search
main
0

Человек-оркестр. В техногенном искусстве появилась новая специальность

Цепочку привычных сочетаний «режиссер театра», «режиссер кино», «телережиссер» теперь дополнит еще не устоявшееся, но вполне в духе времени – «режиссер мультимедиа». Пять лет назад в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов был осуществлен проект по созданию новой специальности «Режиссура мультимедиапрограмм», а инициатором и разработчиком ее выступила заведующая кафедрой звукорежиссуры и музыкального искусства кандидат технических наук Нина Дворко.

Новый вид режиссуры появился потому, что в нем возникла острая необходимость. Ввиду ограниченных выразительных возможностей программных и аппаратных средств мультимедиа-качество первых аудиовизуальных произведений было низким. Авторами мультимедиапроектов зачастую оказывались люди, неспособные подойти к художественному процессу творчески. Впоследствии интенсивное развитие мультимедийного производства, появление мощных студий по созданию компьютерных игр, интерактивной рекламы, обучающих и образовательных программ привлекло в мультимедиаиндустрию профессионалов из родственных видов экранных искусств: сценаристов, фотографов, видеооператоров, звукорежиссеров. Стало ясно, нужен специалист, который может осуществить реализацию замысла с коллективом единомышленников. И хоть его среда деятельности и выразительные средства довольно специфичны, очевидно, что речь идет о режиссере.

По словам Нины Дворко, ее «детище» – специальность совершенно новой формации. Режиссер мультимедиа – это создатель таких художественных произведений, где синтезированы различные среды, в том числе графика, анимация, видео, текст, звук. В то же время, помимо объединяющей и руководящей роли, ему по определению надлежит быть творцом. Режиссер мультимедийных произведений разных видов и жанров одновременно является и автором визуальных эффектов и компьютерной графики для кинофильмов и телепрограмм, режиссером теледизайна. Он также должен знать не хуже оператора технику освещения, уметь использовать солнечный и искусственный свет, разбираться в стиле исторической эпохи наравне с художником компьютерной графики, а также быть грамотным инженером, понимающим возможности цифровых технологий.

Нина Дворко считает, что данная универсальность характеризует новую специальность именно как специальность нового поколения.

– Режиссер мультимедиа – это и дирижер оркестра, и сам оркестр. Он способен самостоятельно создать все элементы творческого процесса, если это небольшой проект. Наши студенты умеют все: снимать, монтировать, делать звук, создавать трехмерную компьютерную графику, писать сценарий. Даже если кто-то из них не будет работать по специальности, он все равно найдет свою нишу в этой развивающейся индустрии.

– Вы упомянули, что режиссер мультимедиа – создатель художественных произведений. Что вы понимаете под последними?

– Сейчас у нас существуют различные виды мультимедийной продукции: интерактивные игры, образовательные и энциклопедические программы. Но когда мы разрабатывали специальность, то вели разговор о том, чтобы режиссер мультимедиа занимался созданием настоящих, художественных произведений, где бы эстетическое и техническое было приведено к гармонии. Сегодня интерактивные игры ассоциируются со всевозможными симуляторами, приключениями. Большинство из них носит характер «милитари». Почему? Потому что нет художника, творца. А ведь можно, например, создать «Алису в стране чудес» и погрузить пользователя в удивительный, волшебный мир.

Остается добавить, что первый выпуск по специальности «Режиссер мультимедиапрограмм» состоится в этом году, и в этом году впервые набор по ней сделает, кроме СПбГУП, московский ВГИК.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте