search
main
0

Человек культурный – человек успешный. Елена САЙКО, доктор философских наук, профессор факультета культуры, искусств и управления Государственного академического университета гуманитарных наук:

В ГАУГН успешно реализуют проект Департамента образования «Университетские субботы». Для школьников и студентов колледжей читают лекции известные преподаватели. Можно сказать, что университет занимается не только предпрофильным образованием, но и воспитанием своих будущих студентов.

Что такое успех, каждый понимает по-своему, так же, как и что такое счастье. Универсальна формула успеха: знания + труд + вдохновение + культура поведения + предприимчивость + ответственность. Без всех этих факторов совершенно невозможно достичь успеха.Культуру поведения мы связываем с такими понятиями, как «этика» и «этикет». Знание правил этикета очень важно всегда, в настоящее время особенно, потому что только воспитанные люди добиваются успеха, ибо только воспитанный человек способен к эффективному общению. Остается выяснить, что такое воспитанный человек и какими правилами этикета он должен владеть.Этикет можно приблизительно выразить формулой: «М+М+Т», где М – манеры, М – чувство меры, Т – такт, но каждая составляющая ничего не стоит сама по себе: если мы будем владеть только манерами, то этого недостаточно, это будет только манерничание, если мы будем владеть манерами и использовать их уместно и тактично, тогда можно говорить, что мы воспитанные люди. В этикете – гражданском, светском, деловом, речевом – очень важно умение вести себя в обществе, общаться. Умение общаться – это умение не только слушать, но и слышать другого человека, это умение появляется в процессе жизни. Дж.К.Рокфеллер писал: «Умение общаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. Я заплачу за такое же умение больше, чем за что бы то ни было».Если мы посмотрим на историю этикета, то увидим, что проблемы, которые существовали в воспитании культурного человека, по-прежнему остаются актуальными. Они вечны. Вспомним древний папирус Присса, который гласит: «Мир не такой, каким он должен быть на самом деле. Всяк хочет писать стихи, а дети по-прежнему не слушаются родителей». С тех пор, как мы видим, ничего не изменилось, хотя прошло много времени. В каждом из пособий по этикету, а самое старое появилось в Древнем Египте и называлось «Инструкция по поведению», большое внимание уделяли тому, как человек должен вести себя в обществе, тем методам, которые должны научить его учтивости, уважению к старшему, тому, чтобы он хотел получать знания, пробудить в нем интерес к профессии, сформировать его как эффективного коммуникатора.В России в 1076 году был издал «Изборник», в котором было сказано: «Каким быть человеку? Перед старцем – молчание, перед мудрыми – послушание, с младшими – дружелюбное согласие. Не вдруг рассыпаться смехом. Сохраняя стыдливость, очи долу держать, но не ввысь. Не спорить… И больше всего человеку следует воздержаться от бесстыдных слов». В «Поучении Владимира Мономаха» (начало XII века): «Куда ни пойдете, где ни пристанете, накормите и напоите убогого, но больше всего почитайте гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный или посол, если не можете почтить его даром – едой или питьем приветьте, ибо они, повсюду бывая, прославят человека по всем весям – или добрым или злым».Сегодня много говорят о коммуникациях, но, к сожалению, даже тренинги не могут помочь человеку, если он не будет обладать такими очень важными качествами для коммуникации, как лояльность, толерантность, эмпатия. Без этих трех китов общения человек никогда не станет интересным собеседником, более того, он никогда не станет эффективным менеджером или эффективным переговорщиком, уже овладев профессией и стремясь к успеху.Этикет в своей эволюции прошел очень много стадий от самого древнего этикета, который в основном занимался тем, что формировал правила, например, от Древнего Китая, Древнего Египта, Античности. В Древнем Египте была «Инструкция о поведении», в Древнем Китае (1 тысяча лет до н.э.) – нормы поведения («ли»): трактаты «Чжоу-Ли» («Чжоуские церемонии»), «И-Ли» («Обрядник»), «Ли ЦЗЫ» («Записки о церемониях»). В Древней Греции и Древнем Риме был выработан придворный церемониал, Плутарх написал «Застольные беседы» «Римские вопросы», Сенека – «Письма к Луцилию». В эпоху Средневековья был выработан западноевропейский этикет (XI-XIII века). В эпоху Возрождения тактичность считалась общественной обязанностью и признаком образованности и воспитанности. В Италии (XVI век) Бальтазар Кастильоне в 1517 году выпустил труд «Придворный»: хорошие манеры – это воспитание и образованность, в 1558 году в Италии вышла книга Джованни де ла Каза «Правила хороших манер и комплиментов», в Англии во второй половине XV века вышел трактат Оливье де ла Марша об устройстве Бургундского двора как образец для устройства Английского двора при короле Эдуарде IV. Об элитарном значении этикета писали в Средние века, в новое время в Европе, в эпоху Петра I в России. В XVII веке в Англии и Франции возникли классические системы придворного этикета («этикетки», впервые появившиеся при дворе Людовика XIV, породили термин «этикет»). Традиционно принято считать, что страны – родоначальницы этикета – Англия и Франция, где появились общепринятые правила поведения в обществе. В начале XVIII века в России по указанию Петра I была издана книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона» (сто экземпляров на русском и голландском языках). В конце XVIII века издавали журнал «Приятное с полезным», книги «Китайский мудрец, или Наука жить благопристойно в обществе», «Нравственная энциклопедия», «Об обращении женщин с мужчинами», «Ловкий кавалер», «Порядочный человек-джентльмен». Проблемы хорошего тона обсуждали на страницах журналов «Современник», «Отечественные записки», тема «хорошего тона» в семейной жизни нашла свое отражение в книге Н.В.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Правила этикета были в «Танцевальной грамматике» А.Цорна. В XX веке произошло упрощение нравов в Европе, США, азиатских странах, принимавших западную модель развития. Этикет был ориентирован не на сословность, а на создание определенного имиджа.Буржуазный этикет появился в XVIII веке, в нем были: респектабельность, мужчина – добросовестный и удачливый делец, женщина – образцовая мать и хозяйка, потеря репутации невосполнима. В XIX веке были строгие правила этикета (например, женщина не имела права оставаться наедине с мужчиной). В конце XX – начале XXI века был сформирован бизнес-этикет в его современном понимании.Чем отличается бизнес-этикет, который очень важен для человека, который хочет стать успешным, от делового, общегражданского и светского этикета? В бизнес-этикете правила подчинены тому, чтобы все было удобно, эргономично, целесообразно, все правила этого этикета должны содействовать тому, чтобы деловой человек, эффективно сотрудничающий с другими деловыми людьми, достигал успеха. Но правила бизнес-этикета довольно жесткие по сравнению даже с общегражданским этикетом, они нас даже в чем-то удивляют, так как та эстетическая привлекательность поведения, которая существует в общегражданском или в целом в деловом, светском этикете, в бизнес-этикете уже отсутствует.Основные принципы бизнес-этикета – принцип устойчивости первого впечатления, принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях, принцип уместности, принцип наличия «эмоционального» интеллекта как показателя уровня успеха, принцип разумного эгоизма. Одно из правил бизнес-этикета – нивелирование различия полов. На работе не существует мужчин и женщин, существуют только сотрудники. Соответственно этому меняется множество правил, которые существуют в общегражданском, деловом и светском этикетах. Женщину не обязательно пропускать в дверь первой и вообще вперед, женщину не обязательно пропускать первой в лифт, все правила, которые были связаны с гендерными различиями, в бизнес-этикете уже не актуальны. Вероятно, это может способствовать увеличению конкурентоспособности компании, ее успешности, но все-таки жесткие правила этого этикета снижают эстетическую привлекательность поведения.На первый взгляд кажется, что в этикете слишком много правил. Порой молодому человеку кажется, что есть правила, которые уже не актуальны, стали лишними, но это только на первый взгляд. Если мы посмотрим на классические правила этикета, то там нет никаких излишеств, более того, они абсолютно логичны. Есть несколько критериев, исходя из которых нужно воспринимать правила этикета и пользоваться ими. Это гендерные критерии, то есть критерии различия полов, это критерии возраста, субординации и безопасности. Известно, что расположение дам на улице должно быть следующим: дама должна идти справа от мужчины, этому правилу подчиняются до сих пор, но тут есть нюанс – с внутренней стороны улицы должны идти прежде всего люди старше по возрасту, люди с ограниченными физическими возможностями, люди, которые нуждаются в защите. Казалось бы, такое простое правило, которое сопровождается веками, сегодня уже обрело такие нюансы. Есть нюанс, связанный с одеждой, – в светском европейском этикете существует такое правило: если дама решила надеть длинное вечернее платье, то она обязательно должна идти на вечер или светский раут с сопровождающим, более того, она должна прийти и уйти с этим же сопровождающим. Если же дама решила надеть коктейльное платье, то она может прийти на вечер без спутника и так же уйти. Иное неприлично. Казалось бы, все это мелочи, но они заставляют нас задуматься.Как мы знаем, в деловой жизни у человека, который стремится к успеху, появляется очень много разных нюансов, которые ему стоит учитывать. Причем их учитывать должны не только молодые люди, но и молодые девушки, стремящиеся к успеху, раньше такой задачи у них не было, например, в классическом этикете было указано: «Главная задача женщины – искусство нравиться». Те требования, что предъявляли в этом «искусстве нравиться», были достаточно высоки и соответствовали примерно уровню молодой девушки, окончившей магистратуру, которая стремится в аспирантуру и обязательно туда поступит.«Хороший тон: сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» (1885):«По физической ли или нравственной организации или вследствие общественных условий, в которые женщина поставлена, но для выполнения своего назначения ей необходимо усвоить одну добродетель и приобрести одно свойство, а именно – умение нравиться. Следовательно, в основу воспитания женщины следует положить изучение искусства нравиться».А молодому человеку не нужно было делать ничего особенного, когда его выводили в свет, нужно было только соблюдать правила этикета. Переход молодого человека от мальчикового возраста к взрослой и деловой жизни можно было усмотреть в том, как он менял костюм мальчика на фрак или мундир с эполетами. Первое, что требовали от молодого человека, – это соблюдение культуры поведения в публичном месте. Все время обычно все проводили на балах, поэтому молодой человек, который приходил на бал, должен был вести себя очень скромно, больше слушать, нежели говорить, очень хорошо танцевать, так как таким образом он мог быть полезным присутствующим. Хорошего, ревностного танцора в обществе принимали куда лучше, чем человека, который не владел этим умением. Сейчас, конечно, молодым людям и девушкам стоит задуматься над тем, а что они умеют для того, чтобы интересно и эффектно подать себя в обществе.В целом, конечно, правила этикета невозможно применять совершенно автоматически, потому что любая жизненная ситуация – логическая задача с точки зрения правил этикета. Например, известно, что мы должны пропустить тех, кто выходит из магазина или кафе, это правило всегда казалось незыблемым. Но представим, что человек собирается выйти из магазина, а навстречу ему идет человек с ограниченными возможностями здоровья. Человек будет ждать, что инвалид его пропустит? Ответ на этот вопрос очевиден: человек посторонится и пропустит инвалида.Информация к сведениюЭтикет: правила вежливостиКлассический этикет:Младшие первыми здороваются со старшими.Мужчина первым приветствует женщину.Младшие по должности должны приветствовать старших (служебные отношения).Приветствие определяет атмосферу встречи.На работе:Подчиненные первыми здороваются с шефом, не важно, мужчина это или женщина.Человек, входящий в помещение, всегда здоровается первым, даже если он или она начальник.Вне работы приветствие менее формально.Речевые формулы приветствия:На «добрый день» надо отвечать «добрый день». «Привет» в ответ на «добрый день» выглядит как поучение.Дружелюбное приветствие: «Добрый день, господин Иванов!», «Здравствуй, Марина!»Раньше при приветствии мужчины снимали шляпу, сейчас это не принято.Необходимо понять, что правила этикета, на которых основана культура поведения, были очень важны во все века и сегодня остаются не менее важными, потому что они позволяют жить красиво и достойно, достичь успеха.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте