Тема «Растим в себе личность». 6-7-е классы. Три урока
Обсуждение жизненно важных вопросов.
Диалог. Элементы практикума
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней.
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить.
Свершать открытья…
Б.Пастернак
Задача учащихся: для осмысления своей жизни внимательно прочесть и обдумать предлагаемую по теме уроков информацию; выделить из нее наиболее важное для себя; наметить ближайшую программу самосовершенствования.
1. Самосовершенствование и самореализация –
долг каждого человека перед собой и людьми
Из словаря:
Самореализация – процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть.
Но кем может быть человек? Ответ на этот вопрос он должен напряженно искать, определяя для себя достойные цели, желаемое место в жизни, в обществе, реально оценивая свои интересы, природные задатки и возможности.
И, конечно, надо помнить о тех, кто верит в вас, возлагает на вас надежды. И в первую очередь это родители, которые еще до вашего рождения связывают с вами свои надежды и мечты.
Родители, учителя в школе, которым небезразлично, какими вы вырастете, ваши друзья – это те, кто входит в ваш ближний круг, – хотят, чтобы вы стали красивым человеком. Но не забывайте и о том, что вы с рождения – граждане России, и Родина не только заботится, но и надеется на вас. А еще вы часть Человечества, а значит, ответственны за жизнь на Земле.
Вспоминается: во второй половине восьмидесятых годов XX века на телевидении появилась новая передача – «Вечера в Останкино». Это были встречи с выдающимися гражданами нашей страны, чья нравственная позиция и поддержка были очень важны для начавшегося процесса обновления страны.
В одной из первых передач состоялась встреча с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Более часа он спокойно и мудро отвечал на вопросы аудитории. И уже когда встреча близилась к концу, пришла записка: «Дмитрий Сергеевич! Для чего живет человек?». Запомнилась реакция Лихачева – он как-то смутился, сказав: «Это очень сложный вопрос, ответ на него искали многие ученые, философы…» И вдруг четко произнес, как давно продуманное и выстраданное: «Природа миллионы лет трудилась, чтобы создать человека, и человек не должен обмануть ее ожиданий».
Позднее в более развернутом виде эта мысль раскрывается в книге Д.С.Лихачева «Письма о добром».
Д.Лихачев
Из книги «Письма о добром»
Письмо пятое
В чем смысл жизни
Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?
Итак, если следовать за мыслями Д.С.Лихачева, есть еще ответственность человека перед природой за то, чтобы максимально раскрыть и использовать свои возможности для созидания себя как Человека и для совершенствования окружающего мира.
2. Что зависит от нас? Дискуссия
Вопрос для дискуссии: все ли в развитии человека, в определении им своего места в жизни зависит от самого человека?
Порядок проведения дискуссии
Подготовительный этап
Учащимся предлагаются на выбор три варианта ответов:
1. Человек – «раб обстоятельств»: как сложатся обстоятельства (благоприятные либо, наоборот, тяжелые), так и будет развиваться человек.
2. Решающую роль в развитии человека играет поддержка близких ему людей, именно они определяют его жизненный путь.
3. Человек должен быть сам хозяином своей судьбы; его воля, целеустремленность – главное, что определяет успех самореализации.
В зависимости от выбора варианта учащиеся объединяются в три группы и занимают места за заранее подготовленными рабочими столами. В каждой группе выбирается лидер.
Основные этапы
Шаг первый. Разделившись внутри группы на подгруппы по 2-3 человека, учащиеся ищут аргументы в пользу выбранной позиции.
Шаг второй. В каждой группе учащиеся, работавшие в подгруппах, сообщают о найденных ими аргументах.
Шаг третий. Под руководством лидеров составляется общий список аргументов и определяется докладчик от каждой группы.
Шаг четвертый. В каждой группе подбираются контраргументы в отношении позиций других групп.
Форма работы – «мозговая атака»:
каждый члены группы высказывает свои предложения, которые не критикуются, а записываются кем-нибудь из группы;
сделанная запись коллективно обсуждается, выбираются наиболее убедительные предложения, которые выстраиваются в логической последовательности по мере значимости.
Шаг пятый. Выступления от групп с обоснованием своей позиции.
Шаг шестой. Обмен контраргументами и ответы на них представителями групп.
Шаг седьмой. Создание «Согласительной комиссии» (в нее входят по два представителя от каждой группы). Задача комиссии – найти согласованный вариант ответа на вопрос «От чего зависит успех самореализации человека, его саморазвитие?» и сообщить о результатах в начале следующего урока.
как творец самого себя
«Я сам!» – произносит человек, берущий свою жизнь, свое развитие в собственные руки.
Именно таким отношением к себе и к своей жизни пронизано стихотворение Вероники Долиной:
Я сама себя открыла,
Я сама себе шепчу:
Я вчера была бескрыла,
А сегодня – полечу!
И над улочкой знакомой,
И над медленной рекой,
И над старенькою школой,
И над маминой щекой…
Как ни грело все, что мило,
Как ни ластилось к плечу –
Над словцом неосторожным,
Над кружащим над листом
И над железнодорожным
Над дрожащим над мостом.
То ли дело эта сила,
То ли дело – высота!
А сегодня я не та.
Кто-то Землю мне покажет
Сверху маленьким лужком.
На лужке стоит и машет
Мама аленьким флажком.
Было время – смех и слезы,
Не бывало пустяков.
Слева – грозы, справа – грозы,
Рядом – стаи облаков.
Как ни мучались, ни звали,
Кто остался на лугу, –
Я вчера была бы с вами,
А сегодня – не могу…
«Каждый человек должен создавать себя сам!» – утверждал писатель Лев Успенский.
Л.Успенский
Сотвори себя сам
(Фрагменты)
Я хочу поговорить о том, что каждый человек должен создавать себя сам. Создавать именно как Человека. Иначе говоря, как человека не только мыслящего, но и нравственного.
Встань передо мной задача написать книгу на такую тему, я бы устрашился ее. Начав писать, я столкнулся бы с таким множеством «за» и «против» моего основного тезиса, что запутался и погиб бы под развалинами своего замысла.
Как это – сотворить себя самому? Да разве мы не рождаемся уже почти целиком заданными как личности? Ведь есть же наследственность, сложная, двойная… Я сам, глядя на себя в ранней юности в зеркало, узнавал в себе мать, да и в характере ощущал черты не только ее, но и всего ее костюринского рода.
А лет через двадцать-тридцать сквозь ее облик все резче стали проступать во мне отцовские признаки. И со стороны мне стали говорить: «Похожи вы на Василия Васильевича!..» И в духовном моем стало замечаться все больше отцовского, а может быть, и дедовского с его стороны. Я становился Успенским по преимуществу.
«Сэлф мэйд мэн» по-английски – «человек, сделавший себя сам». Именно сам, потому что нередко тип неплохого человека, в котором, если приглядеться, почти все обязано своим существованием работе наставников, воспитателей, родных, всего окружения. Впрочем, я полагаю, не существует ни людей, в которых эта «работа» не оставляет никаких следов, ни таких, в которых только она и формирует личность.
Личность? А что это такое? Из каких «деталей» она собирается?
Думается, важнейшие элементы ее – это, с одной стороны, ядро рацинально-логического знания. То, что мне известно: нельзя совать руку в огонь; так же как и то, что я знаю: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов – является частью моего сознания, моей личности.
Но рядом с этим в нее вмещается и другое. Я чувствую: если ребенок упал в реку, я, не размышляя, брошусь за ним, чтобы спасти его.
Жители Ленинграда в 1941-1944 годах чувствовали еще раньше, чем знали: сдаться врагу мы не можем. Не можем, и этим все сказано!
Конечно, обе эти составные части, образуя личность, слагаются в разных пропорциях и отношениях.
То, что составляет в нас первую часть наших личностей, засевается в них как бы «сеятелями» по преимуществу извне, нарочитой деятельностью тех, кто нас учит и образовывает. Невообразим человек, который, ни у кого не учась, мог бы стать Курчатовым, Королевым, Эйнштейном… Но даже и эта часть личности сохраняет в себе немало возможностей, осуществить, реализовать которые способна лишь она сама.
В тех учебных заведениях, в которых учился Сергей Королев, сидели рядом с ним за партой и столами многие. Главным конструктором стал только он.
Спору нет, в какой-то степени можно отнести это за счет врожденных способностей, сославшись, так сказать, на «объективные причины». Но в то же время – каждый из нас это отлично знает из своего житейского опыта – становление и Королева, и Туполева, и Репина, и Левитана, и Чайковского было в значительной степени делом их собственных усилий.
А как обстоит дело со второй частью наших личностей – нравственной составляющей Человека? С ее образованием?
Что я имею в виду?
Почти несомненно, что в области знаний человек, прошедший школу, хорошо обученный, имеет большие преимущества перед самоучкой.
А вот в нравственной области положение складывается едва ли не противоположным образом.
В этой части личность, безусловно, тем выше, чем значительней доля сознания морального долга, выкованная ее собственными усилиями, именно самоучкой…
…Думается, что каждый из людей – особенно молодых людей – должен когда-нибудь прийти к пониманию двух основополагающих истин.
Чтобы стать Человеком, надо научиться, во-первых, видеть себя в каждом другом.
Чтобы стать Человеком, нужно научиться так же видеть другого в самом себе. Тот, кто может чужую боль ощущать, как свою, – тот не причинит этой боли другому.
Тот, кто свою радость может воспринять как радость его (или ее), – тот сделает все, что от него зависит, чтобы причинить ему или ей эту радость.
Каждый должен сам захотеть этого. А если вы захотели, тогда у вас найдутся широчайшие возможности и учиться добру…
А когда вы это уразумеете – ну что ж! Древние писатели придумали постулат: «Нулля диэс синэ рэ бона!» – «Пуст тот день, когда ты не совершил хотя бы одного доброго дела!» И неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом выполняйте этот лозунг.
Тогда рано или поздно вы сотворите в себе Человека!
Вопросу к тексту
1. Убедительна ли позиция автора, соответствующая названию статьи?
2. О каких двух направлениях саморазвития пишет автор?
3. Что означает призыв «Нулля диэс синэ рэ бона!»? Готовы ли вы ему следовать?
4. Выбирайте большие цели
Выбор направления самосовершенствования зависит от правильного выбора человеком целей своей жизни.
Каковы же цели, достойные человека?
Вновь обратимся к книге Д.С.Лихачева «Письма о добром».
Д.Лихачев:
Письмо шестое
Цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить добро людям, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к другим людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.
Вопросы к тексту
1. Какую цель автор считает достойной человека?
2. Как относится автор к промежуточным целям?
3. Убедительна ли лично для вас позиция автора?
4. Как растить в себе личность?
5. Как растить в себе личность?
Советы психолога
Напомним: важнейшие черты личности – это осознанная включенность в жизнь общества, четкие жизненные ориентиры, среди которых свобода, достоинство и права человека занимают центральное место. Это наличие четких общественных позиций, готовность и умение действовать, строить свою жизнь в обществе в соответствии с ними. Это, наконец, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей.
Существование личности в социальном «внешнем» мире – это прежде всего деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие именно отношения, мотивы личности в деятельности реализуются, мы говорим о направленности личности, о том, что человек хочет, к чему он стремится.
Вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.
Из книги «Социальная компетентность»
(Учебное пособие для 10-11-х классов. – СПб., 1998)
Сад личности
Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Один уголок сада может быть совсем не похож на другой. Четкие квадраты и круги цветочных клумб в одном месте, а в другом – остатки древнего леса с тихими ручьями и озерцами ясными, как окна в небо. Цветы на солнечных лужайках мечтают, чтобы их поскорее увидели и смотрели бы на них как можно дольше. Накидки из папортников закрывают и заглушают все, что хочет оставаться в тени и тишине. Сад велик и многообразен.
Сад нашей личности растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так, он растет нашими стараниями. Ненайденная или забытая способность зачахнет и пропадет.
Как растить личность
Самый простой способ кратко ответь на вопрос «Кто я?» – перечислить то, что ты умеешь делать. Это под силу даже младшим школьникам, которым более глубокие размышления не по возрасту. Перечислить, что ты умеешь делать отлично или хорошо, что ты сделал, чего достиг, – не очень сложно. Такое описание действительно поможет лучше понять себя. Однако в этом будет еще не весь ответ. В душе любого человека живет какая-то неудовлетворенность, желание что-то изменить, найти, подняться на еще одну ступень, полнее реализоваться.
Что делает человек самореализуясь? Что означает самореализация в реальном поведении? …Существуют восемь путей самореализации или способов поведения, ведущих к ней:
1. Раскрывать и выражать себя с детским простодушием, без застенчивости и без самомнения. Сосредоточиться на этом погружении, переживать его полно и живо.
2. Представлять себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент перед нами стоит выбор: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать, забиваться в свою ракушку, стремясь к большей безопасности и защищенности, или двигаться вперед и расти.
3. Давать возможность своему Я проявляться. Привычка слышать голос мамы и папы, вышестоящих лиц, властей, традиций и т.д. не должна мешать прислушиваться к своему Я. Необходимо чувствовать и давать возможность проявиться движениям своего Я.
4. Брать на себя ответственность за происходящее с тобой, за свои достижения и промахи. Спрашивать с себя и правдиво отвечать, не прикрываясь рассуждениями о роли обстоятельств.
5. Быть способным честно высказывать собственное мнение, независимое от мнения окружающих.
6. Развивать свои способности, трудиться ради того, чтобы сделать хорошо то, что хочешь сделать. Находить силы для прохождения трудного периода подготовки к реализации своих способностей.
7. Стремиться к высшим переживаниям. Как писал К.С.Льюис, радость должна удивить. Любовь или вдохновение нельзя купить или получить, дождавшись своей очереди. Никто и ничто не может искусственно вызвать у нас любовь или вдохновение, но можно увеличить вероятность возникновения этих состояний. Каждый человек испытывает подобные высшие переживания, но не всегда догадывается об этом. Некоторые люди отстраняются от этих недолгих переживаний, не принимая их реальность и лишая себя возможности наслаждаться жизнью.
8. Познавать самого себя, пытаться понять, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни.
Задания к тексту
Обсудите в малой группе (по 4 человека объединяются сидящие на двух соседних партах) следующие вопросы:
– Считаете ли вы предлагаемые советы жизненными, выполнимыми?
– Какие из предложенных путей вами осуществлялись на практике?
– Какими советами вы готовы воспользоваться?
– Что вызывает сомнение?
Наталья ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук
:
Комментарии