лет! И, конечно же, самое важное достижение – победа на конкурсе «Учитель года России-2012» молодого педагога мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии Александра Демахина. Александр стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса в 27 лет! Такие примеры не могут не вдохновлять.P.S. Пока готовился номер, стало известно, что Московская областная Дума утвердила Лидию Антонову на должность первого заместителя председателя правительства области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте