search
main
0

Чехов по-французски

И вдруг взмывают чайки, кружат вокруг, принося идеи

Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.

 Антон Чехов

 

 Вечный Чехов и вечные его слова. Со сценой Чехов крепко связан: рассказы, пьесы, персонажи, театры, названные в честь него. А в жизнь актеров франкофонных театров он вошел лишь сейчас, но все наполнил своей атмосферой, дал свободу каждому актеру, и зритель с наслаждением наблюдал.

Все начинается с открытия, привычной для фестиваля Maski точки отсчета. На сцене возникает Чехов в пенсне и костюме-тройке. Из-за кулис слышны голоса, кричащие о том, что в пьесе недостаточно любви, что не хватает завершения, что мысли все переплелись. А может, Чеховых двенадцать, и все они части внутреннего мира писателя и человека: есть Чехов-врач, есть Чехов-критик и даже Чехов-режиссер, трудящийся в попытках навести порядок. И как создать рассказ, когда внутри такое, когда критик кричит, что на написание всего два дня? Из ниоткуда вдруг взмывают чайки, кружат вокруг, принося идеи. И чеховские Maski начинают свой двухдневный фестивальный забег одной лишь фразой: «Que le festival commence!», дающей стартовый творческий выстрел из чеховского ружья со стены.

Однако ни один спектакль на фестивале не начинается, пока группа презентаций не выйдет на сцену и не продолжит историю введенных ими в открытии персонажей, бывших в этом году различными Чеховыми. Презентации, придуманные когда-то давно на фестивале франкофонных театров Amifran в румынском городе Арад, – это небольшие театральные представления фестивальной труппы, обыгрывающие в тематике фестиваля названия и содержание спектаклей, артисты которых ожидают своего выхода за кулисами. На чеховском фестивале презентации получились как сцены отдельного большого спектакля, признания в любви к Антону Павловичу.

И непохожесть друг на друга авторов, произведений воспламеняет только больший интерес к возможности увидеть на одной сцене театр абсурда и драматический спектакль, комедию или экспериментальный театр. Разнообразие представлений – одна из отличительных черт фестиваля Maski, который в этому году подарил зрителям спектакли по Метерлинку, Дюбийяру, Дениз Бональ и Чехову, конечно. И все же после выступления не кончается работа для актеров, после каждых трех-четырех спектаклей проводятся форумы, где зритель может задать интересующий его вопрос про выступление, узнать, как все готовилось, или поинтересоваться смыслом сыгранного. Но внимание актерам и спектаклям также уделяется газетой фестиваля, собирающей отзывы о каждом представлении и оперативно публикующей в течение всех дней фестиваля впечатления актеров, режиссеров, зрителей, видеофрагменты встреч, танцев, разговоров. Хотя об этом лучше расскажет Анастасия Потокина, главный редактор га­зеты:

– Для фестиваля Maski очень важно общение между театрами, а еще обратная связь на сыгранные спектакли. Редакторы газеты знают на своем опыте, как приятно выискивать отзыв о своей постановке, читать, узнавать, как ее восприняли ребята из других театров. Раньше газета существовала в бумажном формате. Ее всегда можно было сохранить на память. Теперь формат изменился: газету больше нельзя повесить на стену или спрятать среди памятных вещей, зато хроника фестиваля остается в социальных сетях, а в комментариях можно вспоминать вместе счастливые моменты, знакомиться, обсуждать увиденное. Газета фестиваля – еще одна площадка для общения, а также возможность для молодых актеров узнать напрямую реакцию зала на их спектакль.

В промежутках между спектаклями звучит русская и французская речь: актеры, режиссеры и зрители обсуждают увиденное. Группа презентаций разучивает со всеми фестивальный танец. И звон колокольчика снова приглашает в зал. Но и этим фестивальная программа не исчерпывается. Полдня молодые актеры занимаются на обучающих мастер-классах профессионалов: тренинг сценической речи от французской актрисы Дани Каган, играющей сейчас в Театре Петра Фоменко, искусство импровизации от Лорана Винасье, техника Михаила Чехова от Андрея Кислякова, клоунада от Аглаи Романовской и афроджаз от Жака Мафуаля. Большой друг фестиваля Maski Жак Мафуаля уже больше 20 лет живет и работает в России. Его концерт энергично завершает первый день фестиваля.

Дарья Федорова – президент Московского французского клуба и его фестиваля уже много лет.

­- Дарья Александровна, это 28‑й Международный фестиваль молодежных театров на французском языке. Какие цели у фестиваля? Для чего он создан и что делает главное, на ваш взгляд?

– Фестиваль Maski был создан в 1997 году Галиной Викторовной Бушуевой. Основными целями были и остаются защита и популяризация французского языка, здорового образа жизни и создание безопасного пространства для творческих обменов среди молодежи. За годы своего существования фестиваль стал мощным инструментом продвижения русской культуры в франкоговорящем пространстве: здесь и произведения русской классики по-французски, многочисленные мастер-классы по русской песне и русской актерской школе для иностранцев, а еще на фестивале были ужин в семье, интернациональный вечер, экскурсии и посещение московских театров.

– А кто создает эти спектакли? Кто ставит их с подростками и молодежью?

– Работу над спектаклями ведут школьные учителя французского языка в разных уголках России, зачастую во внеурочное время, на переменах. Целью их работы является повышение мотивации к изучению французского. Все, что поглощается с удовольствием, лучше усваивается. В свободной от рамок урока творческой обстановке учителя и их ученики создают спектакль. Думаю, что всем известно, как полезна подобная театральная деятельность, особенно для подростков. Это позволяет тренировать внимание, концентрацию и память, развивает речь и ораторское искусство, позволяет лучше владеть телом и голосом, избавляет от страхов и зажимов, расширяет кругозор, повышает дисциплину и самодисциплину, высвобождает энергию. И, безусловно, повышает уровень владения иностранным языком! Сценические монологи и диалоги помогают развить и укрепить именно коммуникативные навыки владения иностранным языком.

– Какие перспективы у фестиваля? Стоит изучать французский язык сейчас?

– Очень хочется, чтобы театр на французском языке был в каждом городе, в каждом селе нашей большой страны, чтобы фестивалей таких было больше. Изучение же французского языка мне видится очень перспективным.

Французский – пятый по распространенности язык в мире, официальный язык 32 государств, 321 миллион носителей (по прогнозам, к 2050 году будет 750 млн человек), из которых 61,8% проживают в Африке. Четвертый наиболее используемый язык в Интернете. Один из самых перспективных языков для изучения в настоящее время. Это язык международного общения на Африканском континенте, недра которого богаты редкоземельными минералами, необходимыми для развития новых технологий, за которыми наше общее будущее и которые стремительно развиваются.

А вообще, еще один язык – еще одна жизнь. Способ увидеть мир совсем через другую призму.

– Bonne chance au festival Maski!

Два фестивальных дня пролетают, как чайки, в руках группы презентаций, подходят Maski Tchékhov к своему финалу, Чехов-писатель ставит точку в пьесе фестиваля. Или запятую? Произнесено со сцены традиционное «À la prochaine!» – «До новых встреч». А музыка еще звучит, и выходят к микрофону, и читают самые глубокие и трогающие цитаты Чехова участники фестиваля. А с режиссерского места в рубке Галина Викторовна Бушуева, основатель фестиваля и Московского французского клуба, произносит в микрофон: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу…»

Василий СЛАБИНСКИЙ, актер театра-студии на французском языке LeThéâtre и театра МГЛУ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте