Данная программа проводится в форме устного журнала совместно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5-х и 9-х классов (12-18 лет). Цели: Помочь пятиклассникам адаптироваться к предметному обучению, социализироваться в среде старшеклассников и подготовить девятиклассников, будущих выпускников, к успешной интеграции в современное общество.
Ты отправился в путешествие, не позавтракав. Ты купил абрикосы, вымыл их, а потом съел. После игры в бадминтон ты выпил сок. Ты купил яблоки и собрался их съесть, не вымыв. После игры в футбол ты выпил холодную газированную воду.1 Ты вырастил зеленый лук и придумал овощной витаминный салат.1 На ужин ты решил съесть несколько бутербродов и булочку.
Ход занятия
Учитель: Чтобы вырасти сильным, красивым и здоровым, необходимо не только соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой, но и есть полезные продукты, т. е. правильно питаться.
Сообщение «Питание детей» ученика 9-го класса.
Какие полезные продукты вы знаете? (Для учеников 5-го класса.)
Где можно приобрести все эти продукты? (Для учеников 9-го класса.)
Учитель: Говоря о правильном питании, уместно применить такое выражение, как гигиена питания.
Сообщение «Гигиена питания» ученика 9-го класса.
Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. При правильном питании человек получает все необходимые для организма вещества. Пища должна быть питательной и разнообразной. В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения. Чтобы пища лучше и полнее усваивалась, ее обрабатывают: измельчают, варят, жарят, тушат. В пищеварительной системе выделяются пищеварительные соки. Хорошему отделению соков способствуют фруктовые соки, овощные салаты, первые блюда. Таким образом, гигиена питания – это соблюдение определенных правил.
Девятиклассники показывают пятиклассникам плакаты, ученики 5-го класса читают их:
1. Перед едой вымой руки с мылом!
2. Фрукты и овощи надо хорошо мыть!
3. Во время еды не разговаривай и не читай!
4. Не торопись!
5. Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом!
6. Не переедай! Ешь в меру!
Учитель: Существует ряд пословиц, которые подтверждают то, что у питания есть свои гигиенические правила.
Читают ученики 9-го класса:
Когда я ем, я глух и нем.
Хорош мед, да не по горсти в рот.
Много есть – невелика честь: обжорой назовут.
Учитель: Правильное питание – это не только гигиена питания, но и режим питания.
Сообщение «Режим питания» ученика 9-го класса.
Игра «Всему свое время» (подобрать нужное время для каждого приема пищи).
1. Первый завтрак, дома – 13.10.
2. Второй завтрак, в школе – 19.00.
3. Обед – 16.00.
4. Полдник – 7.00.
5. Ужин – 9.40.
Учитель: Каша – исконно русское блюдо. Считается, что она помогает стать сильным и непобедимым. Пшеницу, ячмень и овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. Организму человека необходимы углеводы. В пище человека чаще всего встречаются углеводы в виде крахмала и сахара. Крупы богаты крахмалом.
Каши бывают разные, посмотрите на наш праздничный стол «Ее величество КАША».
Дегустация каш.
На столе представлены каши – домашнее задание учеников 9-го класса. Вместе с родителями дети не только приготовили каши, но и дали кашам названия:
рисовая – «Вкусняшка»;
геркулесовая – «Витаминный рай»;
гречневая – «Гречневая каша – матушка наша»;
пшеничная – «Вырастай-ка»;
ячневая – «Ячневая каша – сила наша»;
тыквенная – «Солнечная каша» – возьми в рот лучик и зарядись энергией на целый день;
манная – «Манный цветок».
Учитель: Вы слышали выражение «Кашу маслом не испортишь»? Любую кашу можно сделать вкусной. Что можно добавить?
Ответы детей.
Каши очень полезно есть на завтрак.
Сообщение ученика «О хлебе».
Учитель: Хлеб – основной продукт питания человека. Хлеб – источник белка, углеводов, минеральных веществ: калия, фосфора, кальция, железа, магния, цинка, содержит незаменимые аминокислоты, поэтому обязательно должен быть в рационе ежедневно. Хлеб беден кальцием, поэтому в детском питании полезно сочетать хлеб с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.
Игра «Пословицы о хлебе» (закончи пословицу – подбери окончание). (См. схему.)
Учитель: Есть выражение: «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори». Теперь мы поговорим об обеде. Очень важно на обеденном столе иметь хлеб, который мы употребляем в пищу с первым блюдом – различными супами. Какими?
Дети отвечают.
Вторые блюда – это гарниры и мясные, рыбные блюда.
Сообщение о рыбе ученика 9-го класса.
Учитель: В меню обеда обязательно должны включаться салаты, винегреты, просто овощи (свежие, отварные).
Третье блюдо – целебные, полезные напитки: соки, компоты, кисели.
Игра «Составь меню обеда»
Ученикам 5-х и 9-х классов раздаются карточки с изображением пустой посуды, необходимо «разложить» в нее свой обед. Объявляется конкурс на лучший обед.
Учитель: Если мы разгадаем ребус, то получим очень правильное и полное меню обеда.
Полное меню обеда составлено. Чего не хватает? Хлеба.
Инсценировка учениками 5-х, 9-х классов стихотворения «Обедать» Е. Благининой.
– Вова, Лера, Владик, Женька, мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы, всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры – я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке,
Не кормите тут же кошку: плошка кошки в уголке.
Хлеб в солонку не макайте. И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба. А на сладкое – компот. Пообедали?
Ну вот! Что должны сказать?
– Спасибо!
Учитель: На полдник правильно употреблять молочные продукты.
Сообщение «Молочные продукты» делает ученик 9-го класса.
Какие блюда можно приготовить из молока и молочных продуктов?
Учитель: Наконец, поговорим об ужине. Как вы понимаете поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу»?
Ребята отвечают.
На ужин нельзя употреблять тяжелую, плохо усваиваемую пищу, нельзя переедать. Легкая пища – это запеканки, творог, омлет, кефир, простокваша. Такие блюда позволят нашему желудку отдохнуть ночью.
Сообщение «О переедании» ученика 9-го класса.
Переедание так же опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса, поскольку все лишние вещества откладываются в организме в виде жиров. Причина ожирения у детей – не только переедание, но и преобладание в пище углеводосодержащих продуктов – хлебобулочных изделий, сахара, круп, картофеля. Избыточный вес – это начало серьезных заболеваний, нарушение обмена веществ. Как обед плох без хлеба, так и любой прием пищи (завтраки, обед, полдник, ужин) не может быть без жидкости. Жидкость человек употребляет не только в виде воды. Что еще мы пьем?
Ребята отвечают на вопрос.
Девятиклассники загадывают загадки пятиклассникам.
Прозрачная, питьевая,
Ключевая, речная.
Ни запаха, ни цвета,
Что за жидкость эта? (Вода)
Дядька смеется,
На нем шубонька трясется. (Кисель)
Фрукты, ягоды сварились;
Вкусно елись,
Сладко пились. (Компот)
Он морковный и томатный,
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей полезный … (Сок)
Оно течет, но не вода.
Оно, как снег, было всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке … (Молоко)
Игра «Выбери правильную ситуацию»
Поместить ситуации в нужный столбик:
МОЖНО НЕЛЬЗЯ
1. Ты отправился в путешествие, не позавтракав.
2. Ты купил абрикосы, вымыл их, а потом съел.
3. После игры в бадминтон ты выпил сок.
4. Ты купил яблоки и собрался их съесть, не вымыв.
5. После игры в футбол ты выпил холодную газированную воду.
6. Ты показал малышу, как надо правильно мыть руки.
7. На обед ты выбрал овощной салат, борщ, рыбу с гарниром, компот.
8. Вместо обеда ты съел бутерброд и запил газированной водой.
9. После обеда ты отдохнул в парке на скамейке, читая книгу.
10. Сразу после обеда ты побежал играть в футбол.
11. Ты вырастил зеленый лук и придумал овощной витаминный салат.
12. На ужин ты решил съесть несколько бутербродов и булочку.
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о правильном питании, о том, как быть сильным и здоровым. Как вы понимаете выражение «Человек есть то, что он ест»?
Марина ИЗМОДЕНОВА,
учитель математики специальной (коррекционной) школы VIII вида №72 Челябинск
Комментарии