В Восточном округе Москвы 55 общеобразовательных организаций, их руководители объединены в 4 межрайонных совета директоров, а из более 16000 педагогов 78,3% являются членами профсоюза. Этот высокий показатель профсоюзного членства округ удерживает уже несколько лет подряд.
На чем строим стратегию?
Для определения путей взаимодействия с межрайонными советами директоров в округе Восточная территориальная организация МГО профсоюза (ТО ВАО) использует различные формы.
Прежде всего организация провела аналитическое исследование по вопросам работы первичных профсоюзных организаций (ППО) в условиях больших образовательных комплексов, сохранения членской базы профсоюзной организации. Основная цель этого исследования – выявление дефицитов и опыта использования прогрессивных способов сохранения стабильности профсоюзной организации. Необходимо было определить баланс двух величин: количества и качества.
На основании выводов и была выстроена единая стратегия деятельности, направленная на развитие организационной структуры, многоступенчатое планирование, сетевое взаимодействие, модернизацию подходов, развитие корпоративной культуры.
Взаимодействие с МСД определяет задачи в деятельности территориальной профсоюзной организации. Это прежде всего:
– широкое участие профсоюза в жизни трудовых коллективов образовательных организаций;
– мотивация интереса к работе профсоюзных организаций в системе межрайонных советов директоров, формирование положительного имиджа профсоюза и мотивация профсоюзного членства;
– формирование корпоративных коллективов в образовательных организациях через деятельность ППО;
– совершенствование системы управления ППО в условиях современного образовательного комплекса.
Добиться успеха можно было, только определив пути взаимодействия с председателями межрайонных советов директоров, с руководителями образовательных организаций, сохранив и приумножив лучшие профсоюзные традиции.
Революции не было. Новая система взаимодействия складывалась не на пустом месте, а просто встроилась в новые реалии. Постепенно оформилась система взаимодействия ТО ВАО и МСД.
А что было раньше?
Основным принципом профсоюзной работы в округе всегда была реализация системы самоуправления через различные общественно-государственные структуры:
– советы общественных уполномоченных;
– базовые школы по направлениям деятельности (действуют и сегодня);
– окружной Молодежный центр;
– окружной Совет ветеранов педагогического труда.
Все это работало. Но пришло время меняться.
Система взаимодействия через межрайонные советы (МСД и межрайонный совет председателей ППО) является многоуровневой и многогранной. Многоплановое сотрудничество становится производственной необходимостью, оно способно оперативно и конструктивно влиять на регулирование вопросов трудовых отношений, является мощным мотиватором и средством развития трудовых коллективов, помогает совершенствовать систему управления деятельностью ППО. И решает, как сказано в положении о МСД, одну из задач советов директоров – участие в развитии и управлении системой образования Москвы.
Что главное в совместной работе?
1. Выполнение плана работы по реализации мероприятий отраслевого соглашения;
2. Фронтальная и индивидуальная работа с коллективами образовательных организаций.
3. Регулярное проведение совещаний и совместных встреч с участием председателя территориальной профсоюзной организации, с председателями МРС председателей ППО.
4. Совместная деятельность по реализации окружной программы «Социализация педагогов».
5. Обновление и дополнение социального пакета педагога.
Свидетельством повышение качества работы и представительской роли профсоюзного актива в образовательных организациях стало более активное участие членов профсоюза в окружных и городских программах и проектах, представительство в управляющих советах образовательных организаций и участие в разработке и принятии их локальных нормативных актов.
В 53% школ округа профсоюзное членство составило от 80 до 100%. По результатам мониторинга отмечается снижение в четыре раза количества жалоб и обращений в этих школах с 2020 года.
Что получается в итоге?
Социально-партнерское взаимодействие оказывает позитивное влияние на развитие образовательных организаций округа. Эта работа строится вокруг базовых школ, аккумулирующих лучший опыт деятельности по отдельным направлениям.
Быстро меняющаяся среда и работа в условиях многозадачности требуют оперативно доносить разноплановую информацию до каждого члена профсоюза, поэтому информационно-методическое обеспечение стало актуальной необходимостью при сопровождении социально-партнерской работы в округе.
Это достигается в том числе выпуском методической профсоюзной литературы и профсоюзной газеты. В территориальной организации 15 лет подряд выпускается «Дневник председателя», а лучший опыт обобщается в номерах профсоюзной газеты «Профсоюз – это мы», выпускается методическая литература по вопросам соцпартнерства.
Развитие социального партнерства в округе с каждым годом наращивает темпы. Его стержнем является городское отраслевое соглашение. А работа по системному планированию, контролю и анализу реализации этого документа стабилизирует коллективы, структурирует вопросы социализации работников, является основой для составления и заключения коллективных договоров в образовательных организациях.
При определении основных направлений деятельности ТО ВАО опирается на конкретные разделы и позиции отраслевого соглашения на 2023-2025 годы:
– мониторинг и обобщение опыта заключения коллективных договоров;
– информирование о профсоюзе при приеме на работу;
– информационная работа;
– обучение по охране труда;
– конкурсы по охране труда и многое другое.
Вопросы социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений являются приоритетными в округе и обсуждаются на совещаниях и рабочих встречах разного уровня.
Например, в Клубе молодых директоров, работающем в округе много лет, обсуждаются совместные проекты, проходят мастер-классы и выступления по обмену опытом работы. Реализуется программа «Молодые директора – молодым педагогам».
Подписаны соглашения о сотрудничестве между ТО ВАО и образовательными организациями по различным вопросам и направлениям деятельности.
Также сообщения об эффективной практике работы образовательных организаций округа по вопросам социального партнерства заслушивались на заседаниях Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Только при непосредственной поддержке директоров образовательных организаций можно добиться значимых успехов в вопросах развития социального партнерства.
Вот некоторые из достижений.
В 2020 году школа №2036 заняла первое, а школа №1290 второе место в конкурсе «На лучшую организацию работы в области охраны труда…».
В 2022 году школа №2036 заняла первое место в конкурсе «Лучший уполномоченный по охране труда МГО профсоюза».
В первом конкурсе на предоставление грантов МГО профсоюза грантополучателем стала школа №1504 за проект «Чтение – корпоративный стиль команды школы №1504 и культурный код».
Проектная деятельность по охране труда стала основополагающей во взаимодействии территориальной профсоюзной организации и МСД №10. Трендом обмена опытом по социальному партнерству на круглых столах стал МСД №11. Направлением в вопросах взаимодействия окружного профсоюза и МСД №12 стала тема «Корпоративные ценности». Ведущая роль в контроле за работой с ветеранами педагогического труда принадлежит председателю МСД №13 В.П.Рытикову.
Нельзя не отметить окружной проект «Время инноваций». Под непосредственным руководством директора школы В.Л.Чудова и территориальной профсоюзной организации молодые педагоги образовательных организаций в течение двух лет разрабатывали и защищали свои проекты.
Окружные проекты «Виват, спорт!», «Достояние России», «Будь здоров!» и многие другие объединяли для совместной деятельности работников дошкольных отделений образовательных организаций.
Главное же в этих проектах – участниками стали все образовательные организации округа.
Основным результатом взаимодействия территориальной организации с МСД стали:
– количественный рост образовательных организаций;
– 53% с численностью членов профсоюза от 80 до 100%;
– стабильность профсоюзного членства;
– конструктивные отношения коллег;
– создание окружной корпоративной команды.
Ключевые текущие задачи совместной работы в округе направлены на дальнейшее развитие и совершенствование системы социального партнерства, проведение экспертной оценки коллективных договоров, а также расширение форм социализации педагогов.
Если визуализировать все это, то можно представить, что составляющие взаимодействия МСД и территориальной профсоюзной организации можно разместить на 12 гранях додекаэдра как символа гармоничного многомерного пространства, где каждая плоскость только вместе с другими создает объем.
А скрепляют эти грани человеческие отношения, которые одновременно и цель, и средство нашего общего дела.
Ольга ТРИШИНА, председатель Восточной территориальной организации МГО Общероссийского профсоюза образования, кандидат экономических наук
Комментарии