search
main
0

Человек – целый мир

​Не все истины принимают люди, потому скорбел Достоевский: «…В мире все более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве, целостности людей». Творчество Достоевского напоминает нам о том, что крайне необходимо исцелять пораженные эгоизмом души людей, возрождать в мире утраченную веру в высшее добро.

Мне посчастливилось работать в школе, где всегда (школе 27 лет) уделяли и уделяют большое внимание духовно-нравственному, гражданскому, военно-патриотическому воспитанию. В школе создана своя система воспитательной работы, программа по духовно-нравственному воспитанию. В течение 12 лет наша школа принимает участие в Международных Рождественских образовательных чтениях, представители педагогической общественности, заинтересованные в нравственном возрождении школы, культуры, науки, посещают конференции, семинары, круглые столы, которые проходят на базе нашей школы. Наши педагоги обмениваются опытом, получают высокую оценку коллег. Нам удалось создать единое образовательное пространство школы, характеризующее ее видовое разнообразие. Школьные дисциплины у нас рассматривают не как цель, а как средство воспитания личности. В рамках дополнительного и основного образования в течение всех лет работы школа уделяла особое внимание просвещению детей по религиозной и православной культуре.Цель любого образовательного учреждения может быть выражена известным высказыванием великого русского писателя Ф.М.Достоевского: «Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно». Эти слова на протяжении последних четырнадцати лет для меня и многих моих коллег стали педагогическим кредо. С именем и творчеством Федора Михайловича Достоевского нас неразрывно связывает наша школа. Ассоциированная школа ЮНЕСКО с этнокультурным русским компонентом образования №1148 имени Ф.М.Достоевского расположена близ заповедного уголка Люблино, где на улице Летней, дом 8/2, сохранился каменный двухэтажный домик, в котором жил великий писатель Достоевский летом 1866 года. Люблино – единственное место в Москве, где Федор Достоевский писал свои произведения «Преступление и наказание» и «Игрок». Эта страница из жизни писателя взята за основу в создании литературного музея, исследовательской работы учащихся.В 2001 году имя писателя присвоено школе с согласия прямого потомка, правнука писателя Дмитрия Достоевского. С тех пор члены семьи Дмитрия Андреевича стали нашими добрыми друзьями. За это время накоплен свой опыт работы по изучению жизни и творчества писателя, который стал неотъемлемой частью воспитательной системы и школьной программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Восемь лет назад на базе школьного музея «Ф.М.Достоевский в Люблине» впервые были проведены Достоевские чтения. В тот момент они представляли собой научно-исследовательскую конференцию, на которой ученики 8-11-х классов защищали свои проектные работы. Со временем рамки конференции и участие только наших учащихся для нас стали «тесными». Мы поняли, что необходимо раскрыть двери школы, привлечь и найти людей разных возрастов, готовых изучать творчество великого писателя, используя для этого разные современные формы и технологии. Так появился культурно-образовательный проект «Достоевские чтения».В наше время, когда массовая культура охватила и заполонила все собой, трудно направить молодежь на путь истинный. Придя из мира массовой культуры, учащиеся трудно воспринимают даже отдельные элементы истинной культуры, которую они считают устаревшей. Значительным и колоссальным нравственно-эмоциональным воздействием обладает музейная среда. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истинной культуры, где интересно не разрушать, а созидать. Выступая в качестве активного создателя, узнавая как можно больше о прошлом своего края, о наших великих соотечественниках, знакомясь с творчеством и жизнью Федора Михайловича Достоевского, изучая его произведения, постигая их глубинный смысл, дети перестают быть беспристрастными наблюдателями. Личностно-ценное переживание истории, явлений русской культуры приводит ребенка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую, созидательную деятельность. Именно поэтому в школе №1148 им. Ф.М.Достоевского возникла идея проведения на базе школьного музея Достоевских чтений. Участники проекта – учащиеся школ, учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, студенты педагогических и гуманитарных вузов, учителя и преподаватели образовательных и высших учреждений, творческая интеллигенция. Участие в Достоевских чтениях развивает у школьников коммуникативные компетенции, творческие способности, навыки исследовательской работы, и самое главное – способствует формированию интереса к отечественной литературе, культуре, а также формированию духовных и нравственных ценностей, традиционных для русского народа. Чтения способствуют выявлению талантливой молодежи, укреплению связей между образовательными организациями нашей России и зарубежных стран, а также способствуют привлечению общественных организаций и деятелей науки и культуры к работе с детьми.12 декабря 2012 года в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что «российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Изучение жизни и творчества великого русского писателя Достоевского открывает большие возможности для формирования таковых «духовных скреп». Писатель считал, что «сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Из урока в урок, после каждого общения, сотрудничества с педагогом дети должны приобретать социально-духовный опыт, чтобы, принимая решение о своих поступках, руководствоваться нравственными нормами. Я верю в то, что нравственные и духовные основы, заложенные сегодня в души юных воспитанников, в будущем станут надежным фундаментом их духовной силы.Федор Достоевский в России современен всегда, его слова звучат как пророчество. Каждый его роман можно назвать педагогическим. Алеше Карамазову доверяет писатель свой взгляд на воспитание: «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, – может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасен человек».Елена ПЕКШЕВА, координатор Достоевских чтений, социальный педагог школы №1148

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте