search
main
0

Человеческие ценности √ ориентир каждого

Продолжение.

Тема “Право на воспитание в семье”
Цели урока:
1. На уроке учащиеся узнают о необходимости заботы о ребенке со стороны семьи, государства, о роли семьи в воспитании детей.
2. У учащихся формируются представления о понятиях: право ребенка на воспитание в семье, семья, воспитание, развод, приемная семья, детский дом.
3. У учащихся формируются умения анализировать ситуацию, вести беседу, аргументировать свою точку зрения, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других.

Вопросы:
1. Для чего ребенку нужна семья?
2. Полная и неполная семья.
3. Кто должен заботиться о ребенке, если он потерял родителей?

Учитель:
Ребята! Сейчас мы с вами расскажем сказку, которая вам может быть хорошо известна. Сказка называется “Мама для Мамонтенка”.
В ходе рассказа учителя к доске прикрепляются иллюстрации.
Далеко на севере, на берегу океана, стояла скала. Внутри скалы находилась пещера, а в пещере, в большой глыбе льда, – замерзший Мамонтенок. Но однажды во время бури волны разбили скалу, и она рухнула! Лед, в котором лежал Мамонтенок, растаял, и он ожил. “Мама!” – крикнул Мамонтенок, но ему никто не ответил. И тогда Мамонтенок пошел искать маму. По дороге он встретил Медвежонка, который отвел его к дядюшке Моржу. Дядюшка Морж посадил Мамонтенка на льдину и отправил его в Африку.
Учитель организует беседу:
Ребята, вспомните, какую песню пел Мамонтенок?
Затем он может включить фрагмент песни из мультфильма “Мама для Мамонтенка”. Или учитель может напомнить слова песни:
По синему морю к зеленой земле
Плыву я на белом моем корабле!
Меня не пугают ни волны, ни ветер –
Плыву я к единственной маме на свете!
Учитель продолжает беседу с учащимися:
Наконец Мамонтенок приплыл в Африку. Вспомните, кто помогал Мамонтенку разыскать маму?
Учащиеся называют обезьянку и тетю Бегемотиху.
Чем закончилась эта история?
Учащиеся вспоминают, что Мамонтенок нашел Слониху и она стала его мамой.
Учитель:
Мамонтенок был счастлив. “Наконец-то я нашелся!” – сказал Мамонтенок и прижался к Слонихе. А Слониха обняла его своим хоботом. Так хорошо закончилась эта история.
Беседа по вопросам:
1. Почему все так стремились помочь Мамонтенку найти маму?
2. Почему Слониха приняла Мамонтенка?
Подводя итог беседы, учитель может напомнить строки из песни:
И мама услышит, и мама придет,
И мама меня непременно найдет!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети!
Учитель:
Когда у ребенка есть мама и папа, у него есть семья.
Для чего семья нужна ребенку?
Что такое воспитание?
В результате беседы выясняется значение семьи для воспитания и развития детей. Учитель обращает внимание на то, что в Конвенции записано: каждый ребенок имеет право на заботу со стороны родителей.
Учитель:
Большинство детей воспитывается в полной семье, где есть и мама, и папа, которые совместно заботятся о детях, вместе их воспитывают. Но бывает, что родители, которые когда-то любили друг друга, по каким-либо причинам решили расстаться и не жить вместе. Тогда ребенок остается с одним из них, чаще всего с мамой, а второй из родителей встречается с ним.
Но жизнь гораздо сложнее, чем кажется. Встречаются такие ситуации, когда трудно найти правильное решение. Послушайте историю, которая произошла в семье Пети, и подумайте, как можно ему помочь.
Ситуация. Однажды Марина прибежала из школы и прямо с порога закричала:
– Мама, родители Пети развелись!
– Это случается, – сказала мама. – Но почему тебя это так волнует?
– Но ведь это же мой одноклассник! Он ходит грустный, потому что его мама не позволяет ему встречаться с папой. Все в классе решили помочь Пете. Мы придумали, что можем устраивать встречу Пети с папой у кого-нибудь из нас на квартире.
– Это не так просто, доченька. Вы не имеете права вмешиваться в частную жизнь Пети и его родителей, – ответила мама.
Марина возмущенно крикнула:
– Он страдает и должен встречаться со своим папой! Что же делать?
Беседа. Подумайте, что можно посоветовать Пете и его родителям в такой трудной ситуации?
В ходе обсуждения учащиеся обычно приводят следующие аргументы: Петя должен видеться с папой, и мама должна это разрешить. Петя может попросить маму убедить ее в том, что ему без папы плохо, он скучает, тоскует. Родители Пети должны договориться между собой.
Учитель обращает внимание на то, что в Конвенции о правах ребенка записано: каждый ребенок имеет право на контакты с обоими родителями, если не может быть с ними двумя вместе. Родители обязаны выслушать мнение ребенка: когда и как часто он хочет встречаться со вторым родителем.
Учитель: Право на воспитание в семье значит, что нельзя ребенка забрать у родителей. Но бывает, что иногда по разным причинам дети теряют родителей.
Вопрос. Кто должен заботиться о ребенке, если он потерял родителей?
Обычно в своих ответах дети называют родственников, приемных родителей, детские дома и т.д. Учитель подводит их к выводу о том, что заботу о ребенке, оставшемся без родителей, берет на себя государство. В Конвенции о правах ребенка записано: государство обязуется обеспечить ребенку такую заботу и защиту, которые необходимы для его благополучия.
Затем проводится работа в группах.
Учитель:
Родители заботятся о детях. Они ухаживают за ними, покупают им одежду, игрушки, ходят с детьми в театры и музеи. Родители беспокоятся о здоровье своих детей, волнуются за них, переживают за неудачи и радуются их успехам. Родители очень любят своих детей. А вы любите своих родителей? Давайте преподнесем вашим родителям сюрприз.
Задание. Поздравьте своих родителей с днем рождения. В поздравлении напишите такие слова, чтобы родители поняли, как вы сильно их любите.
Урок заканчивается представлением группами задания.
Вывод. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и особенно ребенка. Поэтому в Конвенции определено право ребенка на воспитание в семье.
Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Словарь

Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Развод – правовое расторжение брака, что означает, что люди перестают быть мужем и женой.
Приемная семья – семья, которая воспитывает ребенка других родителей.
Детский дом – опекунское учреждение для детей, родители которых по разным причинам не могу воспитывать их.

Тема “Право ребенка не приватную жизнь”

Цели урока:
1. На этом уроке учащиеся знакомятся с приватным пространством ребенка, с тем, что в него входит, и какое значение имеет для ребенка право на приватную жизнь.
2. У учащихся формируются представления о понятиях: личная жизнь, приватность, приватное пространство, деликатность, достоинства.
3. У учащихся формируются умения моделировать различные ситуации, выполнять проблемные задания, сочетать групповые и индивидуальные формы работы, анализировать, делать выводы.
Вопросы урока:
1. В чем (как) проявляется нарушение прав ребенка на приватную жизнь?
2. Что входит в приватное пространство ребенка?
3. Какое значение имеет для ребенка право на приватную жизнь?
В начале урока учитель организует беседу.
Вопрос. Что вам непонятно в названии темы урока?
Учащиеся указывают на понятие “приватная жизнь”. Отсюда учитель делает переход к проблемному заданию на урок, обращая внимание на то, что в ходе занятия именно это и нужно будет выяснить – что означает понятие “приватная жизнь”.
Проблемное задание:
1) Определите, что означает понятие “приватная жизнь”.
2) Какое значение имеет для ребенка право на приватную жизнь?
Учитель:
Сейчас я назову вам различные действия, а вы должны определить, какие из них вам покажутся нарушением ваших прав.
Представьте, что кто-то прочитал ваше письмо, подслушал телефонный разговор, без разрешения вошел в ваш дом, родители попросили показать ваш школьный дневник, учитель попросил вас высказать свою точку зрения по обсуждаемой на уроке проблеме, сосед зашел на вашу кухню и взял спички, на перемене одноклассник съел ваше яблоко.
Вопрос. Какие действия вы воспринимаете как нарушение вашего права? Почему?
Учитель, обобщая ответы учащихся:
В сущности, произошло вторжение в вашу личную жизнь. Но вы тем не менее нарушением закона эти действия чаще всего не считаете. Хотя любое из таких действий, безусловно, оставляет неприятный осадок в душе человека.
Далее организуется беседа.
Вопросы:
Что такое человек?
Из чего он состоит?
Что находится вокруг человека?
В ходе беседы учитель схематично рисует на доске человека и обозначает пространство вокруг него, сопровождая это словами голова, тело, руки, ноги, душа.
Учитель, обобщая ответы учащихся:
Вокруг человека образуется пространство, но не вакуум. Это пространство достаточно часто нарушается.
Затем учащиеся получают задание.
Сейчас, работая в группах, вы смоделируете и обыграете предложенные ситуации так, чтобы показать, как может происходить грубое вмешательство в личные дела ребенка и как он пытается отстоять свое право на личную жизнь.
Класс делится на 3-4 группы. Желательно, чтобы это задание по ситуациям группы получили за несколько дней до урока. Учитель должен провести консультации для групп. Условно группы называются: “Дети – Дети”, “Дети – Родители” и “Дети – Взрослые”.

Ситуации.
Первая группа –
“Дети – Дети”. На перемене Маша отобрала у Коли сочинение. Коля не разрешает его брать. Ему неприятно, когда читают его сочинение. Он пытался отобрать сочинение обратно. При этом мнение одноклассников разделилось: одни поддерживают Машу, а другие – Колю.
Вторая группа –
“Дети – Родители”. Андрей приходит домой и видит, что папа проверяет карманы его куртки. Папа находит в кармане у сына сигареты. Начинается выяснение отношений в семье (могут участвовать другие члены семьи).
Третья группа –
“Дети – Родители”. Родители беспокоятся о том, как учится их дочь. Мама взяла из портфеля дневник, нашла в нем записку и прочитала ее. Между мамой и дочерью произошел серьезный разговор.
Четвертая группа –
“Дети – Взрослые”. Десятилетний Володя рисует на асфальте во дворе. В это время мимо проходил незнакомый мужчина. Он остановился, посмотрел на рисунок и сказал: “Ну что это за рисунок?! Что это за линии?! Разве так рисуют?! Давай-ка я покажу, как надо…” Мужчина стирает рисунок и начинает рисовать сам.
После представления группами ситуаций проводится беседа.
Вопросы:
В ситуациях, которые вы показали, речь шла о личной или о частной жизни ребенка. Из чего состоит частная жизнь человека? Кто определяет границы частной жизни?
В ходе беседы на доске вывешивается рисунок (приложение N 2). Учитель обобщает ответы учащихся.
Учитель: К частной жизни человека относится все то, что принадлежит нам лично: наши вещи, жилье, личные, семейные дела просто потому, что они наши. Никому не позволено без особых обоснованных поводов влезать в нашу жизнь и личные дела. Почтальон не может читать наши письма, служащий банка не может никого информировать о наших сбережениях. Доктор не может рассказывать о заболеваниях больных. Психолог не должен публично разглашать результаты тестирования интеллектуальных способностей, т.е. кто более способный, а кто менее. Медицинская сестра в школе не должна сообщать в классе, у кого голова чистая, а у кого грязная. Учитель не должен читать попавшую к нему записку. Вмешательство в личную жизнь человека неделикатно. Если мы соберем все, что, как мы считаем, является нашим личным делом, то увидим, что вокруг нас образуется некая оболочка. Каждый человек, сам того не сознавая, создает ее вокруг себя. Эта оболочка называется приватным пространством человека.
Затем учитель организует беседу по второму вопросу проблемного задания.
Вопрос:
Какое значение имеет для ребенка право на приватную жизнь?
Учитель обобщает ответы учащихся.
Право защищает приватность каждого человека, и в том числе ребенка. Мы должны все научиться уважать приватность других людей и взаимно напоминать об этом друг другу. Поэтому в Конвенции о правах ребенка есть специальная статья, в которой говорится: “Ни один ребенок не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность жилища, тайну его корреспонденции или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств”. (Текст статьи Конвенции может быть вывешен на доске).
Вывод учителя:
Право на приватное пространство означает, что каждый человек имеет право на интимные чувства, мысли, взгляды, тайны. Он сам определяет границу своей личной жизни, т.е. приватного пространства.

Словарь

Вакуум – полное отсутствие, острый недостаток чего-либо.
Личная жизнь – личная интимная жизнь человека.
Приватность – запрет на вмешательство в чужие личные дела, за исключением особых ситуаций, например в случае угрозы для жизни или здоровья человека.
Деликатность – умение хранить тайны, секреты других людей.
Достоинство – чувство чести, гордости.
Тема “Право ребенка на образование”

Цели урока:
1. На уроке учащиеся узнают о праве ребенка на образование, условиях, при которых возможна реализация этого права, и перспективах развития школьного образования в демократической стране.
2. У учащихся формируются представления о понятиях: право на образование, свобода, право на свободу информации, уважение.
3. У учащихся формируются умения критически мыслить, составлять и защищать проекты, задавать вопросы, анализировать, делать выводы.
Вопросы урока:
1. Для чего человеку нужно право на образование?
2. Как ребенок может реализовать свое право на образование?
3. Какой должна быть школа?
Учитель:
У каждого человека со школой связан самый удивительный, самый счастливый и беззаботный период жизни – детство. У каждого о школе сложилось свое мнение, свое представление. Они могут быть разными: хорошими и плохими, светлыми и мрачными, радостными и грустными. Вот что написали в своих анкетах выпускники одной из школ: “Гимназия оставила незабываемый след в моей жизни. Она действительно как дом родной. Она меня сделала таким, какой я теперь. Здесь я научился себя реализовывать. Гимназия дала мне возможность окунуться в теплую, ни с чем не сравнимую атмосферу, в которой я учился. Дух гимназии, демократия дают важное воспитание каждому ученику. Благодаря гимназии я хорошо начал ориентироваться в вещах, выходящих за рамки стандартного образования. Она дала мне уверенность в самом себе, больше раскованности и общительности. Учителя – удивительные люди. Я научился любить учителей. Я понял, что школу можно любить, а не ходить в нее по принуждению”.
Вопрос к учащимся.
Каково отношение выпускников к своей школе?
Обобщая ответы учащихся, учитель должен подчеркнуть, с какой любовью, теплотой, уважением выпускники отзываются о своей школе и как это хорошо. Но когда вы учитесь, бывает, что вы устаете от школы, уроков, опросов. Но представьте себе, что кто-то запретил вам ходить в школу, говоря, что тяжело учиться.
Организуется беседа.
Вопросы:
Сделает ли это вас счастливыми?
Для чего вы ходите в школу?
Прогнозируемые ответы.
Дети ходят в школу, чтобы получить знания, пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в общественной жизни.
Вопрос учителя: Для чего человеку нужно образование, полученное в школе?
На основе ответов учащихся можно на доске составить схему.
Учитель:
Чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.
В Конвенции о правах ребенка говорится: “Ребенок должен иметь бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей”.
На доске вывешивается данная статья Конвенции о правах ребенка.
Право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых странах дети не ходят в школы, но зато должны выполнять тяжелую работу по 8-10 часов ежедневно. В этих государствах право на образование не уважается.
Вопрос: Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на образование?
Прогнозируемые ответы.
Должно быть построено много школ. Они должны быть красивыми и современными. В каждом классе должны быть компьютеры, телевизоры, видео. Учителя должны быть умными и добрыми. В школах должны быть хорошие библиотеки, читальные залы и т.д. Образование должно быть бесплатным.
Учитель: Право на образование будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как хочет и как позволяют ему его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою индивидуальность, учились уважению и терпимости в отношениях с другими людьми разных культур, религий, рас и цвета кожи.
Далее учитель организует работу в группах.
Задание.
Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте помечтаем. Представьте себе, что открывается новая современная школа. И вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать свои правила, создавать новые порядки. Все это поможет школьникам получить хорошее образование и воспитание.
Каждая группа должна создавать свой проект “Новая школа”. Это школа, в которой бы вы хотели учиться. В проекте могут быть отражены:
1. Эмблема и девиз школы.
2. Правила школьной жизни.
3. Наказания в школе.
4. Чему и как бы вы хотели научиться?
Вы можете внести в проект любые свои дополнения.
Затем группы представляют и защищают свои проекты.
Прогнозируемые результаты групповой работы.
Группами могут быть представлены следующие материалы:
1. Девиз “Новой школы”: “Школа – корабль свободы”, “Вперед к знаниям”, “Знания – главное богатство”, “Учиться никогда не поздно” и др.
2. Эмблема.
3. Гимн:
Говорят, что в нашей школе
Удивить ничем нельзя,
Говорят, исчезли тайны,
По морским волнам скользя.
Облака из наших знаний
Превратились в паруса.
Вот что значит наш корабль –
Наша школьная страна.
4. Правила нашей жизни.
1) Каждый ученик имеет право свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию.
2) Ученики и учителя должны уважать друг друга.
3) Учителя должны быть добрыми и уважать своих учеников.
4) Школой должен управлять совет справедливых.
5) Каждый может делать в школе, что ему хочется, но с хорошими намерениями.
6) Каждый ученик может изучать иностранные языки по своему выбору.
7) Каждый должен уметь выслушивать мнение другого и уважать это мнение.
8) Каждый имеет право на отдых. Учителя не должны задерживать учеников на переменах и после уроков.
9) Школа должна работать 5 дней в неделю. У учеников должно быть время, чтобы посещать театры, музеи, гулять, встречаться с друзьями.
10) Каждый ребенок должен обучаться в школе бесплатно.
11) Оценки должны быть справедливыми. Учитель должен объяснить ученику, за что поставлена оценка.
12) Ученики обязаны не быть рабами.
13) Наказания в школе должны быть отменены.
14) Каждый ученик должен беречь школьное имущество, содержать школу в чистоте.
15) Все в школе должны помогать друг другу.
16) Все ученики и учителя должны подписать правила и свято их соблюдать.
Примерные вопросы к группам:
Почему выбрали такой девиз?
Что понимаете под выражением “не быть рабами”?
Не будет ли беспорядка в школе, если каждый будет делать то, что ему хочется?
Кто должен войти в совет справедливых?
Обычно при обсуждении ребята говорят о том, чтобы все это было в их школе. Важно, чтобы эти предложения детей не остались без внимания и получили дальнейшее развитие.
Учитель проводит итоги обсуждения:
Вы хорошо поработали в группах. В ваших проектах много интересного, полезного, неожиданного. Многие из ваших предложений могут быть использованы уже сейчас. Каждому ребенку должно быть хорошо в школе, чтобы он шел туда с радостью, а учеба стала увлекательной и интересной. Вот такой должна стать новая школа. Вспомните, с какой теплотой писали в анкетах о своей школе выпускники. Чтобы школа стала такой, о какой вы мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творческое начало, чтобы рядом с вами было интересно другим, а учителя видели в вас личность, а не подчиненного. Все это в ваших руках. Максимум желаний и усилий – и школа станет такой, какой вы хотите ее видеть.
Давайте передадим ваше предложение о проведении школьного конкурса проектов “Новая школа” президентскому совету и совету школы.
Вывод учителя:
Используя свое право и получив хорошее образование, вы сможете добиться тех целей и высот, которые перед собой ставите.
Рефлексия.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Чему научились на уроке?

Словарь

Уважать – почитать, ценить, соблюдать.
Свобода – отсутствие стеснений и ограничений, ничем не ограниченная возможность действовать.
Образование – совокупность знаний и умений, полученных в результате обучения.
Право на информацию – гарантированный свободный доступ к знаниям и информации из разных источников: газет, кино, радио, телевидения и т.д.
Государство обязано – государственные учреждения, государственные деятели и чиновники обязаны создать условия для соблюдения прав каждого человека.

Татьяна ИВАНОВА,
Галина СМИРНОВА,
учителя граждановедения гимназии N 2

Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте