Отечественное кино потеряло двух великих артистов – Валерия Гаркалина и Нину Русланову. Они ушли друг за другом – 20 и 21 ноября. Их убил проклятый ковид, который так и не кончается, унося за собой все новые жизни. Но память благодарных зрителей убить невозможно. Образы, которые воплотили на экране Гаркалин и Русланова, навсегда останутся в истории. Однако им пришлось пройти тяжелый путь к признанию.
Нина Русланова не знала своих биологических родителей, как, впрочем, и обстоятельств своего рождения. Когда будущей актрисе было два месяца, она оказалась в детском доме в городе Богодухове, что в Харьковской области. Это был 1946 год, страшная послевоенная разруха, выжить в которой – уже подвиг. За восемнадцать первых лет своей жизни она сменила пять детских домов, где обрела имя и фамилию. Ниной назвала себя сама, а Руслановой стала благодаря инспектору детских домов, которая очень любила великую певицу Лидию Русланову. Позже актриса вспоминала, что таким образом талант легендарной исполнительницы передался и ей.
Хотя дебютная специальность Нины Ивановны была далека от мира искусства. Прежде чем поступить в театральный институт, а затем в знаменитую Щуку, Русланова окончила строительное училище по специальности «штукатур». Вот почему ей так мастерски удавались роли, часто эпизодические, людей из народа – простых, местами хамоватых и при этом потрясающе колоритных. Вспомним тетю невесты – портниху из Твери в «Небесах обетованных» (1991) Рязанова. У Руслановой там буквально несколько реплик, но образ поразительно запоминающийся и типичный.
А еще Руслановой потрясающе удавалось передать женскую боль. Характерно, что в одном из лучших своих фильмов «Завтра была война» (1987) она сыграла мать-одиночку, которая берет на себя мужские функции, становясь комиссаром в юбке – товарищем Поляковой. Героиня Руслановой внешне строга со своей дочерью Искрой. Она вся в прошлом, во временах Гражданской войны, когда были свои и чужие, и чужих надо было убивать, причем чем больше, тем лучше. Кожанка и папироса – вот главные атрибуты товарища Поляковой. Ее девизом вполне могли бы стать страшные слова Горького: «Если враг не сдается, его уничтожают». Они полностью отражают эпоху Большого террора конца 1930‑х, когда словосочетание «враг народа» вошло в повседневную жизнь. И при этом мы видим неизбывную любовь Поляковой к дочери, ее слезы, прорывающиеся сквозь стальную и, казалось, непробиваемую душу.
Впервые же Нина Русланова появилась на экране в 1967 году в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи», где ее партнером стал Владимир Высоцкий. Роль работницы чайной Нади, которая влюблена в геолога Максима, вышла трогательной и драматичной. Русланова создала образ сильной девушки, которая переехала из села в большой город и пытается обрести счастье. Ее мощный, волевой голос и в то же время нежность и искренность заставляют сопереживать героине.
Такой была и сама Русланова, сыгравшая в кино почти 150 ролей, среди которых – актриса Наташа Адашова в картине Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин» (1984), жена генерала Кленского в его же ленте «Хрусталев, машину!» (1998), состоятельная вдова Люба в «Настройщике» Киры Муратовой (2004) и Крячиха в драме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» (2011). Работоспособность Руслановой поражает, но еще больше вдохновляет ее талант. С годами и популярностью она не стала играть хуже, и оттого ее помнят и любят зрители разных поколений.
В послужном списке Валерия Гаркалина также немало ролей. Однако большинству зрителей он запомнился прежде всего по эксцентричной комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли», вышедшей в 1995 году. В этом фарсе актер предстает сразу в четырех ипостасях: рецидивиста Василия Кроликова, знаменитого скрипача Иннокентия Шниперсона, защитника прав цыган Романа Алмазова и темнокожего бортпроводника Патрика Кроликоу. Многоликость и многогранность Гаркалина проявляется буквально в каждой сцене – когда его герой удирает от милиционеров, дирижирует оркестром или поднимает тост за «белого человека». Символично, что признание к Гаркалину пришло именно в 1990‑е – самое свободное десятилетие в истории России. Он сам воплощал этот дух свободы, смены масок, парадоксов – всего того, что полюбил, работая в Кемеровском кукольном театре на колесах в далекие 1970‑е, а затем и в знаменитом Театре Образцова. Для него это пространство было территорией творчества в условиях господствовавшей цензуры.
Первую главную роль в кино Гаркалин исполнил уже в эпоху перемен. В 1989 году он сыграл бывшего картежника Алексея по прозвищу Грек в фильме Сергея Бодрова-старшего «Катала». Хотя Гаркалина озвучил другой актер, зритель оценил его экспрессивность и умение воплотить на экране образ шулера. Дух авантюризма, чисто гоголевский гротеск и острое чувство правоты характерны не только для персонажей Гаркалина, но и для самого артиста. Неудивительно, что судьба сталкивала его с людьми, которые, как и он, шли против течения. Например, в картине «Царь Иван Грозный» (1991) партнером Гаркалина был знаменитый певец протеста Игорь Тальков, который вскоре был убит.
В Талькове и Гаркалине при всей, казалось бы, очевидной разности есть нечто общее – они не готовы примириться с лицемерием и полуправдой, а потому выражают себя полностью. Они не боялись высказывать власти свое несогласие. Их обоих мучил гамлетовский вопрос: быть или не быть? Вот почему в 2002 году режиссер Дмитрий Крымов пригласил Гаркалина на роль принца датского в спектакле Театра имени Станиславского. Эта постановка имела большой успех. Тем самым актер символически соприкоснулся с еще одним великим гражданином – Владимиром Высоцким, также сыгравшим Гамлета, только на сцене Таганки.
Человек-оркестр Валерий Гаркалин и сильная женщина Нина Русланова – артисты с подлинной индивидуальностью. Их невозможно ни с кем перепутать. Их голос, улыбка и слезы навсегда останутся в памяти миллионов зрителей.
Комментарии