В эпоху крутой ломки устаревших ценностей должны быть выдвинуты такие цели, которые обеспечивают не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые (базисные) качества для развития и человека, и общества на конкретном этапе. Формирование базисных черт личности задается программой перестройки в области экономической, политической, национальных отношений, в сфере демократизации и гуманизации, – они определяются тем, что может дать человеку обновленное общество и что должен дать ему человек.
Продолжение. Начало в №№31, 34 за 2008 г.
3. Базовая культура личности
Центральным понятием для группировки этих базисных черт личности должно стать, на наш взгляд, понятие базовой культуры.
Почему мы останавливаемся на нем?
Во-первых, именно в культуре (вернее, в ее отсутствии) концентрируются во многом наши упущения в воспитании и первоочередные проблемы, решение которых должно стать фундаментом всестороннего развития будущих поколений.
Во-вторых, базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Впрочем, гармония – это не просто сочетание эмоционального, рационального, поведенческого в человеке. Революционная одержимость и беспощадность в ходе классовой борьбы не требуют особой культуры – они однонаправлены на борьбу со столь же беспощадным врагом. Но когда черные и белые краски исчезают, когда появляется многоцветье жизни – нужны творчество, гибкость, обнаруживается необходимость обратиться к опыту всего человечества, то есть нужна культура. Понятие «культура» есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения.
В базовую культуру, на наш взгляд, входят пусть немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы.
Исходя из современной социально-педагогической ситуации, целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это – культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и культура общения, экологическая, художественная, физическая культура.
Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность.
Базовые основания культуры, как уже подчеркивалось, содержат в качестве ядра общечеловеческие ценности и предполагают следование актуальным требованиям по устранению недостатков воспитания. Так, в плане культуры труда сегодня важно формировать не самоотверженность, выражающуюся в готовности к штурмам, а деловитость, планомерность, рабочую честь, верность обязательствам перед коллегами и потребителями. Демократическая культура требует понимания новых отношений в системе «человек – общество – государство», умения вести дискуссию, отстоять свое мнение, даже отличное от общего, знания демократических процедур, прав и обязанностей.
Новые подходы к воспитанию, которые может дать разработка базовых оснований культуры, наиболее отчетливо проявляются, если внимательно посмотреть, например, на культуру жизненного самоопределения личности – центральное звено базовой культуры.
4. Культура жизненного самоопределения
В нашей педагогике долгое время считалось правилом: чтобы ученик вырос гражданином, надо предъявлять к нему гражданские требования. И чем больше их будет, тем в большей степени будут выражены у человека патриотизм и ответственность. Но вот в конце 50-х – начале 60-х годов в общественном педагогическом сознании обнаружилось (точнее, вспомнилось), что прямых зависимостей здесь нет, что есть проблема мотивации, что действия педагога определяются и средой, и опытом его личности, особенностями психики. Задача воспитания – сделать так, чтобы человек сам себе предъявил требования, сам поставил перед собой социально значимые задачи. А для этого его надо включить в личностно мотивированную деятельность. Это был значительный шаг вперед от авторитарности, шаг недостаточный, но решительный.
В 60-70-е годы даже передовые педагоги стремились создать технологию прямого перевода целей воспитания в личностные установки. Такой уклон в технологию, в закрытую оболочку внутриколлективных отношений наивно использовался как способ «укрыть» детей от политических, нравственных и экономических девальваций, входивших в противоречие с целями и идеалами социализма и, естественно, воспитания.
Демократизация общественных отношений выявила основную закономерность в формировании долга и гражданской ответственности школьников: выступая субъектом общественных требований к государству, убеждаясь в действенности этих требований, человек добровольно берет на себя гражданские обязанности и выполняет их. Предъявление коллективом требований к государству (ведомству), органам власти, их представителям от имени народа, общества актуализирует гражданское самосознание личности; растущий человек, исходя из совести и справедливости, предъявляет гражданские требования к себе и другим и в соответствии с этим строит свою программу действий.
Второе следствие сформулированного выше вульгарного понимания смысла жизни – равнодушие к коэффициенту полезного действия, социальной активности и общественной работы в частности. Самоотдача самоотдаче рознь: когда энергетические, интеллектуальные затраты окупаются приносимой пользой, то это нравственно обогащает личность, когда же окупаемости не происходит, создается видимость пользы, берет верх показуха. Если такая непродуктивная самоотдача все же одобряется, то это развращает и взрослого, и ребенка, ибо ведет к отказу от собственного духовного роста, оправдывает остановку в развитии личности. Понимание этого особенно актуально для тех, кто работает с активом в школьном самоуправлении.
Наконец, третье следствие социологизаторства состоит в игнорировании детских интересов. Детство, школьные годы рассматривались не как сама жизнь, а только как подготовка к ней. И все, что прямолинейно не работает на интеллектуальную, трудовую, профессиональную, гражданскую подготовку, – второстепенно: художественное мировосприятие, спорт, успехи в игре и творчестве, любовь или влюбленность, радость общения, привязанность к дому, к родителям, отношения с ними, борьба за престиж в товарищеской среде, чувство собственного достоинства и другие личные переживания подростка.
В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации. При этом нельзя ограничиваться задачами: «кем быть?» и даже «каким быть?». Необходимо выделить совершенно самостоятельный вопрос: «как жить?», как построить свой индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности и формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми. Цель жизни – жизнь, то есть сам процесс жизни. Научить этому процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не в экстремальных условиях – важнейшая задача в системе целей воспитания.
Центральным системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания жизни, то есть самореализации человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения человека. Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. Без этого невозможно развитие. Хотелось бы подчеркнуть, что в самоопределении центральным компонентом является выработка позиции. Именно в формировании деятельной позиции творца – преобразователя себя состоит специфика воспитательной работы.
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой является наличие сфер самоопределения. Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера). Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Что есть человеческое в человеке? Что есть человек для человека? Понимание воспитателем и воспитанниками самоценности любого ребенка как человека определяют гуманистические отношения в воспитательном и в детском коллективе.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, благосостояние, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность и др.
Самоопределение в сфере «Человек – природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
«Продукты человеческой деятельности» (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса (для человека – гуманизм, против человека – милитаризация), профессиональную ответственность человека за последствия его взаимодействия с техникой (аварии, катастрофы и т.д.). Кроме того, речь, очевидно, должна идти и об освоении человеческой духовной культуры: гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры. Особого внимания заслуживают выявление и формирование народных, национальных основ культуры личности.
Мы столь подробно остановились на культуре отношения человека к самому себе, а через это к другим людям, к природе и обществу, потому что это и есть новый человечный, то есть гуманистический, взгляд на воспитание. Помогать растущему человеку искать свой смысл в жизни, создавать благоприятные условия, чтобы с детских лет его бытие (общение с другими людьми, с окружающим миром) было достойным человека – это и значит выполнять главное предназначение воспитателя.
Что значит вызвать у подростка стремление к духовной жизни? Это значит воспитывать стремление к правде, добру и красоте. Правда, истина – это то, что мы ищем на любом уроке, будь то история, математика, биология; это и то, к чему мы стремимся, осмысляя окружающую жизнь и отношения с людьми. Добро – это предназначение, смысл жизни человека и человечества на земле. Красота – это гармония, стремление к такому сочетанию человека и природы, человека и общества, человека и плодов его труда, при котором возникает возвышенное чувство счастья, красоты жизни.
В процессе стремления человека к Добру, Правде, Красоте и происходит его жизненное самоопределение.
Управление процессом развития личности есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. Это «само» и есть основной ориентир педагога. Способность к самоопределению есть основной механизм развития свободного, гуманного, сознательного человека. Но не единственный.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ
Продолжение следует
Комментарии