search
main
0

Человек культуры. Настоящий учитель тот, встреча с которым меняет судьбу ребенка

Первый заместитель председателя правительства Московской области Лидия АНТОНОВА убеждена, что сегодня меняется сам смысл школы, происходит сдвиг «от человека образованного» к «человеку культуры». Ведь исходная педагогическая установка, сам образ школы связан с определенной целостной культурой, с определенным разумом, определенной идеей личности. Сейчас настало время «диалогических методов обучения». Но они окажутся действенны только в том случае, когда диалог будет служить не только одним из способов организации учебного процесса, а станет принципом построения содержания обучения.

– Лидия Николаевна, сейчас наиболее востребованы так называемые практико-ориентированные дисциплины. А как считаете вы, чему необходимо научиться человеку, чтобы стать успешным в современном мире?- В сегодняшнем информационном, сетевом мире задачи школы, педагога не те, что раньше. Учитель для учащихся должен стать не носителем бесспорной истины, а источником интересной информации к размышлению, советчиком и помощником при самостоятельной работе, равноправным участником дискуссии.В процессе такого сотрудничества развиваются навыки межличностного общения, происходит обмен идеями, отыскиваются решения, оцениваются разные варианты и тем самым усиливается творческое начало учения. Подобная организация учебного процесса гуманизирует характер отношений учителя и учащихся. Педагог демонстрирует полное доверие к школьникам, поддерживает их успехи и содействует формированию у них уверенности в себе и самоуважения.Большой интерес у учителей вызывает концепция школы диалога культур.Школа диалога культур – концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры.Традиционная цель и смысл такого института, как школа, – вхождение ребенка в культуру, переключение культуры в индивидуальное сознание ученика. В этом и состоит главная задача учебной деятельности.Модернизация российского образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход.Понятие «компетентностный подход» получило распространение сравнительно недавно. Обращение к нему связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они и хранятся в энциклопедиях, на интернет-сайтах. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.Таким образом, я могу сказать: у каждого учителя сегодня есть возможность выбрать тот способ преподавания, тот «путь исследования», который, на его взгляд, будет наиболее эффективным. Тот, который позволит ребенку не просто накапливать знания, но и научит  грамотно их применять.Эти принципы у нас реализуют наши педагоги. Мне очень нравится, как работают наши педагогические лидеры – члены Клуба «Педагог года Подмосковья». Наталья Евгеньевна Талаева, учитель истории и обществознания из Чехова, Светлана Валентиновна Кузнецова, учитель математики из Коломны, Андрей Григорьевич Сиденко, молодой учитель из Мытищ, который сегодня является обладателем звания «Педагог года Подмосковья», – они именно так учат детей, с высоким профессионализмом и любовью к своему делу. Примеры можно продолжать. Недавно я была участником IX традиционного слета участников областного конкурса «Педагог года Подмосковья», в котором принимали участие более 400 педагогов. Открытые уроки и мастер-классы этих учителей – настоящий пример высокого педагогического мастерства.- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? И был ли у вас такой учитель, который в большей степени повлиял на вашу судьбу?- Настоящий учитель тот, встреча с которым меняет судьбу ребенка. Он помогает подняться упавшему и окрыляет тех, кто способен подняться в небо. Его внимание, любовь и забота способны разбудить навеки, казалось бы, уснувшую душу подростка, с детства сталкивавшегося с черствостью и жесткостью мира взрослых. Такой учитель владеет философским камнем, который искали алхимики, камнем, превращающим любое вещество в золото.Каждый педагог помнит своих «крестных» – людей, соприкоснувшись с которыми, попав под их магнетическое влияние, он раз и навсегда принял решение:  я стану таким же, я буду учить людей. Были и в моей жизни такие учителя.Я никогда не забуду свою первую учительницу Ирину Федоровну Осокину, я даже свою дочь назвала Ириной в ее честь.А учителем английского языка меня сделала Клавдия Андреевна Воронкова,  в годы, когда любой иностранный язык был мертвым, казался совершенно бесполезным, она заставила влюбиться в этот предмет. Я стала учителем английского языка  и ни на минуту не пожалела о своем выборе!И конечно же, огромную роль в моем профессиональном становлении сыграл Ефим Давидович Шварцман. Участник войны, великолепный педагог, замечательный человек, он учил меня как ученицу, а позже, когда я пришла в школу работать, уже как учительницу,  ведь он был директором школы.Если бы не общение с этими людьми, не их колоссальное личное воздействие, если бы не они, моя судьба была бы совсем иной.Но самый первый урок любви к учительской профессии я получила раньше, чем пошла в школу, его преподал мне мой дедушка Николай Никифорович Сицко. Давным-давно, в конце XIX века, в глухой деревне на западе Белоруссии, близ Гродно, в бедной многодетной крестьянской семье жил мальчик. Местный священник оценил его способности, и маленький Коля, проникшись добрым советом, отправился один пешком в город. Сил, упорства, характера и помощи добрых людей ему хватило на то, чтобы выучиться, окончить университет и стать учителем. Но путь его в школу был долгим. Все войны начала XX века пришлось ему пройти, прежде чем начался его многолетний труд на ниве просвещения. Во всех ситуациях я всегда помню одно из напутствий моего деда: «Если начинаешь дело, в которое веришь, начинай его на «пять», тогда и результат будет отличный!»- С какого возраста, на ваш взгляд, начинается образование и воспитание человека? С чего? Какова роль в этом семьи, окружения, школы?- Как известно, Василий Александрович Сухомлинский в ответ на вопрос, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка, задал встречный вопрос: «А сколько лет вашему ребенку?» – «Годик…»  Известный педагог воскликнул: «Вы опоздали ровно на один год!» Сегодня эта мысль еще более актуальна – дети получают огромный объем информации из Интернета, из средств массовой информации, и если вовремя не направить эти потоки в нужное русло, нам останется только повторить за Сухомлинским – вы опоздали.А вот разделять,  где задачи школы, а где семьи, по-моему, нельзя. Только там, где есть ответственное отношение и родителей к своему родительскому долгу, и учителей – к профессиональному, там воспитание и обучение эффективны.- Как вам кажется, финская система «всем поровну и все равные» перспективна? И возможно ли ее перенять и претворить в жизнь в условиях Московской области?- У системы образования Финляндии, конечно, есть чему поучиться. Хочу отметить, что мы очень тесно взаимодействуем с системой образования этой страны – взаимные стажировки педагогов и студентов, семинары, встречи обогащают опытом и помогают лучше работать.Что касается равенства,  безусловно, каждый школьник должен иметь все возможности для раскрытия своих талантов независимо от того, живет ли он в большом городе, наукограде или небольшом поселке. Результаты олимпиад, анализ побед наших школьников показывают, что нам удается решить эту задачу.- Лидия Николаевна, а что для вас лично значит Московская область? Как поддерживается социальная сфера в области?- Московская область – моя малая родина, вся моя жизнь связана с Подмосковьем. Поэтому меня радуют успехи области. Выступая с программным обращением, руководитель Московской области Андрей Юрьевич Воробьев отметил: «По многим показателям Подмосковье уже входит в пятерку наиболее развитых экономик среди регионов России». И очень важно, что экономические успехи Подмосковья прямо влияют на развитие социальной сферы. Бюджет на 2013 год социально ориентирован более чем на 70 процентов. В этой цифре повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение современного оборудования для школ, больниц, спортивных комплексов.- Каковы приоритеты образовательной политики региона?- Первоочередными задачами для нас является безусловное выполнение майских указов Президента России Владимира Владимировича Путина, формирующих государственную политику в социальной сфере.Один из указов предусматривает принятие мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения.У нас есть долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Московской области на 2012-2014 годы», которая включает мероприятия по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений. В программу дополнительно внесли мероприятия по возврату в систему дошкольного образования зданий детских садов, используемых не по назначению, созданию мест за счет рационального использования помещений в зданиях дошкольных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством.Внесены изменения в закон Московской области «Об образовании», который наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями по финансовой поддержке частных детских садов.На решение проблемы очередности в детские сады направлены бюджетные средства в объеме более 5 миллиардов 294 миллионов рублей, большая часть (более 4 миллиардов 218 миллионов) – из бюджета Московской области.В результате принятых мер в 2012 году за счет всех источников введено 20256 мест, что больше, чем планировалось (по плану – 19851 место), в том числе было построено 45 детских садов на 4755 мест.При этом в частных детских садах создано 1357 мест.Плановая работа по вводу новых мест в дошкольных учреждениях будет идти и дальше, так что поручение Президента России  обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будет выполнено в срок.Другое важнейшее направление работы – повышение заработной платы педагогов. И здесь Подмосковье успешно выполняет поручение президента. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования за 2012 год составила 33629 рублей, что на 4 процента выше средней заработной платы в экономике  Московской области (32228 рублей).В 2013 году планируется индексация заработной платы работников образовательных учреждений: с 1 мая – на 6 процентов, а с 1 сентября – еще на 9 процентов. В результате указанных повышений средняя заработная плата работников образовательных учреждений в 2013 году составит 35872 рубля, что соответствует ожидаемому уровню средней заработной платы в экономике Московской области в 2013 году (35872 рубля) (с 1 мая – 35647 рублей, с 1 сентября – 38855 рублей).- Этот год объявлен Годом охраны окружающей среды. Что делается в регионе для экологического воспитания жителей Подмосковья?- Мы всегда уделяли особое внимание экологическому воспитанию детей. Так, в мае 2012 года состоялась областная научно-практическая конференция школьников «Природа встречает друзей-2012», посвященная 15-летию Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и 20-летию Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Прошел областной конкурс «Экологический плакат». Тысячи ребят участвуют в подобных акциях.Новой формой работы по экологическому воспитанию стала областная акция «Студенческий лес». Сегодня все учреждения высшего и среднего образования Московской области шефствуют над участками леса. Студенческие отряды занимаются благоустройством участков, проводят экологический мониторинг, высаживают деревья.В наступившем году работа по экологическому воспитанию будет развернута еще шире. И не только потому, что этот год – Год охраны окружающей среды, но и потому, что мы здесь живем. Как говорил Маленький Принц: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».Красногорск, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте