В каждой школе есть система наставничества. Но отличается ли она? Наставничество – шаблонно или каждая школа идет своим путем? Любой руководитель стремится не допустить кадрового голода и готовит достойную и профессиональную смену педагогов. Молодые педагоги должны, с одной стороны, принимать традиции школы, а с другой – внедрять новые педагогические технологии. В этой ситуации незаменима система наставничества.
Каждый педагог обладает различными профессиональными и личностными данными, имеет (или не имеет) таланты. Увидеть, раскрыть, направить, научить, развить умения и навыки – одна из основных задач наставника, от выбора которого зачастую зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя.
Так какой же он, наставник?
- Наставник-консультант. Предполагается, что он знает готовое решение или владеет способами деятельности, которые указывают пути решения проблемы.
- Наставник-модератор. Раскрывает потенциальные возможности и способности молодого специалиста.
- Наставник-тьютор. Его деятельность – сопровождение молодого учителя на каждом этапе становления, идет рядом, поддерживает и направляет.
- Наставник-психолог. Такой знает и учитывает в своей работе психологические особенности, умело владеет психологическими приемами.
- Наставник-индивидуум. Занимается тем, что особенно интересно ему, направляя только по выбранному им пути.
- Наставник-эмпат. Идет от потребностей молодого специалиста. Не с посылом «возьми то, что я знаю и умею», а учит находить решения во взаимодействии, умеет слушать, предлагая разные варианты.
Очень важной, на наш взгляд, является, с одной стороны, системность работы с молодыми педагогами, с другой – творчество взаимодействия. Системность позволяет повысить значимость наставничества в развитии школы в целом, когда от правильности организации зависит конечный результат. Кроме того, системный подход позволяет уйти от эпизодичности такой деятельности. А с другой стороны, без творчества в педагогике вообще невозможно развитие. Поэтому так важны обе составляющие организации наставничества.
Взаимодействие молодого учителя с опытными представителями профессионального педагогического сообщества – это двусторонний процесс, где молодой специалист нарабатывает профессиональные компетенции, а наставник получает новый опыт, наставляет и учится одновременно.
К выбору наставника необходимо подходить внимательно и, как нам кажется, с психолого-педагогической грамотностью. Желание профессионального роста должно быть обоюдным. Люди, схожие по темпераменту и мировоззрению, психологически более настроены на совместную работу. Им проще перейти к открытому диалогу, понять потребности и образ мыслей каждого. Оптимально, если психологической совместимости наставника и молодого учителя уделяется должное внимание.
Не каждый наставник – учитель, но каждый учитель – наставник. А какой наставник вы? Вспомним афоризм Эмерсона: «Учитель – это человек, который может сделать трудные вещи легкими». Система наставничества, которая сложилась в любой образовательной организации, будет влиять не только на дальнейший путь молодого учителя, но и на ресурсность всей школы в целом.
Светлана ПЕРЕПЕЛКИНА, директор специальной (коррекционной) школы-интерната №65;
Лада КОФЛЮК, методист специальной (коррекционной) школы-интерната №65
Комментарии