Мы уже живем не в прежнем мире. То, что сейчас происходит с нами, – сложный и увлекательный процесс. Были ли мы, родители и учителя, готовы к нему? Понимаем ли мы до конца, как он называется и насколько он меняет нас? И, главное – в какую сторону?
Нам казалось, что он находится где-то в параллельной Вселенной. Мы по-разному относились к нашим детям, увлекающимся стремительно усложняющимися гаджетами, даже не предполагая, что век простых и понятных игрушек давно закончился. Мы могли возмущаться, ограничивать наших детей, справедливо полагая, что они заменяют подлинную жизнь виртуальной. Могли руководствоваться другими соображениями: ребенок должен идти в ногу с техническим прогрессом. А иногда просто давали ребенку то, что он давно хотел. Но так или иначе новая реальность оказалась совсем рядом, и настал момент, когда мы осознали необходимость перемен.
Нельзя сказать, что новый, цифровой, мир возник внезапно. Свои первые робкие шаги он стал делать буквально на наших глазах. Он был сложен и доступен тем, кто умел говорить с ним на одном языке. Но не прошло и полвека, как он заговорил с каждым. Чуткая и лабильная детская психика оказалась более восприимчива к этому общению. Она в большей степени готова к экспериментам, многозадачности и объемам информации, ежеминутно и ежесекундно поступающим из необъятных просторов виртуальной реальности. И речь идет не только об игрушках: оцифрованный окружающий мир во всех своих красках настойчиво требует изучения и осмысления. Он интересен, но и далеко не безопасен.
Дополнительный фактор в виде пандемии, ворвавшийся в нашу невиртуальную реальность, ускорил всеобщую интеграцию в цифровой мир, который на поверку оказался вполне познаваемым.
Опыт учителя позволил выделить главное и донести это до ученика в компактном виде, дав ему не столько информацию, сколько инструмент познания той и другой реальности. А он универсален. Но в то же время необходимо постоянно учиться самому, чтобы менять подачу информации, закрепляя ее свежими, актуальными примерами. Допустим, уроки истории должны дополняться сведениями о новых открытиях. Нужно предлагать дискуссии и обсуждения. Словом, все то, что было раньше, но сместив это в условия бесконечно распахнутого мира.
Сложно? Да. Но по-другому уже невозможно. Мир изменился.
В 1966 году не так широко известный у нас американский писатель Ллойд Бигл-младший написал любопытный рассказ «Какая прелестная школа!». В нем он с поразительной прозорливостью описал дистанционное обучение – школу, в которой нет классов как таковых. Есть только небольшие кабинеты-студии и учителя, каждый из которых стремится собрать у экранов как можно больше учеников. Рейтинг – все. Поэтому каждый изобретает свой метод привлечения аудитории. Жонглирование ластиками, стояние на голове – все что угодно, лишь бы зрителей было больше. Главная героиня на свой страх и риск открывает очный класс и добивается поразительных успехов. Живое общение, которое видят на экранах (тогда еще не мониторах) другие ученики, заинтересовывает их гораздо больше, чем ужимки привычных учителей.
Мы далеки от этого. Поэтому рано говорить о тотальной цифровизации обучения. И живое общение с живой школьной аудиторией не будет таким революционным, как это было изображено в рассказе. И это важно понимать как учителям, так и родителям, и детям. Все вернутся в классы, но будут уже совсем другими. Может быть, более открытыми, может быть, более усталыми от виртуального и реального потока информации и впечатлений. И ко всему этому надо быть готовыми.
В период дистанционного обучения в семьях появилась возможность посетить музеи в разных точках планеты, виртуально прогуляться по их залам, насладиться искусством величайших художников мира, заглянуть в библиотеки разных стран (кстати, 24‑го Международный день школьных библиотек), полистать уникальные шедевры литературных произведений, насладиться искусством балета, оперы на величайших мировых сценах!
Сколько появилось онлайн-игр для познания, занятий в разных предметных областях – рисовании, иностранных языках, прикладных видах творчества, а интеграция традиционных искусств и цифровых технологий открыла невероятное поле для деятельности! Дети стали больше творить, выдумывать, им вдруг очень захотелось сказать что-то душевное своему учителю и друг другу. Они осознали важность личного общения, лучше узнали об увлечениях друг друга, любимых занятиях, домашних питомцах.
А живое общение, уроки с пытливыми детскими взглядами не канут в прошлое. Да и дети в период вынужденных затянувшихся «каникул» скучали по школе, друзьям и даже по строгим учителям, которые существенно усовершенствовали свои навыки и приобрели умения, апробировав и освоив разнообразные интернет-ресурсы. Мы пришли к пониманию того, что привычное содержание требует новых форм работы, которые в свою очередь обогатили методику преподавания.
Важным опытом, который мы приобрели, стало осознание того, что для большинства самое страшное – это человеческое одиночество! И чтобы люди не испытывали его, требуется особая поддержка друг друга, которой нас научили сложившиеся обстоятельства.
Вера ИЛЮХИНА, директор школы №2006, заслуженный учитель, кандидат педагогических наук
Комментарии