search
main
0

Человек неповторимый

Двенадцать лет назад наша школа включилась в эксперимент «Правовое образование школьников». За эти годы у нас была создана целостная система гражданского образования, охватывающая все сферы жизни школы и всех участников образовательного процесса. Ядром системы является этико-правовая вертикаль – это уроки специальных курсов с 1-го по 11-й класс: «Я и мой мир», «Социальная практика», «Права человека в свободной стране», «Основы правоведения». В нашей школе «Социальная практика» – это обязательный предмет для учащихся 5, 6, 7-х классов, который ведется один раз в неделю специально подготовленным учителем.

Программа курса содержит шесть тем, в каждой из которых ведется работа по приобщению учащихся к гуманистическим ценностям. Она ориентирует учителя на самостоятельное построение содержания курса, причем «строительным материалом» являются содержательные модули – подтемы, предлагаемые в каждой теме. Я старалась выстроить модули таким образом, чтобы они были связаны между собой, и наполнить их содержанием, которое было бы интересно детям этого возраста и мне как учителю, – содержанием, дающим новые мироощущения, новые знания, желание думать и рассуждать о жизни, умение защищать свои права и права других людей. Желание активно участвовать в формировании и осмыслении собственной нравственной жизненной позиции.

В качестве примера хочу привести планирование курса «Социальная практика» для 5-го класса. В модуле «Человек и природа» мы идем от частного к общему. В этом возрасте детям близка природа. Отталкиваясь от взаимодействия человека и домашних животных, мы переходим к обсуждению глобальных проблем окружающего нас мира. Ребята приходят к мысли, что человек не «царь природы», а часть ее. Губя ее, он прежде всего губит себя. Природа разнообразна, в ней все неповторимо, также неповторим и человек, так как он является ее частью. Поэтому следующий модуль, к которому я обратилась, – это «Человек неповторимый». Модуль ориентирован на становление ценностных ориентаций и убеждений ученика, на раскрытие духовного мира человека, на воспитание чувств, на познание самого себя через познание других людей, на пробуждение человеческого в человеке, на познание добра и зла, на получение практико-ориентированных правовых знаний, на накопление опыта правомерного поведения. Третий модуль, который, с моей точки зрения, является продолжением двух предыдущих, – это «Я и моя семья». Во многом от семьи зависит, сохранит ли ребенок свою неповторимость, свою индивидуальность, данную ему природой. Именно в этом возрасте, когда дети сохраняют свое трогательное отношение к родителям, с ними полезно говорить об отношениях в семье, о правах и обязанностях детей и родителей.

Работая над содержанием уроков, формой и методами подачи материала, я много думала над поставленными целями и задачами модулей, изучала большое количество литературы, узнала много нового и интересного. Общалась с учителями и специалистами школы, юристами. Освоила богатый спектр методических приемов и находок. Все это позволило оживить урок, сделать его интересным. Эти занятия развивают в личностном плане не только учеников, но и учителя. Мне доставляет удовольствие работать над курсом.

Ребятам курс «Социальная практика» помогает лучше узнать себя, окружающих людей; оценить свои способности и возможности; обсудить свои проблемы и переживания, выговориться, «выплеснуть» наружу то, что волнует; задуматься об окружающей действительности, осмыслить свою жизнь. Способствует приобретению необходимых знаний и социального опыта. Именно на этих уроках подростки из свидетелей учебного процесса превращаются в непосредственных его участников, от которых во многом зависит итог занятия.

Все это позволяет ученикам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, не выходя за рамки закона. Осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом. Они участвуют в школьном самоуправлении, в театрализованном представлении о правах человека. Благодаря обширным связям школы с государственными и общественными организациями ребята создают совместные проекты. Скажем, с детским экологическим центром «Водоканал Санкт-Петербурга». Они участвовали в акциях «Покаяние», «Подарок», в детско-юношеском движении «Союз юных петербуржцев», во Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Всероссийская акция «Я – гражданин России» подтолкнула нас к введению в курсе «Социальная практика» для 7-х классов работы над социально значимыми проектами. И эта работа дала плоды. Год назад ребята самостоятельно выбрали проблему и нашли объект «своей заботы» – дошкольный детский дом №47. Они общались с малышами, читали им книги, играли с ними, гуляли, устраивали для них праздники. Вместе со своими папами чинили мебель. Но главное, подружились с малышами. Наш проект называется «Совершите чудо!» Он продолжается. В этом учебном году ребята хотят провести в детском доме цикл встреч и праздников, воспитывающих патриотизм и гражданственность.

В заключение хочу сказать, что курс «Социальная практика» позволяет учащимся на практике реализовать правовой статус гражданина.

Ирина КОМАРОВА, заместитель директора школы №26, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте