Отношения между людьми – это прежде всего моральные отношения. Моральный человек – это добрый человек, а социальный – личность. Социальное существо наделено специфическими потребностями, отличными от моральных тем, что они присущи не конкретным близким людям, а широкому кругу неизвестных лиц, с которыми человек тем не менее связан. Нам знакомы эти обширные и необъятные связи: по возрасту, полу, роду занятий, социальному положению, национальности, расе, религиозной вере и т.д.
На уровне таких предельно широких общностей и отношений возникают свои чувства солидарности, единства, взаимоподдержки и взаимопонимания или же конфронтации общего неприятия иных отношений и общностей. На этом и строится социальная жизнь, зиждется социальное сознание. Таким образом, благодаря социальному сознанию человек вырастает до уровня общественной личности, которая является носителем «множества рубашек». На человека «нанизано» множество уз, самой различной широты и силы. Можно догадаться, что от природы человека, его чуткости к внешним нуждам остальных людей зависит основательность и значимость для человека тех реальных общностей, в которые он входит и через которые вершится жизнь человечества в целом, судьбы мира и прежде всего проблемы мира и войны.
Если в основе морального отношения лежит способность переживать чужую жизнь, то в не меньшей мере, но более тонко это проявляется в способности социального сопереживания. Конечно, оно может быть чисто стадным, но как раз тут важна действительная связь морали и социального сознания человека. Социальная солидарность – великая сила, но она может быть и выражением предельной ограниченности людей тех общностей, в которые они входят. Поведение каждого из нас меняется, когда мы выступаем как представители социальной общности, группы, какого-то социального единства. Это достоверно констатирует социальная психология, изучающая особые закономерности, которым мы следуем во время демонстраций, митингов, на собраниях и манифестациях. Той же психологии подчиняются люди на военных фронтах. Главное условие для социальной личности – не терять себя в толпе, не переходить на стадный уровень. В единстве, солидарности и свободе личности проявляется социальная культура.
Социальная общность позволяет человеку понять нечто абстрактное в человеческих отношениях. И даже если люди не настроены на философский лад, они эту абстрактность понимают. Она заключается в том, что помимо непосредственно близких людей, тех, которые живут рядом, есть реальные узы, связывающие каждого с невидимыми, но тоже близкими другими людьми. Это близость по возрасту как одна из исходных. Практически люди склонны общаться на протяжении всей жизни прежде всего с лицами своего возрастного круга. Это не закон, но тенденция. И она ощущается тем сильнее, чем уже круг интересов отдельной личности. Ребенок также осознает, что помимо него и его друзей мир заполнен близкими ему маленькими существами. Они имеют нечто общее, подчас очень важное и сокровенное.
Кроме того, в раннем возрасте познается другая, имеющая социальный смысл общность одного пола. Осознание ее в воспитательном смысле еще более важно. Ребенок чувствует, что его непохожесть по полу определена природой, что люди не являются «унифицированными» существами, подчиненными какому-то однозначному стандарту. Так у начал жизни невольно познается действительная живая диалектика жизни, ее разделенность на противоположные полюса со своим естественным особым, а в конце концов даже «тайным» святым смыслом. Элементарная суть жизни говорит человеку о полярности мира, которую надо чтить и уважать, которая по-своему интересна и, конечно же, не случайна.
Существуют разные подходы к вопросам совместного воспитания и обучения полов. Исторически господствовало раздельное воспитание полов. В наше время мы наблюдаем явный перехлест. Едины не только детские сады, но и отменены мужские и женские школы. Более того, мы видим, что во дворах и на улицах разных городов и, что особенно характерно, разных стран наблюдается тенденция к общим компаниям мальчиков и девочек. Видимо, тут проявляются определенные социальные, неслучайные закономерности. Хотя психологи и социологи не могут нам однозначно ответить, каков их характер: положительный или негативный.
Всегда считалось, что раздельность обучения и воспитания, несмотря на субъективную личную устремленность детей к единству, способствует школе концентрировать силу как мужского, так и женского начала. И лишь по мере их накопления, достижения должной мощи и зрелости они достойны входить в контакт с другой природной силой. Такое понимание, пожалуй, более отвечает истинному и вечному взаимоотношению полов.
Практически, как нам представляется, здесь, как и во всем, следует избегать крайностей. Во всяком случае надо пестовать культ взаимоуважения полов. Такой «сакральный» характер взаимоотношений, взаимной идеализации – великая воспитательная сила, которая позволяет будущим взрослым людям, в лице мужа и жены, избегать в супружеской жизни прозы, заниженной оценки друг друга, пошлости и преодолевать все трудности силой взаимоуважения и высокого инстинктивного почитания.
Вопрос о половых общностях – это вопрос, касающийся воспитания в человеке самого великого – правильного понимания любви, в которой мудрые видят исконный закон жизни, закон, управляющий всеми жизненными процессами и лишь по-своему проявляющийся в отношении других общностей, вплоть до религиозных, где господствует великий принцип самых просветленных религий о том, что любовь исходит из Бога, «Бог есть Любовь».
С детства мы узнаем, что наши родители по своей профессии относятся к определенной группе взрослых людей и через них ребенок себя объединяет с людьми какого-либо социального круга. Так рождается осознание сначала профессиональной, а затем более широкой – сословно-классовой общности людей. Под знаком ее формируется отношение растущего человека к социальному миру. Если в обществе ощутима социальная вражда, то человек, постепенно входящий в жизнь, переключается на противостояние, хотя бы скрытое, наличных социальных сил. Он вбирает в себя негативное отношение к «чужакам» и одностороннюю пристрастную солидарность с людьми своего, «нашего» круга.
Социальное воспитание на незримой основе вбирает в себя основы социального мировоззрения. Человек воспринимает социальную философию не через книги и теорию, а через прямой живой опыт, который подтверждается всеми окружающими, всеми условиями и обстоятельствами жизни. Характер осознания сословно-классовой общности может быть положительным, полным удовлетворенности, или же негативным, пессимистичным, даже доходящим до отчаяния. И чем резче будет контраст, тем меньше шансов для будущего взаимопонимания и сотрудничества людей как в личном, так и в социальном плане на практическом уровне.
Но даже счастливое самосознание не гарантирует человека от конфликтов, ненависти, социальной дисгармонии, которые всегда готовы из психологической сферы выйти в практическую. Что же в такой ситуации и в случае самых негативных вариантов следует предпринимать? К чему следует стремиться? Высокоразвитые люди, какие бы общности они ни представляли, могут ценить друг друга, любить друг друга, действовать сообща. Реальные примеры дает история: люди покидали свой класс во имя того, чтобы служить социальному прогрессу, всему обществу, его идеалам.
Человечество поделено на нации. Осознание подобной общности тоже приходит рано и на всю жизнь. Понимание сути национальных отношений – тоже один из элементов истинной человеческой культуры. И здесь правильное видение также определяется в первую очередь «социальной погодой» в обществе, его общей культурой, тенденциями духовного рода, господствующими в нем. Многообразие наций, их языков выражено в многообразии культур. Мы легко представим, как был бы стандартен, беден мир, его культура, которой мы живем повседневно, если бы не было изумительного спектра красок, порождаемого богатством национальных культур.
Наша принадлежность к своему народу, своей нации – вещь, достойная уважения. Но тем не менее еще древние выдвинули великий девиз «Будь гражданином Вселенной». Правилен он или нет? Он неправилен, опять-таки если односторонен. Принадлежность к нации и принадлежность к миру никак не исключают друг друга, как наша принадлежность к родной земле, к самым близким людям и ко всему человечеству. Противопоставлять эти две общности – сокровенно близкую и всеобщую – недопустимо. Может быть, для сложившейся теории это будет даже странным, но патриотизм – условие истинного космополитизма, а не выхолощенного, бессодержательного. Истинный космополитизм должен избегать внутренней принужденности, насилия, искусственности и полагается на гармонию составляющих его национальных элементов, национальных культур, проявлений национального, как и бесконечно человеческого «Я».
Более широкой общностью выступает единство людей в расе. Отметим, что помимо трех известных мировых рас – белой, черной, желтой – существуют другие, менее заметные расы, но совершенно оригинальные (индейцы Америки, или раса краснокожих; папуасы Австралии; а порой другие, едва заметные народы). Расы, как и нации, как отдельные этносы, небольшие народности, складывались по разным регионам Земли. Мощные, обширные регионы – мощные, обширные расы, которым все другие этнические общности подчинены как составные.
Люди различаются по расам прежде всего внешне. Это буквальные следствия тех природных условий, в которых они живут тысячелетиями. Но их внутренний мир не подчиняется таким воздействиям. Духовность едина, однако своеобразие жизненных условий сказывается на содержании психологической жизни, установках, привычках людей, на всех обыденных проявлениях их внутреннего мира. Разве это может быть барьером для близости, взаимопонимания людей разных рас, имеющих общее в основе – духовное содержание, проявляющее себя в отношении к миру?
Жизнь общества разворачивалась как восхождение людей ко все более широким этническим общностям: от рода, племени, союза племен люди приходили к жизни народа, нации. Сейчас наблюдается процесс формирования единой общечеловеческой общности, связанный с глобализацией. Он активизировал диалектически противоположную ему тенденцию – усиление национализма – проявление национального эгоизма. Но в крайних случаях, когда нацию попирают более могущественные силы, он выступает как ответная реакция и является условием самосохранения, самоконцентрации всех духовных сил.
Отметим сразу, что глобализация не имеет единого смысла, точнее единого понимания. Глобализация закономерна, как процесс объединения народов в рамках планеты в силу единых связей любого рода: коммуникационных, торговых, общеэкономических, технических и духовно-культурных. Но глобализация заслуживает критического отношения, когда нам под ее видом выдают лишь одну из господствующих, но социально эгоистических тенденций. Истинная глобализация может строиться только на взаимоучете национальных интересов, взаимодополнении национальных культур, на гармоничных узах всех народов и всего человечества.
История воочию подтверждает, что самые разные народы и даже расы могут образовывать единую нацию, то есть территориальную общность людей не только с одним языком, но и действительно общей духовной культурой. История дает нам и противоположные примеры, когда одна нация и даже националисты внутри нее вступают в гражданскую кровопролитную схватку. Уже это свидетельствует, что национальная общность – это не символ замкнутости, а общность, которая не является доминирующей, как и сословно-классовая общность людей. Все дело в надежности принципов, практических правил, по которым протекает жизнь людей. И там, где присутствует хотя бы скрытый диктат одной из сторон, взрыв или конфликт неизбежен.
И здесь мы должны рассмотреть особую, широкую и исторически доминирующую общность людей, соответственно накладывающую решающий отпечаток на человеческую культуру в самых разных ее проявлениях. Это религиозная общность. История свидетельствует, что религиозная общность – самая влиятельная и сильная, поскольку религия является универсальным сознанием. Она вбирает в себя весь человеческий мир, моральные оценки, отношение к социальной справедливости, понимание природы. Принципиальную суть любого вопроса определяет религиозное мировоззрение. Поэтому преобладание религиозного сознания, религиозной общности над остальными закономерно.
Владимир ЖАРИНОВ, профессор
Комментарии