Сто лет назад, 12 ноября 1915 года, в Иркутске родился Георгий Леонидович Асеев – знаменитый руководитель народного образования Москвы.
В 1922 году семья Асеевых переехала в Москву. В 1933 году, через год после окончания школы, Георгий поступил на педагогические курсы в Загорске, а в 1934-1939 годах работал учителем русского языка и литературы в Тульской области, параллельно с преподавательской деятельностью проходил курс обучения в Первом Московском государственном пединституте, который окончил в 1938 году.В 1939 году Георгий Асеев был призван в армию, через год он поступил во 2-й школу младших авиаспециалистов Краснознаменного Балтфлота, в сентябре 1941 года его назначили заместителем редактора многотиражной газеты «На страже Родины», в 1942 году в политотдел спецчасти ВВС КБФ инструктором по информации, в 1943 г. – инструктором по пропаганде. В мае 1943 года Асеева перевели в политотдел ВВС КБФ, где он находился до августа 1946 года, когда был уволен в запас на основании личного заявления. Георгий Асеев за заслуги в годы Великой Отечественной войны был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Отдавший педагогической работе все 40 послевоенных лет своей жизни, он никогда не забывал годы, проведенные на фронте.Вернувшись в Москву, фронтовик Асеев год работал заведующим учебной частью мужской средней школы №186 Свердловского района, а с июня 1947 года – директором школы №182 того же района столицы (в 1953-1954 годах он возглавлял школу при посольстве СССР в Китайской Народной Республике). Руководя школой №182 до 1956 года, Георгий Леонидович превратил ее в одну из передовых школ в городе, на опыте Асеева по руководству школой учились директора школ Москвы и РСФСР.В течение года в школе №182 планировали и проводили 86 открытых урока, которые подвергали в коллективе подробному анализу, их материалы включали в методический фонд школы, слаженно работали методические объединения учителей начальных классов и предметные комиссии, для учителей регулярно проводили собеседования, лекции и конференции. Стержнем школы, безусловно, было грамотное планирование образовательного процесса. Директор, «мозг и сердце школы», стоял во главе этого мероприятия, подчеркивая: «Если я с утра пришел в школу с готовым планом, я хозяин положения, нет такого плана – мною управляют, а не я управляю».Как лучший директор школы Георгий Асеев был выдвинут на должность заведующего Коминтерновским районным отделом народного образования (февраль 1956 г.), 25 июня того же года назначен заместителем заведующего, в 1958 году первым заместителем, а 30 октября 1962 г. заведующим Мосгороно.В 1960-е годы в систему гороно входили 18 районных отделов, Асеев усовершенствовал систему управления народным образованием столицы, в первую очередь была повышена заработная плата заведующих районными отделами и инспекторов. Большое внимание в столице уделяли курсам обучения резерва руководящего состава, к 1969 году их окончили 300 человек, которые получили назначение руководителями школ. На эти курсы роно направляли лучших учителей, которые в течение года изучали проблемы управления и хозяйствования, возрастную психологию, педагогику, школьные программы и методику контроля за их выполнением. В период обучения каждый слушатель стажировался у опытных директоров школ, работал над дипломным проектом по одной из ведущих проблем управления школой, проходил практические занятия по общешкольному планированию, ведению школьной документации, архивному делопроизводству. Наряду с годичными курсами без отрыва от производства было принято решение об открытии двухмесячных курсов директоров с отрывом от производства, позволяющих за год обучить 400 человек, а за 5 лет осуществить переподготовку всех руководителей школ столицы.Георгий Леонидович Асеев немало сделал для профессионального совершенствования учителей столицы. В начале 1960-х годов коренным образом стала перестраиваться система повышения квалификации педагогов. Ведущим звеном этой системы был Московский городской институт усовершенствования учителей, к которому в качестве шефов были прикреплены кафедры ведущих вузов столицы, к переподготовке кадров были привлечены силы 29 высших учебных заведений и НИИ столицы, в том числе 125 доцентов и профессоров. Многие учителя столицы успешно осваивали методы преподавания, разработанные учеными, на годичные курсы института прежде всего направляли молодых и малоопытных учителей. Кроме традиционных курсов, в программе института появились новые – тематические и проблемные. Одним из новшеств стало совершенствование учителей, выполняющих функции воспитателя, классного руководителя. Для обобщения и распространения передового педагогического опыта активизировалась издательская деятельность МГИУУ, в 1973-1978 гг. вышли в свет около 400 изданий института.Перестроил свою работу и Московский городской Дом учителя. Для молодых педагогов был открыт клуб «Современник», призванный расширить кругозор учителей и обеспечить рост их профессионального мастерства. Формы работы клуба были разнообразными: встречи с опытными педагогами, диспуты, лекции.Параллельно с совершенствованием работы крупных методических учреждений шло создание школ передового опыта. В 1963 году учителей, создавших вокруг себя такие школы, было 1364. Высшей формой обобщения и распространения передового опыта стали научно-практические конференции, к подготовке и проведению которых активно привлекали ученых-педагогов. Начиная с середины 1960-х годов, городские научно-практические конференции стали неотъемлемой частью развития образования Москвы.Городской отдел образования в качестве наиболее эффективного решения проблемы привлечения в школы молодых специалистов создавал в школах классы и группы с углубленным трудовым обучением по педагогическому профилю, чтобы старшеклассники, проявляющие интерес к профессии учителя, могли приобщиться к конкретным видам педагогической деятельности. Руководство московского образования неоднократно подчеркивало, что, предъявляя высокие требования к работе учителя, необходимо постоянно заботиться об облегчении труда педагогов. Асеев пытался предотвратить отток из школ опытных учителей-пенсионеров, стремился оградить учителей от лишней бумажной работы, улучшал жилищные условия работников образования, заботился о качественной организации отдыха педагогов в период отпусков. В своих многочисленных выступлениях он не переставал восхищаться столичными учителями – основным двигателем системы образования. В 1968 году в Москве было 373 заслуженных учителя школы РСФСР и около 5000 отличников народного просвещения. В 1979 году среди московских учителей было 4 Героя Социалистического Труда, а учителю школы №345 Л. Филипповой первой в городе было присвоено высокое звание «Народный учитель СССР».Олимпиадное движение в то время охватило более 200000 учащихся. Большая роль отводилась факультативным занятиям. Выступая на совещании заведующих отделами народного образования в Праге в октябре 1973 года, Георгий Асеев коснулся проблемы эффективности урока: «Пути повышения эффективности урока мы видим в дальнейшем развитии познавательной активности и самостоятельности детей, широком применении метода проблемного и дифференцированного обучения, наглядности и технических средств, в совершенствовании системы формирования у учащихся практических навыков, развитии кабинетной системы».Новым словом в столичной педагогике стало учебное телевидение, внедряемое в практику преподавания с 1965 года. В начале 1970-х годов телевизорами были оснащены 97% школ города (на 1 сентября 1972 г. в школах столицы был установлен 2241 телевизор). Продолжительность фильмов варьировалась от 15 до 30 минут в зависимости от возраста учащихся. В 1972-1973 учебном году телевизионная программа состояла из 723 учебных передач: 520 урочных и 203 внеурочных. Учебное телевидение разрабатывало передачи и рубрики для учительской аудитории, для оперативного внедрения научно-популярных фильмов в образовательный процесс работали Фонд городского кинопроката и районные фильмотеки. Если в 1969 г. были проведены 4976 уроков с использованием учебных фильмов, то в 1971-1972 учебном году – 18713, то есть почти в 4 раза больше.Внимание гороно концентрировалось на развитии кабинетной системы в школах, активно внедряемой в образовательный процесс с начала 1960-х годов. С 1972 года в школах столицы были оснащены около 10000 предметных кабинетов (2800 киноаппаратов, 1800 телевизоров, 3000 магнитофонов, 5500 диапроекторов, 3400 проигрывателей, 240 лингафонных кабинетов), через 10 лет количество предметных кабинетов составило около 22000, была проведена большая работа по их оснащению необходимыми материалами. Пристальное внимание Асеев уделял методике преподавания истории, обществоведения и литературы. Предоставление всеобщего среднего образования было одним из главных направлений деятельности Мосгороно. «Всеобщее среднее образование не самоцель, не благотворительное мероприятие, организуемое с гуманных позиций, а настойчивая экономическая необходимость», – заявлял Георгий Леонидович в 1972 году. Трудовое обучение стало одним из символов советской школы. «Школа не может воспитывать белоручек. Поэтому самообслуживание, трудовые летние лагеря, кружки технического творчества, опытническая работа на участке, общественно полезный труд учащихся, всякая полезная трудовая инициатива учащихся должны всемерно поддерживаться и поощряться», – считал Асеев. Наиболее рациональным и прогрессивным видом трудового обучения Георгию Леонидовичу представлялись учебно-производственные комбинаты, которые стали создавать в столице одними из первых в стране в начале 1960-х годов. В качестве образцово-показательного УПК Асеев приводил комбинат Первомайского района, рассчитанный на 235 рабочих мест, 21 школу (около 4000 учащихся) и предлагавший школьникам 11 видов трудовой подготовки по популярным рабочим профессиям. В 1982 году свыше 1000 предприятий города оказывали помощь школам в организации трудового воспитания. Летом 1982 года более 25 тысяч старшеклассников в составе 2015 производственных бригад работали на промышленных предприятиях, на транспорте, в сфере обслуживания, на благоустройстве и озеленении города, что позволило заменить 12,5 тысячи рабочих. Тогда же вклад старшеклассников в сельское хозяйство страны составил свыше 5 миллионов рублей.Проблемы воспитания Асеев считал не менее важными, чем аспекты обучения. Воспитание не могло ограничиваться только уроком. Этому должна была активно способствовать вся система внеурочной деятельности. К организации внеурочной деятельности предъявляли такие требования: многообразие и разносторонность, охват всех учащихся, целеустремленность и идейность, развитие общественной активности, познавательность, добровольность, различные формы организации (эксперимент, поиск, конструирование, изобретательство, исследование). По данным на 1 января 1971 г., только в системе гороно насчитывалось 37 дворцов и домов пионеров, 15 детских парков культуры и отдыха, 34 спортивные школы, детская экскурсионно-туристическая станция, художественная школа, станции юных техников, клубы моряков, речников и полярников, воспитательный процесс в школе призван был противодействовать росту детской и подростковой преступности.Руководство образованием Москвы было заинтересовано в увеличении групп продленного дня, считая их эффективной формой усиления общественного воспитания детей и подростков, открывающей новые возможности для воспитания гармонической личности. В 1975 г. таких групп насчитывалось 4603 с охватом 160000 учащихся, в 1982 г. Асеев заявлял о привлечении в группы продленного дня четверти миллиона учащихся.Асеев подчеркивал, что только стиль жизни и работы школы создает привычки к культурному поведению, культурному труду, культурным отношениям в коллективе (при этом роль отдельных мероприятий признавалась ничтожной). В московских школах в середине 1960-х годов сложилась система традиций: торжественные церемонии (начало учебного года, Последний звонок, прием в пионеры на Красной площади или в историко-революционных музеях, вручение комсомольских билетов, линейки и митинги, вынос школьного знамени), праздники (букваря, труда, спорта), предметные олимпиады с торжественным подведением итогов, строевые смотры и лыжные соревнования, деятельность школьных музеев.Ярким явлением советского образования, безусловно, были пионерская и комсомольская организации, которые призваны были оказывать активное содействие педагогическим коллективам в решении учебных задач и совместно с ними воспитывать «жизнедеятельного, влюбленного в жизнь, но не боящегося трудностей поколения».Особое внимание городской отдел народного образования уделял работе с родителями учащихся. В 1963 году в Москве работали 826 родительских комитетов школ и 20820 классных. Более 82000 родителей оказывали помощь школе, органы управления образованием эффективно пытались искоренить практику умаления роли родительских комитетов, для повышения эффективности диалога с родителями были учреждены Московский городской совет родительской общественности и специальные семинары, которые за первые 4 года собрали более 56000 родителей-активистов. Разгромной критике была подвергнута старая практика проведения родительских собраний (сообщение об отметках, шаблонные призывы «заставить» и «призвать к порядку», выговоры родителям двоечников). В новой ситуации, как отмечал Асеев, «передовые педагоги стараются коренным образом изменить характер родительских собраний: делают их строго тематическими, включают в них педагогические беседы и насыщают их живым материалом из практики своих слушателей, вовлекают родителей в обсуждение злободневных педагогических вопросов, организуют к собранию выставки ученических работ».Начальник образования Москвы регулярно находился в рабочих поездках, распространяя лучший опыт школ столицы и активно взаимодействуя с коллегами в РСФСР и СССР. Не менее активной была деятельность Георгия Леонидовича за рубежом. В 1950-1980-е годы Асеев с рабочими визитами посещал Китай, Данию, Камбоджу, Австрию, ГДР, Норвегию, Венгрию, Польшу, Швецию, Чехословакию, Болгарию, Румынию, США, Японию.Георгий Асеев – автор фундаментальных статей, освещающих опыт организации и руководства учебно-воспитательным процессом школы, его работы заняли достойное место и в зарубежной педагогической печати.По приказу по аппарату ГУНО от 15 мая 1986 г. в связи с выходом на пенсию по возрасту и собственному желанию Георгий Леонидович Асеев покинул пост руководителя образования Москвы, который занимал почти 25 лет. Отдав служению педагогике 52 года своей жизни, пройдя путь от провинциального учителя до главы передового столичного образования, Георгий Асеев не смог прожить без любимой работы: в том же году он скончался.Более чем полувековой труд Георгия Леонидовича отмечен правительственными наградами и званиями: орденом «Знак Почета», почетным званием «Заслуженный учитель школы РСФСР», тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов.Михаил ВИНОГРАДОВ, учитель истории гимназии №1797 «Богородская», кандидат исторических наук, почетный работник общего образования РФ
Комментарии