Нелишне было бы члену ПАСЕ лорду Джадду принести извинения Министерству образования РФ за свои весьма легкомысленные замечания, что в Чечне не наблюдается позитивных изменений в системе образования. Изменения между тем есть. И притом существенные.
В дудаевские времена политика в области образования была в Чечне простой и незатейливой. Мальчикам-де хватит трех начальных классов, девочкам и того не нужно. В ПТУ – вести военную подготовку, в школах – размещать огневые точки, русский язык – забывать, исламский – изучать. В ходе военных действий было разрушено 230 школ. Учителям зарплату не платили, учебники не закупали, вузовские здания были уничтожены, педагогические коллективы распались. В самое сложное положение попали дети-сироты, дети, нуждающиеся в особых условиях обучения (со слабым зрением, слабым слухом, с отклонениями в развитии и так далее). Всего этого лорд Джадд скорее всего не видел, поэтому ему и не с чем сравнивать. За последние два года сделано так много, что, пожалуй, трудно себе представить, что когда-то, совсем недавно, этого не было.
1 февраля 2001 года коллегия Минобразования РФ утвердила Программу мер по восстановлению системы образования Чеченской республики, программу на два года, в которой было предусмотрено столько, что поначалу казалось – осилить это невозможно. Ведь как было до этого? Одну школу восстановят, деньги потратят, а ее тут же разобьют боевики, и начинай все сначала. Бывало и так: по отчету школу восстанавливали, а на самом деле уходили выделяемые деньги неведомо куда. На этот раз помощь должна была стать очень конкретной: стекла для школ, столярные изделия, учебники, учебно-лабораторное оборудование – все это возили из Москвы. Первый заместитель министра образования РФ Григорий Балыхин взял образование в Чечне под личный контроль. Факт, говорящий сам за себя: Министерство образования Чеченской республики было создано одним из первых в составе республиканского правительства, а располагалось в отличие от иных в Грозном – в том самом Грозном, что к тому времени еще лежал в руинах. К концу 2000 года помимо Минобразования ЧР в республике работали 17 районных и городских отделов образования, 448 школ, 14 детских садов и три вуза. Учились 220 тысяч человек из 250 тысяч.
Не все выделенные на восстановление республики бюджетные средства могли быть освоены по разным причинам. А вот в образовании упорный Балыхин добился чуть ли не стопроцентного их использования. На 2001 год по целевой программе на ремонтно-восстановительные работы в образовательных учреждениях было выделено 91,6 млн. рублей. И все они уже потрачены. На что? На восстановление одних школ, на разработку документации для восстановления других, на работы в корпусах ПТУ и вузов – Чеченского госпединститута, Грозненского государственного нефтяного института, Чеченского госуниверситета. Говорят, молодые люди в Чечне умеют только стрелять. Балыхин с легкостью опровергает это утверждение: на восстановлении пединститута работал студенческий строительный отряд, в который вошли сплошь чеченские ребята, не жалевшие сил для восстановления того вуза, где им предстояло учиться. Школы, вузы, ПТУ вырастали там, где, казалось, никогда не восстановится мирная жизнь. Там, где восстановить здания действительно было нереально, запланировали возведение быстро собираемых модульных конструкций. Одна уже установлена в Ножай-Юртовском районе, еще три поставят в Итум-Калинском, Урус-Мартановском и Сунденском районах. По 200 учеников смогут заниматься в этих мобильных школах, оснащенных мебелью, учебно-лабораторным оборудованием. У двухсот с лишним тысяч чеченских учащихся и студентов уже появилась над головой крепкая образовательная крыша.
Три года назад только один из пяти учащихся республики имел учебники. Да и те учебники, что имелись, и те, что прибывали, были старыми. Балыхин не только экономист, он еще и педагог, понимающий, что новой жизни по старым учебникам не научишься. Поэтому в январе-феврале этого года в республику уйдет уже вторая партия учебников из госиздательства “Просвещение”, перед новым годом уже были отправлены 260 тысяч, а всего нужно 650 тысяч, ровно по 9 учебников на каждого ученика. Учебники хорошие, новые, такие же, по каким учатся в России чуть ли не элитные школы. 4,5 миллиона рублей будет выделено на разработку, подготовку и издание учебников на чеченском языке.
Учителям республики будут возвращены долги по зарплате, по отпускным. Потрясающий факт: чеченские педагоги деньги тратили не на себя, не на свои семьи, а на оборудование, оформление классных комнат, учебных кабинетов. Теперь в любом классе (даже там, где нет отопления) тепло – есть буржуйки, на окнах шторы, тюлевые занавески, на подоконниках цветы. Плакаты от руки нарисованы, учебные пособия самодельные, но есть все, что нужно для урока. Про чеченских учащихся – аккуратных, серьезных, собранных – еще недавно говорили, что их в школы не вернуть. А они вернулись и учатся, хотя предыдущие пропуски в занятиях сказываются. Трудно учиться, но педагоги делают все, чтобы у детей получалось. Сегодня идет разговор о том, чтобы старшим школьникам устроить нечто вроде экстерната – дать знания в короткие сроки. Думают оба министерства образования – и федеральное, и республиканское, – как повысить квалификацию учителей, и в прошлом году несколько тысяч педагогов повышали свой профессиональный уровень в Москве, в Ставрополье, в Краснодарском крае, в других регионах России. Принимали коллег из Чечни очень радушно, помогали всем, чем могли. А вузы-побратимы помогают чеченским вузам: посылают и книги, и учебно-лабораторное и научное оборудование. Например, Чеченскому госуниверситету помогают МГУ и РУДН, Грозненскому нефтяному, когда-то бывшему одним из лучших в СССР, – Губкинский и Уфимский нефтяные вузы. Летом дети из Чечни отдыхают в южных республиках, во многих областях Центральной России. В Чеченской республике открылись 5 республиканских специальных школ-интернатов для глухих, слепых, слабослышащих и слабовидящих детей, детей-сирот, детей с задержкой в развитии, детей, оставшихся без попечения родителей, 17 дошкольных образовательных учреждений, множество спортивных школ, домов детского творчества, станций юных натуралистов, 27 вечерних школ, 96 учебно-консультационных пунктов. 10 спортсменов из Чечни вошли в сборную России по тэквандо.
Уже завершается работа над так называемым оценочным докладом “О состоянии системы образования Чеченской республики”, который будет в феврале представлен для изучения, рассмотрения и утверждения в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. И мир, надо думать, узнает, как много сделано Россией для восстановления сферы образования Чечни: про компьютеризацию и модернизацию, про эксперименты по разработке нового, более качественного образования в школах, особенно в горных, республики. Боевики пусть воюют – они воюют за позавчерашний день, а Балыхин с коллегами думает о дне завтрашнем, в котором не будет стрельбы, но обязательно будут хорошие школы. Те школы, где будет расти новое, счастливое, мирное будущее Чеченской республики.
Виктория МОЛОДЦОВА
От редакции
Когда верстался номер, в редакцию пришло письмо. На нем тот же адрес – Чечня, но настроение уже другое. Увы, директору и ученикам сельской школы из Шаройского района трудно быть оптимистами. Восстановление сферы образования их пока не коснулось. Конечно, невозможно все наладить в один момент. И то, что делает в Чечне Министерство образования России, – только начало очень большой работы.
Комментарии