Цели:
1. На этом уроке учащиеся узнают, как пользоваться своими правами, чтобы не ущемлять интересы других, договариваться друг с другом и разрешать конфликтные ситуации.
2. У них формируется представление о понятиях: компромисс, ограничение, насилие, конфликт, оскорбление, уважение.
3. Появляются умения анализировать, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы, критически мыслить, составлять синквэйн.
Вопросы:
1. Как пользоваться своими правами?
2. Как можно без насилия выйти из конфликтных ситуаций?
3. Нужно ли соблюдать права людей, которые сами нарушают права?
Учитель: Сегодня мы проводим последний урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. Теперь вы знаете свои права. А как ими пользоваться?
– Я, – впервые сказал малыш.
В эту минуту он вдруг выделил себя в бесконечном пространстве мироздания.
– Это я, – упрямо твердил он. Значит, малыш осознал себя как отдельную, отличную, неповторимую, единственную в своем роде личность.
– Ты, – вдруг скажет он. Значит, малыш понял, что он не один в этом мире.
– Мы, – скажет ребенок. Сделав вывод, что в мире существует бесконечное множество различных “Я”, различных “Ты”, различных “Мы”.
Как существовать друг с другом в классе, в семье, в обществе, в мире? Как научиться соизмерять свои собственные потребности, устремления, желания с потребностями, устремлениями, желаниями других.
Ситуация:
Аня и Вася – брат и сестра. Ане 9 лет, а Васе – 12. Однажды они играли в комнате, а мама готовила обед на кухне. Вдруг из комнаты послышался громкий плач. Мама вошла в комнату и увидела, что Аня лежит на полу и громко плачет, а Вася испуганно смотрит на нее. Мама спросила: “Что случилось?!” Сквозь слезы Аня сказала: “Он меня ударил по лицу”. Вася тут же закричал: “А она назвала меня дураком!” Выяснилось, что дети хотели посмотреть телевизор. Но Аня хотела смотреть мультфильм, а Вася – боевик, который шел по другой программе. Дети поссорились.
Вопросы:
Какие свои права хотели осуществить дети?
Какие права ребенка были нарушены в этой ситуации?
Кто был не прав?
Почему Вася испугался?
Как чувствовали себя дети после ссоры?
Как по-иному мог закончиться спор детей?
Придумайте другое завершение этой истории.
Прогнозируемые результаты:
В данной истории дети хотели воспользоваться своим правом на отдых, на свободу выбора. Поссорившись, они нарушили права друг друга на личное достоинство, на жизнь без насилия, на свободу выбора. Вася испугался, т.к. понял, что Аня могла удариться, и мама может наказать его.
После ссоры и Васе, и Ане было очень плохо. Каждому из них было обидно, что его не поняли и оскорбили.
Дети могли бы договориться между собой. Кто-то из них мог уступить другому, например Вася, т.к. он старше, умнее. Тогда его поступок можно было бы расценить как поступок воспитанного, взрослого человека.
Обобщение учителя
Эта история поднимает очень важные вопросы о том, как человек может пользоваться своими правами, не ущемляя интересы других людей. Любое оскорбление – это нарушение права человека на уважение и достоинство. Лицо человека нельзя трогать ни при каких обстоятельствах – это самое большое оскорбление. В общении друг с другом мы должны помнить, что есть границы дозволенного и недозволенного. Самое важное ограничение – это права других людей.
Вопросы:
В данной истории речь шла о конфликте. В жизни конфликты случаются достаточно часто.
Какими могут быть твои действия, если тебя обидели?
Как человек может достойно выйти из конфликта, чтобы не обидеть другого?
Прогнозируемые ответы:
Не доводить ситуацию до ссоры, не оскорблять друг друга, не кричать, а стараться договориться, пойти на компромисс, т.е. уступить друг другу.
Учитель:
– Итак, мы должны научиться договариваться, уважать и соблюдать права друг друга. Я предлагаю вам обсудить такое высказывание: “Мы не должны соблюдать права тех людей, которые нарушают наши права”. (Данное высказывание вывешивается на доске).- Давайте по шкале мнений определим, согласны вы с этим высказыванием или нет.
Доска делится на 3 части:
Согласен полностью
Согласен наполовину
Не согласен
Учитель:
– Для себя определите, какую позицию вы займете. Поднимите руки, кто согласен полностью с этим высказыванием, кто согласен наполовину, кто совсем не согласен.
Учитель заносит результаты в таблицу, а затем предлагает привести аргументы в защиту своей позиции.
Варианты ответов:
Полностью согласен
1. Его надо проучить.
2. Нарушить права – значит наказать.
3. Только так он поймет, что нарушать права – это плохо.
Не согласен
1. Я обязательно должен соблюдать права, т.к. они записаны в Конвенции о правах ребенка и во Всеобщей декларации прав человека.
2. От этого ничего не изменится. Это на него не повлияет.
3. Тогда все начнут нарушать права, что приведет к всеобщему беспорядку.
Учитель:
– После нашего обсуждения, может быть, у кого-то из вас изменилось мнение по этому вопросу. Давайте еще раз поднимем руки, кто согласен с этим высказыванием полностью, кто согласен наполовину, кто не согласен с данным высказыванием.
Обычно в результате обсуждения, проведенного под руководством учителя, большинство учащихся приходят к выводу, что нужно соблюдать права всех людей.
Нужно соблюдать права всех людей, даже тех, кто сам их нарушает. Только так люди смогут понять ценность и важность прав человека и необходимость их соблюдения. Если люди будут соблюдать и уважать права друг друга, то сами они станут лучше, добрее, благороднее.
На наших уроках мы знакомились с Конвенцией о правах ребенка. Самые важные ценности, заложенные в ней, – это “Ребенок” и “Права”. Пусть они станут темой синквэйна, который вы сейчас напишете. Учитель делит класс на 2 части, и дети пишут синквэйн. Затем синквэйны зачитываются.
В конце урока в класс входит почтальон и говорит о том, что принес посылку для 5-го класса. Это большой запечатанный рулон, на котором написан адрес школы и класс, а отправитель – тетка “Конвенция”.
Вывод учителя:
Мы закончили знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Теперь вы знаете свои права, которые должны стать вашим путеводителем по жизни. В Древней Руси детей называли зернышками. В этом заложен глубокий смысл, созвучный с сегодняшним днем. Чтобы зернышко прорастало, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать, оберегать его. Именно в этом предназначение Конвенции о правах ребенка.
Рефлексия:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Чему научились?
Словарь:
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Ограничение – правило, ограничивающее какие-нибудь действия, права.
Насилие – использование физического превосходства относительно более слабого человека, силой, битьем, пинками и т.д.
Конфликт – столкновение, серьезные разногласия, спор.
Оскорбление – тяжелая обида, унижение.
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Приложение
СИНКВЕЭЙН
Права.
Замечательные, нужные, неотъемлемые
Защищают, помогают, охраняют.
Всем нужны.
Добро.
Права.
Хорошие, специальные, личные.
Действуют, соблюдаются, помогают.
Права защищают человека.
Благополучие.
Татьяна ИВАНОВА,
Галина СМИРНОВА,
учителя граждановедения
Раменское
Комментарии