География – особенный школьный предмет, интегрирующий в своем содержании учебный материал, связанный как с природными ресурсами и условиями, так и с социально-экономическими особенностями отдельных стран, крупных географических регионов и мира в целом.
Исторически сложилось так, что в середине 30-х годов прошлого века административным решением высшей партийной власти единый по содержанию школьный курс географии был разделен на два курса: физическая география и экономическая география. Несмотря на мнение многих известных ученых, методистов, вузовских и школьных преподавателей о том, что такое искусственное деление содержания некогда единого курса привело к тому, что «человека забыли», что разъединили школьной программой реально существующие взаимосвязи между природой, населением и хозяйством, что приходится два раза, с разрывом во времени, изучать сначала природные, а уже затем хозяйственные особенности отдельных территорий, привычное и закрепленное в государственных программах прошлого века раздельное изучение физической и экономической географии широко представлено и в современной школе. При этом и в действующем Госстандарте, и письмах Министерства образования уже рекомендована реализация комплексного подхода к изучению географии. Подготовлены концепция и программа, предусматривающие изучение географии в школе по-новому.
Объективной причиной, сдерживающей реализацию комплексно-страноведческого подхода к изучению школьной географии, было, несомненно, отсутствие соответствующих учебников.
Первый комплексный учебник «География России. 8-9 кл.» был подготовлен авторским коллективом из Санкт-Петербурга, в то время Ленинграда, под редакцией выдающегося ученого географа, академика А. В. Даринского. Учебник изначально готовился как дополнение к существующим учебникам по географии СССР. Основной целью при подготовке этого учебника было обеспечить более глубокое изучение особенностей природы, населения и хозяйства России как одной из республик, входящих в состав СССР. Объем учебного материала этого учебника был небольшим, так как он рассматривался как дополнение к существующим учебникам.
Первый полновесный комплексный учебник по географии России был издан издательством «Экопрос» в 1999 году (I часть), 2000 году (II часть). Первая часть называлась «География России. Природа и население», 8 кл., вторая – «География России. Хозяйство и географические районы», 9 кл. С 2001 г. эти учебники стали издаваться в издательстве «Дрофа». В этом году выйдет уже 8-е издание каждой части учебника к школьному курсу «География России».
Учебники к школьному курсу «География России», как I часть, для 8 класса, так и II часть, для 9 класса, вышли под редакцией профессора МГУ им. М. В. Ломоносова А. И. Алексеева, специалиста в области географии населения. Наконец-то в центре всего содержания школьного курса географии был поставлен человек. Человек как связующее звено между природой и производством. Антропоцентризм рассматривался как основной критерий, влияющий на отбор содержания учебного материала. При изучении природы подробно рассматривались аспекты, связанные как с влиянием человека на природу, так и природы на человека. Были введены понятия «природно-хозяйственная зона», «географический район», связывающие в своей сути природу и хозяйственную деятельность человека. Вслед за учебниками по «Географии России» для 8 и 9 кл. под ред. А. М. Алексеева в издательстве «Дрофа» вышли учебники по «Географии России» под редакцией В.П. Дронова. Учебник вышел также в 2 частях. Первая часть, для 8 кл., называлась «Природа. Население. Хозяйство», а вторая часть, для 9 кл., – «Хозяйство и географические районы». Учебники, изданные в «Дрофе», написаны двумя авторскими коллективами и существенно отличаются по содержанию и структуре учебного материала, но, по сути, это учебники нового поколения, дающие возможность перевести преподавание географии на новые комплексно-страноведческие рельсы.
Уже подготовлены и изданы учебники для 6 класса – «География. Землеведение», начинающие эти две новые линии учебников географии, подготовлен и издан первым тиражом учебник для 7 кл. – «География. Страноведение», который полностью замкнул линейку новых учебников издательства «Дрофа», подготовленных и изданных под ред. кандидата географических наук О. А. Климановой (6, 7 кл.) и доктора географических наук А. И. Алексеева (8, 9 кл.). Учебник для 7 класса в линии под ред. доктора географических наук В. П. Дронова находится в работе.
Кроме этого, впервые к линии учебников «Землеведение», 6 кл., «Страноведение», 7 кл., «География России. Природа и население», 8 кл., «География России. Хозяйство и географические районы», 9 кл. картографическим издательством «ДИК» подготовлен полный комплект из атласов и контурных карт с системой заданий для учащихся. Учебник «География мира», 10 кл., который будет завершать линии учебников 6-9 кл., также находится в работе. Атлас и контурные карты к этому учебнику уже подготовлены.
В составе УМК новых линий учебников, кроме атласов и контурных карт, могут рассматриваться и впервые созданные в издательствах «ДИК» и «Дрофа» справочно-статистические материалы «Социально-экономическая география России» (автор – доктор педагогических наук Е. Л. Плисецкий) и «Социально-экономическая география мира» (авторы – кандидат географических наук В. Н. Холина, кандидат географических наук А. С. Наумов, доктор географических наук И. А. Родионова).
Новая линия учебников географии издательства «Дрофа» является реальной основой, которая может помочь в реализации новых образовательных и воспитательных целей, стоящих перед школьной географией. Школьная география в настоящее время не является ни физической, ни экономической, а все больше становится географией «человеческой», географией культуры, содержание которой способствует воспитанию патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников, знающих и понимающих основные проблемы своей страны и пути их решения.
Содержание каждого нового курса школьной географии «работает» на отражение объективно существующих реалий во взаимоотношениях природы – человека – общества.
В курсе «Землеведение», 6 кл., при изучении геосфер основные акценты делаются на отражение влияния литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы на жизнь людей, их хозяйственную деятельность. Показывается роль современного производства в изменении качества окружающей человека среды.
В курсе «Страноведение», 7 кл., перед учащимися развертывается все качественное разнообразие в системах природа – население – хозяйство на территории мировой суши и океана и в пределах территорий различных материков. Учащиеся узнают о разнообразии стран мира, учатся понимать причины такого разнообразия.
В курсе «География России», 8-9 кл., отражено разнообразие в природе, населении и хозяйственной деятельности населения на территории родной страны. Подробно изучаются географические особенности своего родного края, привлекая для этого дополнительные учебные материалы из региональных учебников географии и дополнительные учебные часы из региональной части базисного учебного плана. Учащиеся узнают о месте и роли своей страны в мировой экономике и культуре, учатся понимать взаимосвязь между историей развития, современным социально-экономическим состоянием государства и качеством жизни населения.
При изучении курса «География мира», 10 кл., основной учебной задачей является формирование политической грамотности учащихся. Важно научиться понимать и оценивать современное состояние экономики и основные направления политики ведущих стран современного мира, наиболее крупных экономических и политических группировок стран. Формируется понимание возрастающей роли России в борьбе за «многополярность» современного мира, взаимосвязей экономики и политики на примере отдельных стран или группировок стран – одна из важнейших образовательно-воспитательных задач курса «География мира».
Изменение содержания, структуры школьной географии, основных целей изучения географии, направленных на подготовку выпускников к жизни и работе после школы, влечет за собой и изменение методики преподавания. На первое место выходит практическая и прикладная направленность обучения, формирование необходимых для жизни компетенций. Современный урок – это урок, построенный с опорой на самостоятельную деятельность учащихся по получению и обработке информации, необходимой им для решения учебных задач. Современные мультимедийные средства обучения в виде интерактивных карт, наглядных пособий в сочетании с учебником дают возможность повысить эффективность обучения. Они являются средствами мотивации к обучению, дальнейшему познанию окружающей действительности и содержат возможности использования разнообразных методов обучения. Самостоятельное исследование проблем, решение учебных задач с использованием цифровых образовательных ресурсов и интернета дают возможность учащимся самостоятельно определять степень и глубину познания изучаемой темы, пробуждает у них интерес к обучению, к изучаемому предмету.
Издательство «Дрофа», кроме новых учебников географии, новых атласов, контурных карт и справочников, предлагает к новому учебному году еще и набор из 60 интерактивных географических карт по географии России, мира, подготовленных на CD-ROM, готовятся и другие интерактивные средства обучения.
Издательство «Дрофа» поздравляет всех преподавателей с началом 2007-2008 учебного года и желает творческих успехов. Надеемся, что наши учебники географии, атласы, контурные карты, справочники, настенные карты и интерактивные наглядные средства обучения помогут вам сделать ваши уроки более эффективными, а главное – более интересными.
Владимир СИРОТИН, главный редактор издательства «Дрофа», автор учебников и методических пособий
Комментарии