Тяжело жить в эпоху перемен, тяжело учиться (заставлять себя учиться) чему-либо новому, потому что оно всегда отталкивает, страшит людей, просто от незнания, непонимания, как существовать и действовать в новой ситуации.
Я обладаю узким кругозором по теме проектирования, точнее, не интересовалась им раньше совсем, вследствие чего скептически относилась к проектам, считала их в нашей стране неэффективными (как и многие другие западные нововведения, не работающие у нас в силу специфики нашей жизни, ментальности), ограничивающимися зачастую отмыванием денег. Уточню: я лично не занимаюсь проектами со старшеклассниками (прежде всего потому что не веду у них уроки), а слышала лишь немногое о таком предмете, как проектирование. Однако обучение в магистратуре заставило меня взглянуть шире на проблему, изучить и узнать больше о проектировании в школе. Я решила для начала проинтервьюировать школьников 11-го класса: какими проектами они занимаются, по каким предметам, что это им дает.Прежде всего хочу отметить, что сейчас в школах создают огромное количество проектов. Сами дети отмечают, что это занимает уйму времени, энергозатрат, им приходится многое переделывать или доделывать в силу скорее всего своей неосведомленности или первичного непонимания. Но это учит их выступать как перед знакомой, так и перед новой аудиторией (во время защиты проекта в школе и на последующих этапах уже за ее пределами перед незнакомыми людьми), собирать информацию, обрабатывать и анализировать ее. Большое количество проектов посвящены Великой Отечественной войне (то есть они больше связаны с уроком истории) и информатике, это два предмета, которые позволяют не забывать о великом прошлом нашего государства и идти в ногу со временем. На самом деле проекты существуют по всем предметам, их можно приурочить как к внеурочной деятельности, так и к различным конкурсам, они могут помочь как в углубленном изучении предмета, так и в устранении пробелов по некоторым из них. Ученики рассказали, что в ходе проектов они проводят социологические опросы и анализируют данные. Они оперируют словами, которые я узнала только в университете! Лично для меня ценно то, что юные участники проекта получат не только навыки взрослой жизни, но и узнают так много нового, что не успеют и не смогут ни на одном уроке, это благоприятствует их саморазвитию и повышению уровня патриотизма в том числе.Услышав мнение школьников, я обратилась к учителям, которые имеют опыт в этом деле. Если говорить о специфике проектирования в школе, то инициированием проекта, так же как и его планированием и его дальнейшим управлением, занимается учитель. Дети в силу многих причин сами не проявляют инициативы, а учителю сложнее добиться результатов и выполнения заданий в срок от учеников, поэтому проектирование в школе обладает некоторой гибкостью: можно видоизменить цель или подогнать под нее задачи уже в ходе проекта или сдвинуть сроки выполнения работ, то, что по правилам делать нельзя. Видимо, тут все уже зависит от мастерства учителя как проектного менеджера. Зачастую многие не хотят даже браться за ведение проектов, так как сил и времени это занимает много, а «выхлоп» не так велик, не говоря уже о риске закрытия проекта без достижения результата либо о перспективе делать все самому.Для меня это серьезная ответственность перед детьми и перед администрацией, поэтому я еще не бралась за проекты с детьми. Здесь необходимы и отважность, и трудолюбие. Опять же кто бы научил данной технологии, а потом ее можно и применять. Поэтому, возможно, после окончания магистратуры я начну внедрять проектирование и в свою работу. Хотя, сознаюсь, до сих пор остается вопрос: а не красивое ли это слово для хорошо забытого старого? Что-то подобное уже было с нами, в нашем школьном детстве. Видимо, нам стоит развивать это и ввести в постоянную практику. Ведь за рубежом, судя по фильмам, дети постоянно занимаются проектами (и все так ярко и красочно, кажется сразу интересным). А вдруг это не то, что нужно нашим ученикам? С другой стороны, если это не пробовать и не применять, никогда и ничего не узнаем.«Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы» – все это я вычитала на одном из официальных школьных сайтов. Действительно, если от выпускника требуется быть современной самостоятельной личностью, то ему необходимо как минимум быть знакомым с проектами, чтобы быть в дальнейшем конкурентоспособным как для обучения в вузе, так и для дальнейшей карьеры. В связи с этим я считаю положительным моментом то, что в некоторых школах вводят предмет «Проектирование», а в некоторых других учителя берут на себя смелость руководить проектами школьников.
Дарья ЧАЛАЯ, учитель английского языка школы №64
Комментарии