search
main
0

Человек не должен гулять вдоль забора. Владислав КЕТОВ

Почти каждый из нас в детстве мечтал стать путешественником. По потертости страниц географического атласа можно было судить о частоте обращений к нему. За значками, линиями, пунктирами воображение рисовало невиданные маршруты, невероятные приключения. Хоть на мгновение сделаться первооткрывателями удивительных миров мечтали многие, однако мало кому удалось осуществить собственные желания. Один из счастливчиков – путешественник Владислав КЕТОВ, которому в 2003 году Госкомспорта РФ присуждено почетное звание «Выдающийся путешественник России №1».

В его устах «кругосветное путешествие» звучит, как поездка в соседний город. Но Владислав всегда требует уточнения.

– С начала двадцатого века «кругосветка» стала явлением обыденным. Что говорить, если каждый год проводятся гонки кругосветчиков на яхтах. В 1983 году, изучая историю путешествий, я обнаружил, что действительно кругосветных путешествий была масса, однако путешествия вокруг Земли не было.

– Как так?

– Дело в том, что мы неточно формулируем выражения. Что такое кругосветное путешествие? Это путешествие вокруг земного шара, а путешествие вокруг Земли – это путешествие вокруг суши. Когда я совершал свою первую одиночную велопоездку из Ленинграда через Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара) в Свердловск (Екатеринбург), то вспоминал все известные одиночные путешествия. На память мне тогда пришел Глеб Травин, совершивший путешествие с велосипедом в 1929-1930-х годах по периметру Советского Союза. Подумалось: почему человек должен гулять вдоль забора, то есть вдоль государственной границы? Что если двигаться вдоль естественной границы, то бишь по берегу? Когда я представил то, о чем подумал, то чуть не упал с велосипеда. Получается, что, двигаясь вдоль береговой линии континентов, можно объехать всю сушу, кроме Австралии, Антарктиды и островов, не пересекая морей и океанов! Для этого достаточно пересечь два канала: Суэцкий и Панамский, и один пролив – Берингов. Береговая линия – единственная линия, которую не надо рисовать на карте, и этот маршрут существует на любой карте мира.

– Владислав Степанович, когда начался ваш знаменитый проект?

– Я выехал из Ленинграда 14 мая 1991 года и до конца дорог в Канаде добрался 14 ноября 2000 года. К сегодняшнему дню преодолено 144 000 километров по 93 странам. Я объехал всю Европу, Африку, Азию, большую часть Северной Америки и всю Южную Америку. Данное путешествие является абсолютным рекордом по способу передвижения (разными видами экологически чистого транспорта), по идее маршрута (по контуру континентов), по протяженности (более четырех экваторов). У «кругосветчиков» есть культовая цифра – 40 000 километров, то есть длина экватора. В моем незаконченном путешествии без малого уже четыре «кругосветки». Только четыре страны потеряны по разным причинам: Ливия, Либерия, Сомали, Северная Корея. Основной этап путешествия занял 9, 5 лет, и из них пять лет убито на получение виз. Жаль времени, но я человек настойчивый и всегда придерживаюсь правила: никакие отказы не являются препятствиями, пока ты жив.

– Сколько осталось километров, чтобы завершить проект?

– Нужно пройти 25 – 30 тысяч километров арктического побережья Евразии и Северной Америки. Здесь велосипед не годится. Необходим другой транспорт. Может быть, это будет каяк, может быть, флайбот. Проблема, как всегда, в финансировании.

– Что вы делали в периоды ожидания виз?

– Зарабатывал себе на жизнь. По первому образованию я – художник, график, портретист. Рисовал людям портреты.

– Поскольку вы – художник, то как запечатлеваете то, что видите в дороге?

– Если запечатлеваю, то фотоаппаратом: у меня около 20 тысяч фотографий. Если и рисую, то только портреты. Портретов нарисовал несколько тысяч, из них половина ушла на продажу, а половина в благодарность людям, которые оказали мне содействие.

– Обращаете внимание на архитектурные достоинства мест?

– Я не турист. Первый месяц в Европе у меня еще слабо теплилась мысль о том, что надо бы осматривать достопримечательности, однако она уступила место другой задаче: нужно осуществить свой проект. Поскольку много времени уходит на оформление документов, то его приходится нагонять в дороге. Когда в день норма 100 километров, то не до местных красот. Конечно, когда где-то основательно застреваешь, то стараешься посетить известные места. К примеру, в Париже, задержавшись на четыре месяца, я неоднократно сходил в Лувр. Впрочем, я пришел к выводу, что на тот момент, когда где-то проезжаю, главной достопримечательностью являюсь я сам.

– Не вспомните какие-либо забавные случаи во время путешествия?

– В Салониках, в Греции, увидел памятник Александру Македонскому. Он на коне, и мне захотелось сфотографироваться со своим «Буцефалом». Подошел к старушке и начал просить ее на английском языке запечатлеть меня с велосипедом. Она долго слушала, потом махнула рукой и сказала на чистом русском: «Сынок, я все равно ничего не понимаю».

А вообще, увы, я ехал не тогда, когда мне хотелось, а когда получал разрешение. Поэтому все пустыни, а их было восемь, прошел в сухой сезон, а тропические леса – в сезон дождей. Труднее всего пришлось в Анголе: в качестве еды пригодилась даже змея. Зато когда выбрался и приехал в Кейптаун, то в посольстве поинтересовались: в каком месте я перешел Анголу? Когда показал, то один из сотрудников сообщил, что в этом месте у Ангольского правительства располагался концлагерь. Причем концлагерь без забора, и все жители знали, что оттуда нельзя выйти. А я не знал и вышел. Иногда неведение – главное достоинство.

– Сколько вы сменили велосипедов?

– Пять. Менял в Париже, Кейптауне, Владивостоке. На четвертом велосипеде объехал обе Америки – это более 50 тысяч километров – и привез его домой. А через год его у меня дома из коридора украли. Было очень грустно.

– Из чего состоит багаж путешественника?

– Как правило, это самые необходимые вещи. К тому же багаж распределяется по велосипеду. К примеру, в проблемных местах, то есть в пустынях, убирается все лишнее, а свободные места занимаются емкостями для воды. В целом мой багаж составляет порядка 50 килограммов.

– Случались ли у вас конфликты во время путешествия?

– Конфликты происходят из-за неправильного поведения одной из сторон. Если вы из себя не строите Кука, то все обходится.

– Существует ли языковой барьер и как решить проблему общения?

– Незнание языка – не самая большая проблема. На мой взгляд, языкового барьера нет. Важно помнить два основных закона человеческого общения. Первый закон: если люди хотят друг друга понять, то рано или поздно они объяснятся. Важно, чтобы вас хотели понять. Второй закон: в прямом общении вербально, то есть словами, передается до 30 процентов информации. Все остальное передается по другим каналам: мимика, жесты. Главный канал передачи информации – интонация. Интонацию понимают абсолютно все люди, и более того, ее понимают звери.

– Кстати, а как насчет встреч со зверями?

– Все звери знают, что нет зверя опаснее человека, и уверяю вас, все животные стараются держаться от него подальше, кроме летающих кровососущих. Вокруг Африки я ехал более двух лет, ночевал в палатке в саваннах, пустынях, джунглях, и ни разу не было случая нападения на меня хищника. Только один раз я встретил слона, но мы с ним мирно разошлись в разные стороны.

– Вы путешествуете с оружием?

– Нет, с оружием опасно. У меня есть нож, но он не для обороны, а для рытья и обработки.

– Болели ли в дороге?

– Да, но несерьезно. При нормальном подходе к делу этой опасности нет. В экстремальных условиях иммунная система человека работает отлично, она способна уберечь его от любой болезни. Вспомните, во время войны люди не болели, болезни начинались тогда, когда их списывали. Но иммунную систему нужно поддерживать. Для этого рекомендую средство: рано утром, пока организм вялый, теплый, расслабленный, сунуть его на короткое время под холодную воду. Это сигнальная процедура. Иммунная система получает сигнал из внешней среды, которая неблагоприятна, следовательно, надо мобилизоваться. И она мобилизуется. Этого на день хватит. На следующее утро нужен новый сигнал.

– Владислав Степанович, и все-таки банальный вопрос: зачем вам этот проект?

– Отвечу просто: мы всегда будем первые. Это первое в истории путешествие вокруг Земли, и я этим очень горд.

Санкт-Петербург

Владислав КЕТОВ проехал 144 тысячи километров и побывал в 93 странах

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте