Наверное, каждый хоть раз смотрел фильм, читал книгу, где главный герой, чудесным образом прочитав мысли окружающих, действовал в соответствии с обстановкой и добивался успеха. Сетевое издание «Учительская газета» решило воспользоваться этим удивительным методом и выяснить, какие они – профессии и компетенции будущего. Правда, без волшебства, а с помощью исследований, проведенных специалистами онлайн-школы Skysmart и Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ).
Кем я хочу стать, когда вырасту
Именно так спросил бы себя школьник несколько лет назад. И ответил бы просто: врачом, учителем, пекарем. Но время диктует условия, и сегодня вопрос стоит несколько иначе.
«Какие компетенции мне необходимы, чтобы освоить ту или иную профессию», – размышляет обучающийся. – «Как нужно развивать компетенции?» – вторит ему учитель. А тем временем появляются и появляются новые профессии, требующие новых умений и навыков. И нужно успеть за изменениями, уверенно войти во взрослую жизнь.
Чего же хотят и ожидают нынешние школьники, как видят они свое будущее, – показывает нам проведенный опрос.
Некогда престижные сферы деятельности и профессии сегодня уже не вызывают интереса молодежи. Все меньше школьников хотят посвятить себя юриспруденции (2%), политике и государственному управлению (2%), утратили привлекательность и международные отношения (2%). Еще ниже процент мечтающих стать экономистами (1%) или развивать сферу туризма (1%). От 3% до 9% распределились между желающими посвятить себя науке, образованию, обеспечению безопасности общества. Да и бизнес уже не зажигает былого огонька в глазах (6%).
Нельзя сказать, что перечисленные профессии ушли в прошлое и не требуют специалистов. Скорее, дело в высокой конкуренции в этих сферах, поэтому найти работу по специальности сложно. А современный школьник ориентирован на реальное применение своих знаний и умений. Компетентностный подход в действии.
Какие же они – профессии будущего, кем видят себя сегодняшние ученики?
«Питает жизнь ключом своим искусство», – писал С.Маршак. И наши дети с ним соглашаются, мечтая профессионально окунуться в эту сферу (13%). Чуть меньше опрошенных ребят избрали благородную и почетную профессию медика (11 %).
И, конечно, цифровизация общества, внедрение новых IT-технологий и неожиданный, срочный, но вполне успешный переход многих сфер жизни в виртуальное пространство сыграли огромную роль в выборе профессии – большинство обучающихся (21% опрошенных) хотят стать IT-специалистами. Да! Спрос на новые умения рождает желание их получить.
Перефразируя М.А.Булгакова, подведем итог: обыкновенные дети, напоминают прежних… желают, мечтают, ставят цели! Но возможно ли достижение целей без развития компетенций, и какие из них позволят добиться успеха в будущей профессии?
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Помните, как в басне И.А.Крылова «Квартет»? И цель, и желание были. А знаний, умений и навыков игры на музыкальных инструментах – тех самых компетенций – не оказалось. И героев ждал провал.
Так и в жизни: успех любого дела зависит не только от знаний, но и от умений применить их на практике. Даже первичный выбор профессии связан с навыками, которыми обладает ученик. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения, качества, склонности, черты характера – гибкие навыки (soft skills). Да, они не зависят от специфики конкретной деятельности, но необходимы в повседневной жизни, способствуют правильной профориентации и построению успешной карьеры в дальнейшем.
Гибкие навыки нужны каждому – взрослому и ребенку, начальнику и подчинённому, бизнесмену и фрилансеру. Не растеряться в незнакомой обстановке, не испугаться в чрезвычайной ситуации, не постесняться спросить дорогу – все это благодаря гибким навыкам.
И, конечно, в современных динамичных условиях жизни, учебы и работы без них будет сложно.
Именно поэтому наиболее важными школьники назвали такие умения, как: работать с людьми (55%), расставлять приоритеты, подбирать команду (50%) и эффективно работать в ней (48%), а также распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить с ним общий язык (46%).
Безусловно, люди и коммуникации – в приоритете. Но все стремительнее развиваются новые технологии, все быстрее обрушивается на нас бурный поток информации и все больше задач ставит перед нами жизнь! Не потеряться в водовороте данных, правильно их оценить, подтвердить или опровергнуть факты, отстоять свою точку зрения позволит критическое мышление, необходимость которого для достижения успеха отметили 48 % опрошенных обучающихся. Умение же работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач, по мнению школьников, – первое условие победы в жизненной и профессиональной гонке XXI века (51 % опрошенных).
А как в режиме многозадачности, даже при командной работе, не упустить главное, не опоздать на встречу, разобраться в документах и, наконец, успев все, не выдохнуться и не «выгореть»? Тайм-менеджмент – такая новая, почти неизведанная, но крайне необходимая компетенция. И 39% респондентов подтвердили важность умения эффективно планировать свое время и управлять им.
Но только гибких компетенций недостаточно для профессиональной деятельности и построения карьеры. Нужны специальные умения, владение определенными инструментами, связанными с конкретной сферой, выполняемой работой – профессиональные компетенции, жесткие навыки (hard skills).
Какие компетенции будущего выявил опрос? Умение работать с данными, их анализ, обработка и оцифровка (64%), создание компьютерных программ (55%) и умение работать с искусственным интеллектом – главные в профессиональной деятельности XXI столетия.
Знания могут устареть, а навыки – никогда. Именно поэтому важно выделить нужные и развивать их.
А как? – спросите вы. Формируют ли перечисленные компетенции в общеобразовательной школе? Вновь обратимся к опросу.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
А учат ли? Именно тем навыкам и компетенциям, которые школьники отметили как важные и необходимые? Большинство обучающихся считают, что в школе они не обучатся ни работе с искусственным интеллектом (67%), ни управлению сложными инженерными комплексами (59%), ни программированию (33%), ни тайм-менеджменту (41%) – да ни одному из названных выше умений и навыков.
Оно и объяснимо: чтобы научить другого – необходимо уметь самому, чтобы получить навыки – нужна практика.
А много ли у нас учителей, владеющих, например, технологиями тайм-менеджмента, программирования, общения с искусственным интеллектом? Даже если есть один-два специалиста на всю школу – они не сформируют в полной мере необходимые навыки. Да только зачастую таких специалистов просто нет.
Как же быть? Как сократить провал между ожиданием школьников и реальностью?
Все идет по плану
Именно так! По учебному плану, в котором большинство дисциплин носят теоретический характер, лекционный формат. С минимумом или отсутствием практических, интерактивных занятий, командной работы и живого общения с профессионалами, а также необходимых современных дисциплин – цифровая грамотность, программирование. Не случайно абсолютное большинство опрошенных школьников указало именно на эти проблемы как на препятствия в освоении компетенций будущего.
Как помочь школьникам получить необходимые навыки? Проводить дополнительные занятия и кружки, пригласив при необходимости соответствующих специалистов. Именно их не хватает 36 % ребят, прошедших опрос. Но зачастую нет ни специалистов, ни оборудованных площадок для проведения практических занятий, командной работы, проектной деятельности, ни тем более – возможности отработать полученные навыки в реальных условиях.
Еще один вариант – саморазвитие. Вспомним Демосфена, который мечтал стать оратором, но не обладал необходимыми качествами для этого: ни громкого красивого голоса, ни четкой дикции, ни умения красиво строить свою речь. Однако желание освоить нужные компетенции было настолько велико, что будущий оратор не стал ждать у моря погоды, а использовал море как инструмент обучения. Ежедневным планомерным трудом добился своего и остался в истории.
Конечно, самостоятельные занятия, изучение книг, лучших практик – никогда не будут лишними. Но мы не пойдем купаться с инструкцией по плаванию и не станем работать в команде с учебником. Нужна практика в реальных условиях, прошли времена Демосфена.
Выходит, что на сегодня единственная возможность получить навыки и умения от специалистов, наставников – учреждения дополнительного образования, учебные лагеря, курсы, вебинары, где можно общаться, учиться, практиковаться, создавать команды и решать поставленные задачи.
Однако проведенный опрос ясно показывает наличие запроса на формирование компетенций будущего. И это вызов, который в самое ближайшее время школам придется принять, ответив на него качественным образованием.
Комментарии