search
main
0

Человек читающий. Формирование читательской грамотности

​ФГОС последнего поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. В этом смысле значимость такого навыка, как читательская грамотность, трудно переоценить.

Сегодня все чаще можно услышать, что читающее население нашей страны стремительно уменьшается, подростки не любят и не хотят читать. Но наблюдения свидетельствуют об обратном: всюду мы можем видеть множество читающих подростков: они не выпускают из рук гаджеты, они читают и пишут без остановки, реже, но все же можно увидеть подростков, читающих книги и на бумажном носителе. Что они выбирают для чтения, насколько их чтение осознанно, насколько они компетентны как читатели?Ведь именно осознанное чтение выступает инструментом достижения образовательных результатов. Низкий же уровень понимания текста – гарантия того, что учебная коммуникация невозможна в объеме, необходимом для достижения образовательных целей.Создание условий, при которых ребенок учится понимать содержание письменных текстов, учится размышлять о них, постепенно формирует потребность чтения и специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами, среди которых публицистические статьи, статистические анализы, инструкции по работе с приборами, компьютерные программы, резюме, коммерческие предложения, различные типы отчетов – то немногое, что предполагает обучение читательской грамотности.В нашей школе уже три года ведется работа по повышению уровня читательской грамотности у учащихся средней и старшей школы. Системность работы по развитию читательской грамотности обеспечивается и использованием зрительных диктантов по методике профессора И.П.Федоренко, и работой с текстами на понимание по методике О.Н.Зайцевой. Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет технология активного чтения (далее – ТАЧ), которая включает 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. Реализация ТАЧ затратна по времени, но мы призываем обратить на нее внимание и не жалеть сил и времени на ее освоение: наша практика показывает, что использование технологии на постоянной основе всеми учителями-предметниками уже в течение 1-го года использования приводит к сокращению времени на освоение того или иного текста детьми. Почему? Потому что дети осваивают технологию и уже на рефлекторном уровне работают в соответствии с ТАЧ с любым текстом.I этап. Работа с текстом до чтенияНа этом этапе активно используется ассоциативное мышление, столь свойственное детям, воображение.«Давайте попробуем предположить, о чем мы будем читать, по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации…»«А сейчас, составив пословицу из набора слов, вы сможете определить ведущую тему этого текста, с моей точки зрения, которую вы сможете оспорить после прочтения…»Учащиеся составляют пословицу и объясняют ее смысл. (Работа в группах.)1. Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.2. Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.Группы составляют пословицы:1. Доброе слово лечит, а злое калечит.2. Делай доброе дело, чтобы сердце пело.II этап. Работа с текстом во время чтенияК пониманию текста и созданию его читательской интерпретации мы ведем детей через первичное чтение текста, через чтение текста «с карандашом», определение основных понятий (без чтения всего текста), составление таблиц (выборочное чтение), составление плана текста (для пересказа), через поиск пропущенных слов, выявление первичного восприятия и совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста, через повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов), через диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседу по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Далее значимо сформулировать уточняющий вопрос к каждой смысловой части, провести беседу по уже усвоенному содержанию текста и наконец выйти на этап обобщения прочитанного.Выразительное чтение текста детьми после такой системной работы доставит удовольствие и учителю, и самим детям: как будто разучено музыкальное произведение и каждый акцент, каждая пауза обретают смысл для исполнителя.III этап. Работа с текстом после чтенияТрансформировать читательские впечатления до уровня законченной мысли – задача для виртуоза-учителя. Устойчивый навык сценирования занятия, когда учитель – режиссер, крайне необходим на этом этапе.Сформулированный учителем концептуальный вопрос в результате обсуждения приводит к пониманию авторского смысла и далее – к высшему проявлению навыка работы с любым текстом: формулированию основной идеи текста.Только теперь мы говорим об авторе текста: детям становится интересен тот, чей замысел понятен и осмыслен.В соответствии с законами кольцевой композиции возвращаемся к заглавию, к его связи с темой, основной мыслью автора, уже с высоты понимания текста анализируем знакомые иллюстрации.Творческие задания завершают работу по описанной технологии: это может быть задание на стилистическое подражание на любую тему, продолжение истории персонажей, собственная иллюстрация, собственный финал.Данная технология иллюстрирует системно-деятельностный подход и отказ от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель – организатор исследовательской работы детей, наблюдатель, наставник. Ученик – творческая личность, а не пассивный слушатель, его работа на уроке – работа исследователя, а роль учителя все более сводится к режиссированию этой активной, познавательной деятельности учащихся.Обучая детей читательской грамотности, мы не только помогаем им организовать предметную учебную деятельность, но и даем универсальный инструмент ориентирования в огромном потоке информации, которую современный школьник получает из самых различных источников. Уверены, что к словам известного писателя К.Федина прислушаются все, кто готов преодолеть трудности на пути к человеку думающему: «Просматривать, перелистывать книгу – это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть».Елена ОЛЕХНОВИЧ, Виктория ОРЛОВСКАЯ, Любовь СЕРКОВА, Татьяна ЧЕХОНИНА, учителя русского языка и литературы школы №2088

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте