Несмотря на не самую благоприятную с точки зрения нумерологии дату рождения (13.03.1913), судьба подарила Сергею Владимировичу Михалкову 96 лет долгой и счастливой жизни, наполненных яркими творческими, личными и общественно значимыми событиями.
Поэт, драматург, баснописец, публицист, общественный деятель Сергей Михалков стал, пожалуй, единственным автором стихотворения, которое может наизусть продекламировать, да что там – пропеть чуть ли не каждый россиянин. Речь идет о государственном гимне России. Сергей Владимирович дважды создал для своей страны тексты для одного из главных символов родины – гимнов СССР и России.
Молодой да ранний
Поразительно, но Сергею Михалкову не понадобилось даже короткого разбега, чтобы взлететь на вершину творческого успеха. Писать стихи он начал в раннем детстве. Первые публикации появились в центральной прессе, когда поэту едва исполнилось 15 лет. Своего легендарного «Дядю Степу» Сергей Владимирович сочинил в 22 года, а вскоре он стал соавтором текста советского гимна. Судьба благоволила талантливому юноше.
Будучи студентом Литературного института, Михалков увлекся сокурсницей по имени Светлана. Чтобы вызвать расположение девушки, Сергей пообещал, что буквально на следующий день в газете «Известия» будут напечатаны посвященные ей стихи.
У Михалкова действительно должно было выйти в «Известиях» стихотворение под названием «Колыбельная». Юноша поспешил в издательство и успел до отправки в типографию заменить его на другое – «Светлана».
Ожидаемого эффекта на сокурсницу Сергея эта публикация не произвела, однако в судьбе поэта и человека Михалкова она сыграла предопределяющую роль. Трогательными строками о маленькой девочке, которая никак не может уснуть, был весьма впечатлен главный читатель в стране – Иосиф Сталин.
Так совпало, что стихотворение вышло в день рождения его дочери, Светланы Аллилуевой. Автору позвонили из Кремля, передали слова благодарности Сталина и его пожелание – сосредоточить творческое внимание на произведениях для детей.
Пожелание вождя ничуть не противоречило творческим устремлениям Сергея Михалкова. Напротив, он только укрепился в своем главном призвании – писать для детей.
За вдохновением молодой поэт отправился в подмосковный пионерский лагерь, где окунулся в подростковую жизнь его воспитанников. Итогом стала книжка детских стихов и пионерских песен Михалкова, изданная в «Библиотечке «Огонька». В ней были напечатаны, ставшие хитами, «Фома», «Веселый турист», «Мы с приятелем» и другие стихотворения.
Великая Отечественная война
По фронтовым дорогам Сергей Михалков, как и его товарищи по творческому цеху, прошел «с лейкой и блокнотом» до Великой Победы, работая военкором красноармейских газет «Сталинский сокол» и «За Родину!». На время его поэтическая муза переключилась на суровые военные строки очерков и заметок, а также остросатирические стихи под карикатурами и юмористические рассказы, которые поднимали настроение красноармейцев.
Во время войны Михалков написал письмо Сталину, которое могло стоить ему не только литературной карьеры. В нем он поручился за главного редактора газеты «За родину!» Николая Кружкова, приговоренного по ложному обвинению к расстрелу. Поручительство автора «Светланы» возымело действие – приговор отменили, а впоследствии Кружкова реабилитировали.
Об этом благородном и мужественном поступке Сергея Владимировича стало известно из воспоминаний Генриха Боровика, работавшего после войны с Николаем Кружковым в «Правде», который сам рассказал ему о спасительном письме.
Смотреть на мир глазами подростка
После окончания войны Сергей Михалков вновь окунулся в любимую стихию детской поэзии. Причем особое внимание он стал уделять ребятишкам младшего возраста. Кроме того, последовав совету Алексея Толстого, оценившего ясность и афористичность его поэтического слога, Михалков начал писать басни. Со временем накопилось более 250 произведений этого популярного во все времена жанра.
Сергей Владимирович с огромным удовольствием работал над сценариями к мультфильмам. Поставленные по ним анимационные ленты вошли в золотой фонд отечественной мультипликации. Среди них: «Охотничье ружье», «Здесь не кусаются», «Как старик корову продавал», «В Африке жарко», «Зайка-зазнайка» и, конечно, серия мультиков о легендарном Дяде Степе.
Не забывал Михалков и о взрослых соотечественниках. Для них написаны пьесы «Иван Головин», «Охотник», «Дикари», «Раки и крокодил» и другие. Кроме того, сценарии к фильмам «Новые похождения Кота в сапогах», «Три плюс два», «Большое космическое путешествие».
Под занавес XX века Сергею Михалкову судьба подарила шанс еще раз написать гимн для своей страны – уже России. И вновь, как несколько десятков лет назад, его вариант текста признали самым достойным. 2000 год россияне встречали под этот гимн, прозвучавший сразу же после боя курантов.
И все-таки в памяти народной Сергей Михалков навсегда останется, прежде всего, классиком детской литературы. К известному выражению «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше» можно добавить одно обязательное условие – необходимо самому оставаться до конца жизни хоть немного ребенком.
Это напрямую относится к Сергею Владимировичу. Его внук, режиссер Егор Кончаловский, вспоминал: «Детскость и наивность деда меня всегда поражали. У меня порой в голове не укладывалось, как человек, который смотрит на мир глазами подростка, может быть при этом депутатом, автором гимна, обладателем множества регалий».
Интересные факты из жизни Сергея Михалкова
Общий тираж произведений Сергея Михалкова, изданных на разных языках в России и за ее пределами, составляет более 300 миллионов экземпляров. Каждый год в нашей стране печатается, как минимум, один миллион экземпляров его произведений.
Сергею Михалкову приходилось по понятным причинам скрывать свое дворянское происхождение. О своих предках он писал в анкетах – «служащие». А между тем эти «служащие» владели до революции несколькими домами в Москве и именьями в Подмосковье. Андрей Кончаловский писал в своих воспоминаниях:
«Не так давно отец долечивал перелом бедра в санатории в Назарьево. Я приехал к нему. Двухэтажный старый особняк, достроенный и перестроенный, отделанный туфом и мрамором, алюминиевые двери со стеклами – архитектура брежневских времен.
– Видишь это окно? – сказал отец. – Из него папа кидал мне шоколадные конфеты. А я стоял вот здесь. Это было наше родовое имение, наш дом. А возле церкви похоронены твой прапрадед, его супруга и многие из нашей родни».
Комментарии