search
main
0

Человеческий капитал – главное достояние государства

​Доступность и качество образования как приоритеты государственной политики в сфере образования для всех работников образования Москвы стали альфой и омегой ежедневной кропотливой работы. Это наши ключевые цели, определяющие характер решения важных задач модернизации и развития образования, использования современного информационного инструментария управления развитием образования.

Весь комплекс вопросов и проблем, относящихся к сфере развития современных информационных технологий, формированию системы управления качеством и стандартизации в этой области, имеет сугубо межведомственный характер. Вместе с Департаментом образования в этой работе самое активное участие принимают Департамент информационных технологий, Департамент науки и промышленной политики, Департамент экономической политики и развития, другие ведомства. Без их поддержки мы, представители Департамента образования, работали бы не в полной мере эффективно и качественно, поскольку межведомственное взаимодействие в Москве отражает новый стиль управления, направленный на результативность – качество образования. Но вместе с тем именно Департамент образования отвечает за создание того, что называется контентом, содержанием всех информационных систем московского образования, поскольку на нас возложена ответственность по определению целей, задач и конкретных функций средств информатизации образовательной деятельности. Безусловно, московская система образования базируется на имеющемся весомом опыте эффективного использования информационных технологий. Еще десятилетие назад информационные технологии рассматривали в качестве достаточно эффективного инструмента активизации образовательного процесса. В образовательные учреждения весьма интенсивно поставляли компьютеры, интерактивные доски, подключали Интернет, учителя и преподаватели проходили соответствующие курсы повышения квалификации, многие из них включались в разработку разнообразных электронных образовательных ресурсов – электронных пособий, лабораторных практикумов, методических пособий, особенно активными эти процессы стали в последние годы. Теперь можно с уверенностью сказать, что образовательные учреждения в полной мере оснащены компьютерной техникой и программным обеспечением, мультимедийным оборудованием, интернет-доступом и многим другим. Однако в настоящее время стало совершенно очевидно, что всего этого явно недостаточно, потому что существенно изменилась стратегия развития системы образования Москвы. В последние три года в Москве целенаправленно и планомерно идет работа по интеграции образовательных учреждений различных типов и видов. Результатом такой интеграции становится создание образовательных комплексов, объединяющих детские сады, школы, колледжи. Мы полагаем, что именно в системе образовательных комплексов реализуются наиболее оптимальные возможности достижения главных целей развития образования Москвы – кардинального повышения уровня доступности и качества дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования для всех жителей нашего города, здесь проблема качества образования выходит на совершенно новый уровень своего осмысления. Проблема прежде всего заключается в том, что в условиях развития образовательных комплексов, а каждый из них включает в себя как минимум 3-4 учебных корпуса, а иногда и до 10, почти невозможно эффективно использовать традиционные управленческие инструменты, обеспечить эффективный контроль и управление с помощью тех механизмов, которые еще вполне успешно использовали 10 лет назад, причем в условиях кризиса традиционных форм и методов управления образовательными учреждениями страдает прежде всего то самое главное, ради чего все и создается, – качество образования, подготовки наших выпускников. Вот почему в ходе реализации базовой стратегии развития московского образования возникает чрезвычайно сложная и важная задача – сделать современные информационные технологии основой формирования системы управления деятельностью образовательных учреждений, нацеленной на получение конечного результата – необходимого уровня качества образования. Решение подобной задачи предполагает реализацию множества весьма сложных условий, связанных с развитием материально-технической базы учебных заведений, разработкой соответствующего программного обеспечения, решения проблемы его взаимного соответствия и интеграции и, конечно, подготовкой, повышением квалификации управленческих и педагогических кадров как самих учебных заведений, так и органов управления образования. В итоге задача сводится к тому, чтобы создать информационную систему, позволяющую осуществлять сбор информации, контроль и управление по наиболее значимым параметрам, связанным с самыми разными аспектами деятельности укрупенного образовательного учреждения. Основная проблема заключается в том, что эти аспекты сами по себе весьма различны по смыслу и содержанию («от питания до воспитания»), но при этом их необходимо свести в единую систему обработки и хранения данных, научиться адекватно и корректно оценивать. К примеру, даже такая задача, как составление рейтинга образовательных учреждений, в современных условиях превращается в непростую проблему. У одного образовательного комплекса несомненные достижения в одной области, у другого – в другой, а проблемы у них разные. Как их сравнивать между собой? Сложность проблем становится еще более очевидной, если учесть масштаб московской системы образования. Масштабы нашей системы столичного образования поистине огромны. Мы понимаем, что все проблемы сразу решить нельзя, поэтому постепенно, поэтапно наращиваем информационную оснащенность различных сторон деятельности учебных заведений посредством реализации целевых программ, с 2011 по 2013 год в школы поставлено 4597 компьютерных классов, 10590 интерактивных досок, 56934 ноутбука для учителей-предметников. Сегодня мы реализуем целевые программы по внедрению информационных технологий. В рамках программы «Комфортная школа» уже сегодня 24 часа в сутки проходит электронная запись в школы и на программы дополнительного образования, кроме того, родители могут получать исчерпывающую информацию о посещаемости и успеваемости детей. На данный момент в 800 столичных школах идет также SMS-информирование родителей о проходе ребенка в школу или выходе из нее. Следующее направление – «Компетентная школа», согласно которому мы планируем создать комплекс электронных учебников нового поколения, причем не просто, как это зачастую бывает, отсканировать печатные издания, а создать интерактивные, полноформатные мультимедийные электронные образовательные ресурсы. Благодаря этой программе появится возможность формировать индивидуальные подходы к обучению наших детей. В рамках реализации программы «Здоровая школа» у учащихся появится электронная медицинская карта, которая будет содержать информацию о состоянии здоровья и прививках ребенка. Таким образом, в учебном процессе будут учитывать индивидуальные особенности здоровья каждого учащегося. Цель программы «Добрая школа» – поддержка образования детей-инвалидов, этот проект направлен на подготовку всего необходимого для дистанционного обучения на дому с использованием современных информационных технологий. В соответствии с программой «Безопасная школа» в каждом общеобразовательном учреждении Москвы установлено по четыре видеокамеры, обеспечивающие безопасность периметра, причем в ближайшее время количество видеокамер в школах планируется увеличить. В рамках программы «Открытая школа» запланирован переход образовательных учреждений на новые типовые сайты, на которых будет опубликована информация о школе, создание городского реестра педагогических кадров, к концу 2015 года будет осуществлен переход 100 московских школ на единую систему управленческого и финансового учета. Координация всей деятельности по разработке, экспертизе и внедрению электронных образовательных ресурсов в образовательную практику возложена на созданный в структуре Департамента образования Московский центр технологической модернизации образования, перед которым поставлена задача создания как сугубо образовательных средств (учебники, пособия, практикумы, тренажеры), так и управленческих систем (средства учета контингента, посещаемости, электронные журналы, электронный документооборот). В настоящее время работа в этом направлении идет полным ходом. Инструменты оценки и управления качеством образования разрабатывает Московский центр качества образования, у которого двойная задача: с одной стороны, необходимо создать эффективные электронные средства оценки образовательных достижений обучающихся, с другой стороны, единую общегородскую систему экспертной оценки деятельности образовательных учреждений. В настоящее время основная задача заключается в разработке и практической реализации того комплекса средств и методов управления качеством образовательной деятельности, который мы называем Московским стандартом качества образования. Очевидно, что содержание этого стандарта не может и не будет входить в противоречие с федеральными требованиями, предъявляемыми к уровню образовательных достижений обучающихся и образовательных учреждений. Речь идет прежде всего об учете специфики Москвы, об использовании тех немалых возможностей, которые предоставляет столичный мегаполис в области образования. Главная цель Московского стандарта качества образования – всестороннее определение условий, при которых обучающиеся получат максимальные возможности реализации своих способностей, выбора самостоятельной образовательной траектории, что в свою очередь предопределит возможность выбора своей собственной траектории профессионального и социального развития. Один из показателей доступности образования, на наш взгляд, – обеспечение деятельности инфраструктуры образования всех подведомственных учреждений Департамента образования. Исходя из этого, инструментом реализации станет разработка методик расчета интегральных показателей экономической эффективности при использовании энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях Москвы. Нет необходимости подчеркивать значимость проблем энергосбережения в системе образования, ибо только в условиях экономного потребления, контроля и учета можно достигать экономических результатов без потерь и рисков снижения комфортности образовательной среды, сокращения сети энергообеспечения. Безусловно, в этой связи невозможно обойтись без создания и внедрения новых информационных программ и технологий, в этом направлении уже предприняты определенные шаги, запускают в апробацию новые методики оценки эффективности энергосбережения, современные энергосберегающие технологии при строительстве и модернизации учреждений сферы образования, проводят мониторинг всех зданий общеобразовательных учреждений с точки зрения потенциала энергосбережения и создания новых форм привлечений инвестиций, в том числе в форме государственно-частного партнерства на основе энергосервисных контрактов и других методов, используемых и апробированных в отечественной образовательной практике. В ближайшее время Департамент образования будет представлять программы для структурных подразделений Правительства Москвы, непосредственно отвечающих за энергообеспечение городских инфраструктур. Безусловно, программа будет исходить из модулей информационных программ, корректировки автоматизированной системы и других возможностей использования информационных технологий. Безусловно, вся работа в информационной сфере должна быть подчинена одной и главной цели – доступности любой информации, касающейся системы образования Москвы, возможностей участия родительской общественности, управляющих советов в режиме прямых ответов, в режиме онлайн. В ближайшее время нам предстоит много и качественно работать, чтобы решить поставленные задачи. Наше стремление продиктовано самыми глубокими патриотическими чувствами. Мы хотим, чтобы российская система образования не просто соответствовала международным стандартам качества, а вернулась в первые позиции в рейтинге ведущих мировых держав, национальный приоритет которых развитие человеческого капитала, который и есть главное достояние государства. Николай ЮРЕНКО, заместитель руководителя Департамента образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте