search
main
0

Человек человеку – лекарство Доброта нужна как воздух

Как бы ни была трудна жизнь, всем нам следует, безусловно, верить в завтрашний день, несмотря на то, что говорят: “Каково государство, такова и школа”. Ведь школа должна дать то, что необходимо государству. А стране сегодня нужна как воздух доброта отношений между людьми и народами.

Для образования в настоящее время, на мой взгляд, государственным стандартом следует определить: кого мы воспитываем? Стандартом воспитания, по-моему, должен быть конкретный образ, который издревле существует у многих народов, например: “Сын пул” (“Будь человеком!”) – у чувашей, батыр – у татар и башкир, джигит – у восточных народов, джентльмен – у англичан, красна девица и добрый молодец – у русских. Издавна каждый народ понимал, что нужен не абстрактно воображаемый человек, а реальный, с его духовными ценностями.
Вне всякого сомнения, цель школы – давать подрастающему поколению основы знаний, делать из детей и молодежи образованных и добрых людей. Выполняет ли в этом плане сегодняшняя школа свое предназначение? Ответ: и да, и нет. Я решительно не согласен с теми, кто поносит советскую школу. Такой подход перечеркивает все достигнутое в нашей стране в области образования.
В последние годы видишь продукт так называемых перестроечных явлений, формирующих психологию потребительства. Эти явления ориентируют современную личность прежде всего на потребление материальных благ в ущерб удовлетворению социальных, культурных и духовных потребностей.
Сейчас многое изменилось. К сожалению, изменились не к лучшему и качества людей, их отношение к труду, знаниям, к окружающим. “Архитекторы перестройки” в области воспитания подрастающего поколения не предложили ничего существенного. Спросите сами у себя: в какой школе имеется хоть один лозунг-призыв руководителя страны? Впрочем, есть один: “В школе не должно быть идеологии!”. Однако жизнь доказала, как был прав классик философии, когда говорил о том, что школа без идеологии – ложь и клевета.
Сотрудники кафедры педагогики и психологии Чувашского республиканского института образования в работе на экспериментальных площадках Марпосадского, Канашского, Шумерлинского, Чебоксарского районов задались целью усовершенствовать содержание и методику воспитания у школьников доброты.
Исходное положение в этой работе то, что психологическим механизмом, обеспечивающим доброту, является деятельность, морально-волевое желание, усилие. Принцип формирования доброты состоит в том, чтобы привить ученику такие качества, как сострадание, сочувствие, милосердие. Например, в Шоршелской средней школе ученикам 10-11-х классов доброты предложили работать вожатыми в младших классах. Нелегка эта работа: вместе с классным руководителем работать с учениками, вести внеклассную работу, помогать отстающим в учебе. По признанию самих старшеклассников, преодоление трудностей на пути к цели закаляет морально-волевые качества будущего абитуриента педвуза. Учащиеся классов доброты проводили в подшефных классах интегрированные уроки, были инициаторами и организаторами проведения праздников “Акатуй”, “Ахах-мерчен сершывенче” (“В стране агатов-бриллиантов”), “Посиделки”, “Рождение ребенка”, “Масленица”, “Из сундука бабушки”, “Здравствуй, зимушка-зима” и др. В связи с этим педагогический коллектив с нового учебного года переходит к осуществлению работы по теме “Школа – центр развития доброты”, где фундаментом должен быть единый процесс учения и творческого труда.
Опыт работы учителей доказывает, что, когда школьная педагогика идет вразрез с народной, когда воспитание не основывается на национальной культуре, традициях и обычаях, рвутся корни, исчезает национальная память, разрушается самосознание, происходит задержка формирования личности. Утрачивается чувство доброты и дружбы к людям и народам, без чего немыслима жизнь.

Егор ВАСИЛЬЕВ-БУРЗУЙ,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Чувашской республики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте