30 июня в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана торжественно отметили 90 лет со дня рождения Владимира Николаевича Челомея – Ученого и Конструктора с большой буквы, внесшего значительный вклад в укрепление оборонного могущества Отчизны. Ракетные войска стратегического назначения, Военно-Морской Флот и Космические войска приобрели и сохраняют боевую мощь в немалой степени благодаря разработкам Научно-производственного объединения «Машиностроение», которое он возглавлял не один десяток лет. С именем Челомея связан ряд национальных приоритетов России в космической отрасли. А еще он был Учителем с большой буквы, в 1951 – 1984 гг. – вначале профессором, затем заведующим кафедрой «Динамика машин» (ныне – «Аэрокосмические системы») Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана. Он оставил яркий след на педагогическом поприще и выдающуюся научно-техническую школу.
Щит Отечества
Долгое время деятельность и само имя выдающегося ученого, конструктора и организатора были государственными тайнами. Даже высокие государственные награды и почетные звания Челомею присваивали «закрытыми» указами. И за каждой наградой – окутанные покровом секретности выдающиеся научно-технические победы.
Ракетный щит Отечества надежно защищал нас от угрозы термоядерного конца света в эпоху «холодной войны» и ныне верно служат национальной безопасности России.
Генеральный конструктор академик Челомей дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, а также Ленинской и трех Государственных премий СССР, пяти орденов Ленина и других высоких наград. В 1958 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1962 г. – ее действительным членом. В
1964 г. вклад Челомея в развитие науки отмечен Золотой медалью им. Н.Е. Жуковского, а в 1977 г. – Золотой медалью им. А.М. Ляпунова. Это высшая награда Академии наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики. В 1974 г. его избрали действительным членом Международной академии астронавтики.
С начала Великой Отечественной войны Владимир Николаевич работал в Центральном институте авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова. Там он впервые в нашей стране создал пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряд летательных аппаратов.
В 1944 г. Челомея назначили главным конструктором и директором завода. Под его руководством разработан целый ряд боевых крылатых ракет, оснащенных двигателями этого типа, созданы первые в стране самолеты-снаряды 10Х, 10ХН, 14Х, 16Х. В начале 1945 г. первые крылатые ракеты приняты на вооружение нашей армии.
Челомей впервые предложил принципиально новый тип ракеты, стартующей из специальной установки. Под его руководством он разработан и испытан. За эту работу в 1959 г. Челомей удостоен звания Героя Социалистического Труда и Ленинской премии.
При создании аппаратов следующего поколения под руководством Челомея решены сложные проблемы динамики движения на подводном участке, созданы длительно работающие двигатели на твердом топливе. За эти работы в 1963 г. он вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.
К концу 50-х годов принята на вооружение первая крылатая ракета П-5, создается первая противокорабельная крылатая ракета П-6. Опыт их разработки позволил с 1956 г. развернуть целое семейство противокорабельных крылатых ракет.
Блестящий талант конструктора Челомей сочетал с глубоким теоретическим видением проблем, способностью предвидеть тенденции развития науки, техники и производства. Ярких примеров тому немало. Один из них – выдвинутая Челомеем еще в начале 50-х годов идея раскрытия крыла ракеты в полете. Она была реализована в новых поколениях ракет. Это позволило размещать их в малогабаритных контейнерах на различных типах носителей. Еще один пример – разработка крылато-баллистических ракет большой дальности и высотности. Их развитием стали предложения о создании маневрирующих космических аппаратов и баллистических ракет-носителей для них.
В 1959 г. Челомей стал генеральным конструктором авиационной и ракетно-космической техники. Его научные интересы были сосредоточены на разработке трех видов объектов: крылатых ракет, космических аппаратов, баллистических ракет. В результате оформились три тематических направления деятельности возглавляемого им предприятия, которые определили его уникальность не только в нашей стране, но и в мире.
Первое – создание крылатых ракет для ВМФ. Они открыли возможность асимметричного ответа Западу на его ставку на авианосцы, которые в эпоху «холодной войны» несли ядерную угрозу нашей стране. К 1965 г. реализованы основные проекты ракетных комплексов П-6, П-35, «Аметист», «Малахит», П-7, «Базальт».
В 70-е годы на вооружение ВМФ поступают комплексы противокорабельных крылатых ракет. Благодаря их высоким летно-техническим характеристикам, возможности старта из подводного и надводного положения, сверхзвуковой скорости полета, загоризонтной дальности стрельбы наш ВМФ по качеству ракетного оружия вышел на первое место в мире.
Большое оборонное значение имели и другие направления деятельности Челомея и возглавляемого им предприятия. К примеру, создание баллистической ракеты УР-100 (SS-11) обеспечило стратегический паритет нашей страны с США.
На пути к звездам
Ноу-хау Челомея – создание систем маневрирующих космических аппаратов, способных менять орбиту, а также тяжелых научных автоматических станций, разработка пилотируемых космических аппаратов и станций – стало вторым направлением деятельности возглавляемого им предприятия.
В 1960 г. начаты разработки воздушно-космических аппаратов с аэродинамическим входом в атмосферу, экспериментальные образцы успешно прошли испытания.
В том же, 1960-м, начались разработки спутников, маневрирующих на орбите. Невероятно, но от аванпроекта в 1961 г. до запуска первого в мире маневрирующего спутника «Полет-1» в ноябре 1963 г. прошло чуть больше двух лет! Параллельно разрабатывали универсальную ракету-носитель для маневрирующих спутников. В 1965 г. состоялся успешный запуск первого в мире тяжелого спутника «Протон» (12,2 тонны) новой ракетой тяжелого класса УР-500. В тот же период КБ Челомея создает управляемые спутники, оснащенные мощными радиолокаторами для всепогодного наблюдения за наземными и морскими объектами.
В 1965 г. КБ Челомея параллельно с НПО «Энергия» развернуло проектирование тяжелой пилотируемой орбитальной станции «Салют». Эта разработка позволила создать конструкцию, жизнеспособность которой блестяще подтверждена при испытаниях станций «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», а также на станциях «Салют», созданных НПО «Энергия». Конструкция «Салюта» стала основой главного блока космической станции «Мир».
Накопленный опыт позволил Челомею и возглавляемому им коллективу перейти от производства станции «Салют» к созданию более современных тяжелых станций серии «Алмаз», состоящих из трех космических модулей. Этот уникальный комплекс, по сути, долговременная орбитальная станция многоцелевого назначения, оснащенная самой современной аппаратурой, способная летать в автоматическом и пилотируемом режимах.
Третье направление деятельности предприятия под руководством Челомея – баллистические ракеты и ракеты-носители. В сжатые сроки прошли путь от проектов до летных испытаний баллистическая ракета УР-100 (SS-11), обеспечившая стратегический паритет нашей страны с США, универсальные ракеты
УР-200 и УР-500, которые могли использоваться и как боевые, и как носители космических аппаратов. Челомей также предложил ряд оригинальных идей, которые легли в основу создания новых эффективных ракетных комплексов. В конце 60-х – начале 70-х годов созданы автоматизированные комплексы с универсальными ракетами ампульного типа и упрощенной шахтной пусковой установкой.
В 1966 – 1978 гг. реализованы проекты ракетно-космических систем и баллистических ракет стратегического назначения. Ракетно-космический комплекс «Алмаз» в 70-х годах заложил основы семейства тяжелых орбитальных пилотируемых станций.
Получила путевку в жизнь и тяжелая ракета-носитель «Протон». 16 ноября 1968 г. она вывела на орбиту 17-тонную научную автоматическую станцию «Протон-4» – в то время самый тяжелый спутник в мире. Универсальность этой ракеты позволила рассматривать ее наряду со станциями «Салют» и «Алмаз» для облета Луны беспилотными и пилотируемыми аппаратами, мягкой посадки на Луну автоматических станций, облета ими Венеры, Марса и посадки на эти планеты, а также других задач. Ряд из них был впоследствии достаточно успешно решен.
Ракета «Протон» и сегодня служит освоению космоса, составляя основу нашего космического транспорта.
Челомей стремился глубоко вникать во все инженерные проблемы, возникающие при проектировании и испытаниях, находить новые, оригинальные их решения. В то же время любил и педагогическую работу. В 1960 г. в МВТУ он создал кафедру «Динамика машин». Владимир Николаевич был выдающимся педагогом. Его лекции вызывали большой интерес у слушателей, отличались ясностью и четкостью изложения, насыщенностью материала и яркой образностью. Челомей воспитал большую группу учеников.
С 1979 г. наступил трудный этап в жизни генерального конструктора и возглавляемого им предприятия. Владимир Николаевич подвергается непрерывному давлению, его инициативы встречает в штыки руководство оборонных отраслей промышленности. Полностью подготовленная к полету в июле 1981 г. первая автоматическая станция «Алмаз-Т» для всепогодного радиолокационного зондирования Земли не получила разрешения на запуск. Затраченные силы и средства были омертвлены, а станцию «зачехлили». В том же злосчастном году вышло постановление о прекращении работ по космической тематике в Научно-производственном объединении «Машиностроение», как было сказано, в целях сосредоточения усилий на создании космической системы «Буран». Печальная судьба «Бурана» общеизвестна…
Генеральный конструктор не сдается, стремится отстоять необходимые стране проекты на всех уровнях, без оглядки тратя на это нервы, силы и здоровье, которого остается все меньше.
В 1983 г. завершается создание принципиально нового типа сверхзвуковых дальних противокорабельных ракет. Ими оснащаются атомные подводные лодки нового поколения, которые составили ядро ударной мощи ВМФ, а также новейшие ракетные крейсера.
Внезапная смерть 8 декабря 1984 г. не дала генеральному конструктору увидеть результаты важнейших разработок, воплотить в жизнь массу новых идей…
Оставленная им в наследство научно-техническая школа Челомея – не только ракетный щит Родины. Создание новых оборонных систем дало хороший импульс развитию научно-технического прогресса, открытию новых технологий в металлургии, приборостроении, нефтехимии и многих других отраслях.
Дело Челомея, идеи, научно-техническая школа продолжают жить в его учениках, в уникальных разработках, которые верно служат и еще долго будут служить на благо нашего Отечества.
Публикацию подготовил Анатолий АНТИПОВ
Комментарии