Сегодня в России насчитывается несколько десятков региональных вузов, которые были открыты для удовлетворения потребностей субъектов РФ в кадрах высокой квалификации. Во многом такие учебные заведения помогают молодым людям, в силу материальных или иных причин не уехавшим на учебу в столичные вузы. Но, оказывается, иногда и федеральные высшие учебные заведения не в состоянии удовлетворять потребности столиц в тех или иных кадрах. В Москве, например, сегодня успешно работает Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), который уже входит в десятку самых рейтинговых педагогических вузов России. О том, что это за вуз, рассказывает ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ.
– Наш университет – уникальное учебное заведение, созданное 8 лет назад по инициативе Департамента образования Москвы. Вуз имеет глубокие исторические корни в Психологическом институте Российской академии образования, основанном выдающимся отечественным ученым – профессором Георгием Челпановым. Лучшие профессора, специалисты и сотрудники МГППУ дают студентам знания в области фундаментальной и прикладной психологии, что особенно важно, передают им традиции классической отечественной науки. Другая характерная особенность университета – его тесная связь с практикой образования. Нынче во всех округах столицы работают психолого-медико-социальные центры. Таким образом достигается реальная интеграция науки, образования и практики, обеспечивающая решение актуальных задач нашего общества.
Сегодня все региональные вузы, и наш в том числе, опасаются, что в конце концов они будут переданы на федеральный уровень. Правда, с другой стороны, говорят, что, возможно, федеральные вузы передадут в регионы. Как бы там ни было, мы продолжаем работать, благо мэр Москвы Юрий Лужков считает, что региональные вузы нужно сохранять, ибо они в большей степени работают на потребности субъектов страны. Это отвечает букве 122-го закона и политике, которую проводит Министерство образования и науки РФ под руководством Андрея Фурсенко. Министр считает, что образование должно быть востребовано, и в этом наши позиции совпадают.
Наш университет стремится отвечать на требования времени, поэтому к факультетам психологии образования, социальной психологии, психологического консультирования, специальной психологии в этом году прибавился факультет юридической психологии, открытый совместно с Институтом имени Сербского, и факультет государственного и муниципального управления для подготовки специалистов, способных работать в обстановке чрезвычайных ситуаций. Это очень важно, потому что психологи Центра экстренной психологической помощи МГППУ первыми оказываются в «горячих точках», в местах террористических актов. Они принимали активное участие по оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в Москве (1999-2002 годы), в Волгодонске (1999 год), на Северном Кавказе, в поселке Видяево (2001 год). Врачи приступали к своим обязанностям только после того, как их пациенты пообщались с психологами. Последние оказали серьезную психологическую помощь пострадавшим зрителям «Норд-Оста». Сегодня вместе с Детским фондом университетский Центр экстренной психологической помощи реализует проект в Беслане: поддерживает детей, у которых погибли родители, но, разумеется, помощь оказывается и взрослым.
Все это требует серьезного научного подкрепления. Не случайно мы постоянно работаем вместе с Психологическим институтом РАО, что позволяет привлекать к преподавательской и исследовательской работе видных ученых-психологов, внедрять инновационные разработки в реальный учебный процесс. Самым внимательным образом мы отнеслись к планам Министерства образования и науки передать один из сибирских вузов отделению Российской академии наук. Ведь, по сути дела, экспериментально мы отрабатываем такую же модель. В сентябре прошлого года состоялось заседание президиума РАО, посвященное созданию комплекса на базе Психологического института РАО и Московского городского психолого-педагогического университета. Это позволит, с одной стороны, сохранить науку, с другой – держать на высоте планку вузовского образования, с третьей – сочетать науку, образование и практику. Мы настаиваем на модели федерально-регионального уровня, потому что такой комплекс даст научно-методические разработки, которые можно будет использовать на практике не только в Москве, но в других регионах. Опробуем все на столичной площадке, а внедрять сможем в любом субъекте РФ, давая оптимальную региональную модель, например, психологической службы, которая основана на фундаментальной науке, и предлагать ее Министерству образования и науки для распространения в России. Кстати, ведомство уже поддержало идею создания такого научно-университетского комплекса, и заместитель министра Андрей Свинаренко дал положительный отзыв по поводу этой инициативы. Сложность пока заключается в отсутствии соответствующей нормативной базы, но как только будут разработаны нужные документы, мы сможем действовать, поскольку Москва чрезвычайно заинтересована в создании такого комплекса и готова выделить соответствующие ресурсы для его работы.
Комментарии