search
main
0

Человек, дарующий свет. И помогающий детям найти себя в жизни

Выпускница 24-й калужской гимназии Ксения Шумейко однажды написала: «Учитель, как носитель света… От него – все доброе в человеке. Он не может быть двуликим: хорошим наставником и плохим человеком. Он как бы перо духа творящего…» Согласитесь, проникновенные слова, и прекрасно, когда дети так отзываются о своих учителях. И на душе становится светлее, когда знаешь, что в наше прагматичное и меркантильное время такие педагоги в российских школах не перевелись. Один из них – учитель биологии гимназии №24 города Калуги, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» Елена КЛИМЕНКО.

Изящество и грациозность

При знакомстве с Еленой Александровной меня поражают ее теплые, с легкой грустинкой карие глаза, мягкий и тихий голос. «Наверное, ни один мужчина, умеющий видеть прекрасное, на улице мимо такой женщины, изящной и грациозной, не пройдет не обернувшись», – мелькает у меня в голове первая мысль. Елена Клименко, по словам ее коллег и заместителя начальника Управления образования города Калуги Светланы Распоповой, яркий представитель культуры, калужского учительства, человек скромный, постоянно ищущий, сомневающийся, никогда не считающий свои знания истиной в последней инстанции. А ученики говорят, что Елена Александровна очень отзывчивая и эмоциональная, всегда близко к сердцу принимает все, что происходит с каждым из них.

Елена Клименко с любовью рассказывает о своих учениках, демонстрирует фотографии из школьной жизни, погружает меня в удивительный мир биологии, вспоминает прошлогоднее участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России», где она вошла в число пятнадцати лучших учителей страны. По возвращении домой с финального этапа конкурса Елена Александровна испытывала невероятный душевный подъем. Когда директор гимназии Галина Федорова предложила ей уйти в отпуск, отдохнуть, то учитель биологии отказалась. Просто невозможно было не поделиться с учениками яркими впечатлениями, энергией, полученными в ходе конкурса.

– У меня появилось много друзей из разных уголков страны, – говорит Клименко. – Я видела, что рядом со мной не просто конкуренты, а талантливые коллеги и единомышленники.

Мечтала стать лесником

Елена Клименко из старинного учительского рода, ее прадед был профессором Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, талантливым ученым и врачом. Родилась в Калуге. Дедушка Василий Александрович и бабушка Зоя Александровна, посвятившие жизнь педагогике, в молодые годы приехали в город над Окой из Вологодчины. Отец, Александр Васильевич, и сестра, Наталья Деева, – учителя математики, работают также в 24-й калужской гимназии. Мать, Валентина Ивановна, – учитель физики школы №22.

Елена Александровна считает свою семью классической – союз учителя и защитника Отечества. Муж Елены Клименко Геннадий – офицер, служил в морской пехоте. Детям: Дарье – 15 лет, Алексею – 11. Дочь, ученица девятого класса, серьезно занимается иностранными языками, выступает на предметных олимпиадах, участвует в различных конкурсах. Сын увлечен всем тем, что связано с армией и военной профессией.

В детстве Елена Клименко учителем быть не собиралась, очень любила природу, биологию, четыре года ходила в кружок юных натуралистов. Училась в литературном классе, отлично писала сочинения, занималась танцами, фехтованием.

– Я хотела стать лесником, чтобы сохранить красоту и необыкновенный мир лесов средней полосы России, – признается Елена Клименко. – Собиралась поступать в Калужский филиал сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Могла связать свою жизнь и с медициной. Я еще в старших классах окончила курсы медицинской сестры. После десятого класса не стала поступать в вуз, а решила определиться – год работала во вспомогательной школе со сложными детьми.

Экологические экспедиции

Трудовые будни Елены Александровны расписаны буквально по минутам. Она работает в городском управлении образования методистом по химии и биологии, преподает в Калужском государственном педагогическом университете. В прошлом году Клименко избрали председателем городского естественно-научного общества учащихся, она читает лекции на спорные и малоизученные темы биологии в школе для одаренных детей, областном институте повышения квалификации работников образования. На выступления Елены Клименко с удовольствием приходят учителя других предметов, а ее лекции по генетике с интересом слушают учителя информатики.

На протяжении вот уже десяти лет Клименко организует экологическую практику и экспедиции. Под ее руководством дети изучают животный и растительный мир национального парка «Угра», Калужского бора, антропогенное воздействие на природную среду родного города. Каждое лето Елена Клименко руководит экологическим отрядом, на две недели вывозит детей в заповедник «Калужские засеки». Дни, проведенные на природе, не забываются. В спартанских условиях дети учатся жить в коллективе, преодолевать трудности походной жизни, помогать друг другу, уважать товарищей. Здесь забываются ссоры, преодолеваются отчужденность и обычная лень. Ежедневно дети проходят по 10-20 километров для того, чтобы собрать необходимый материал для исследований. Основные направления работы – изучение почвы, растений, насекомых в полях, лесах, на водоемах. Результаты своих исследований дети представляют на конференциях, «круглых столах», предметных олимпиадах.

Труды учителя биологии не проходят даром, многие ее воспитанники продолжают исследовательскую работу и после гимназии, поступая в престижные вузы. Например, Виталий Кушнир с шестого класса занимался сложной темой – микроорганизмами, каждый день ездил в лабораторию, где наблюдал за ростом бактерий. Сегодня он учится в военно-медицинской академии и продолжает исследования, начатые в гимназии. Кирилл Макаров, изучая поселения бобров, самостоятельно прошел десятки километров. В настоящий момент он студент одного из московских медицинских институтов. Дарья Васильева, Елизавета Бондаренко стали призерами всероссийских чтений, проходивших на базе МГУ, куда им предложили поступить. Но девочки выбрали медицинские вузы Смоленска и Санкт-Петербурга.

Удивительно, но, как говорит Елена Клименко, для нее ученики стали примером в плане организации собственной работы, проявив волю и настойчивость в достижении цели, скрупулезность в обработке полученных результатов.

Техногенный парадокс

Елена Клименко погружена не только в биологию, ученики под ее руководством исследуют многие сферы жизни.

– Желание разобраться в проблемах экологии, – говорит Елена Александровна, – привело нас к необходимости понимания и решения проблем общества и морали. Проводя исследования, мы увидели, что процессы, являющиеся основой жизни, неразрывно связаны с нашей речью, языком. Одна из тем выполненных учениками работ называется «Молодежный сленг в русском, английском и французском языках». Еще одно важное направление – изучение чрезвычайных ситуаций социального характера, начиная от войн и заканчивая насилием в семье. Нас волнуют проблемы терроризма и наркотиков в подростковой среде. В позапрошлом году дети выполнили очень актуальную работу по изучению деструктивных религиозных организаций в нашем обществе. Ребята создали их классификацию, изучили историю, разработали правила поведения при вовлечении в секту близких людей и родственников, провели занятия на эту тему с другими школьниками.

Елену Клименко много лет беспокоит проблема ухудшения состояния здоровья своих детей и учеников, что вылилось в серьезную исследовательскую работу – кандидатскую диссертацию. Важнейшим ее этапом стало создание паспорта здоровья детей. Оказывается, на здоровье влияют не только социально-экономические и экологические факторы, но и микроклимат в семье, воспитание детей в неполных семьях, которое приводит к нарушению гармоничности их развития. За время работы выявлен так называемый техногенный парадокс – дети, проживающие на территориях с превышением ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ, заметно крупнее своих сверстников и созревают значительно раньше. Но это приводит к напряженной работе иммунной системы и возникновению хронических заболеваний. А ученики Клименко сделали такой вывод: от состояния нашего здоровья, мировоззрения и жизненной позиции зависит и здоровье нашей планеты.

А вокруг целый мир!

– Моя главная задача – научить ребенка самостоятельно познавать мир, создание в классе эмоциональной атмосферы, в которой ученик мог бы проявить себя как творец, воспитание свободно мыслящей личности, – убеждена Елена Клименко. – Очень важно, чтобы дети на выходе из гимназии были здоровы, знали, чего хотят в жизни, и могли этого достичь, чтобы они были счастливы. А счастье – это не только материальный достаток, но и осознание человеком, что он находится на своем месте, что он нужен семье, обществу, государству, себе. Человек должен осознавать, что он делает что-то важное не только для себя, но и для других.

Сегодня в обществе складывается мнение, что современную молодежь, особенно подростков, отличают жестокосердие и убогость души. Елена Клименко с этим категорически не согласна и приводит красноречивый пример. Ее ученики-девятиклассники очень любят театр. В прошлом году учитель биологии несколько раз выезжала с гимназистами в театры Москвы. В Калужском драматическом театре смотрели спектакль «Завтра была война». Играли молодые актеры, очень эмоционально, проникновенно, настроение со сцены передалось и ученикам Елены Клименко. Выходя на улицу, они не скрывали слез, а учитель их, как могла, успокаивала. Какие же здесь черствые души и сердца?!

Елена Александровна человек разносторонний и увлеченный. Хотя на это и не всегда хватает времени, любит шить, моделировать одежду. Еще одно хобби – рисование: магия холста и масляной краски, отрешенность от действительности, полет творчества и фантазии. Учитель биологии любит спорт, увлекается танцами, лыжами, бегает по утрам. Летом в выходные дни семья Клименко садится на велосипеды и едет за город. Тяга к природе, подвижному образу жизни пересиливает притяжение компьютера и телевизора. А кто из коллег бывал в гостях у Клименко на даче, тот всегда поражался – сад утопает в ярких цветах с весны и до поздней осени.

У Елены Александровны с детства трепетное отношение к литературе. Особенно ей близка поэзия Николая Рубцова, его щемящее душу чувство малой родины. А еще настроению Елены Клименко очень созвучны проникновенные стихи учителя из села Ворсино Боровского района Калужской области Татьяны Абрамовой:

Дай, Господи, моим ученикам

Не утонуть в пучине быстрой

века,

Уметь увидеть в каждом

человека,

Не расплескать любви

бесценный храм.

Дай, Господи, моим ученикам,

Мальчишкам и девчонкам

быстроглазым,

Душевный мир, сердечный

быстрый разум

И состраданье к детям,

старикам…

Калуга

Елена КЛИМЕНКО (справа) со своими учениками

чело,

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте