Район Отрадное – часть Северо-Восточного округа. В округе находится много объектов, посвященных освоению космоса. Эта тема нашла свое отражение и в экспозиции музея «Отрадное и его окрестности» школы №962.
Мы расскажем об экспонатах, которые появились в музее благодаря Геннадию Николаевичу Сазонову, жителю нашего района, который занимался термической обработкой металла на предприятии авиакосмической промышленности, принимал непосредственное участие в создании уникального объекта.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», – говорил Константин Эдуардович Циолковский, великий русский ученый, основоположник современной космонавтики.
В космос и обратно – такая задача была поставлена изобретателям и конструкторам. Программа «Энергия – Буран» стартовала в 1976 году. На общую цель работал весь научно-промышленный комплекс Советского Союза. Предполагалось, что «Буран» станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам: ресурс корабля был рассчитан на 100 полетов по маршруту «Земля – космос – Земля».
Создание многоразового космического корабля потребовало решения огромного числа задач, инновационных для того времени. Пережить воздействие раскаленной плазмы при прохождении плотных слоев атмосферы кораблю помогла термозащитная плитка со специальным покрытием. Это позволило ему выдерживать нагрев до одной тысячи двухсот шестидесяти градусов! Об этом проекте говорили, что это самая сложная машина, когда-либо созданная человечеством.
Экспонатом музея является фотография, на которой запечатлен важный момент – взлет «Бурана» «на спине» тяжелого транспортного самолета «Атлант», разработанного в конструкторском бюро Владимира Мясищева. В этой сцепке космический челнок транспортировался из Москвы на космодром Байконур. Произошло событие в декабре 1985 года.
Старт был назначен на 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия» оправдала свое название. Мощность ее двигателя была равна мощности двадцати двух Красноярских гидроэлектростанций! «Буран» сделал два витка вокруг Земли, на один больше, чем Юрий Гагарин. Полет космического челнока сразу же назвали русским чудом и гордостью советской космонавтики. «Буран» стал первым в истории орбитальным кораблем, успешно выполнившим приземление в автоматическом режиме.
В 1992 году программу орбитальных челноков закрыли. После перестройки экономика страны уже не могла тянуть столь масштабный и дорогой военно-космический комплекс.
В рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний.
В экспозиции музея есть фотография проходящего летное испытание полноразмерного самолета – аналога космического корабля «Буран» – БТС-002 (Большой транспортный самолет второй). На нем проводились отработка участков посадки в ручном и автоматическом режимах, проверка технических, аэродинамических и летных характеристик. Нам удалось установить дату снимка – 11 июня 1986 года. Экипаж состоял из космонавтов-испытателей: командир – Игорь Петрович Волк, второй пилот – Римантас Станкявичюс. Высота полета – 4000 метров, скорость – 530 км/ч. Изделие 0.02, как его называли конструкторы, после долгих скитаний по миру в 2008 году было приобретено владельцем частного Технического музея из Германии и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.
БТС-001, предназначенный для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса, многие годы являлся аттракционом в московском парке Горького. В 2014 году он был перевезен на ВДНХ. В нем открыт интерактивный музей космического корабля «Буран».
В 2002 году на Байконуре обрушилась крыша монтажно-испытательного корпуса, корабль был погребен под обломками. Орбитального корабля «Буран» больше нет.
А в нашем музее есть статуэтка этого уникального космического самолета. Она была вручена Геннадию Николаевичу Сазонову. Такие деревянные статуэтки получили все сотрудники Научно-производственного объединения «Молния», принимавшие участие в разработке «Бурана», на память о триумфальном полете к звездам многоразового орбитального корабля.
Не случайно подставкой для «Бурана» служат серп и молот, символизирующие трудовое единство. Все, кто трудился над созданием «Бурана», доказали, что разработка и воплощение принципиально новых идей, создание сложных технических систем в СССР возможны!
А мы во время экскурсий в музее считаем важным сказать о том, что в современной России сотни технологий, созданных специально для советского ракетоплана, продолжают использоваться в самых разных сферах – от авиации и машиностроения до сельского хозяйства.
…Весь полет его был, словно яркий космический луч, озаривший для всех фантастические расстояния!..
Яна ВАЙСМАН, руководитель музея школы №962
Комментарии