Военные железнодорожники, восстанавливая стальные магистрали на разоренной Чеченской земле, были вестниками возрождающейся в республике мирной жизни. События на Северном Кавказе дали немало свидетельств созидательной роли Железнодорожных войск.
Безвременье
В 1991 – 1992 гг. криминальные происшествия в поездах, следовавших через Чечню, казались случайностью. Но уже в 1993-м вооруженные нападения на составы и повреждения технических средств стали массовыми. Только за один тот год было совершено свыше 400 нападений, разграблено более 2 тысяч вагонов и контейнеров. Дело дошло до того, что грузовые поезда в «плановом порядке» останавливали на перегонах. Особенно часто – на участке Ищерская – Алпатово – Наурская, где параллельно железной дороге идет автомобильная. К остановленному поезду устремлялись большегрузные автомобили, большие группы людей с сопровождающими их вооруженными боевиками за 30 минут опустошали вагон с ценным грузом.
Были и нападения на пассажирские поезда. Грабили, истязали пассажиров и проводников. К концу лета 1994 г. разбой на железной дороге принял особо опасный массовый характер. В грабежах участвовали группы численностью до тысячи человек. Это заставило 6 сентября 1994-го полностью прекратить движение поездов через Чечню. Был парализован железнодорожный путь Грозный – Гудермес – Махачкала в Дагестан, Азербайджан, Грузию, Армению.
Из России в Закавказье был еще один железнодорожный маршрут из Ростова-на-Дону в Адлер, на Сухуми и Тбилиси. Но там сообщение было прервано еще раньше событиями грузино-абхазской войны 1992 – 1993 гг. Таким образом, Дагестан и государства Закавказья с сентября 1994 г. оказались отрезанными от стальных магистралей России. Восстановление железнодорожного движения в Чечне стало важной государственной задачей.
В 1994 г. 9 декабря было принято постановление Правительства России «О неотложных мерах по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики», а 17 декабря – решение Совета Безопасности РФ. В соответствии с ними Железнодорожные войска получили ряд задач. Им предстояло расчищать завалы, разминировать и восстанавливать железнодорожные пути и объекты на Чеченской земле.
В первую кампанию
Военные железнодорожники должны были открыть сквозное движение поездов через Чечню от Прохладной до Махачкалы, вместе с структурами Министерства путей сообщения организовать и поддерживать движение из Моздока в Грозный и из Гудермеса в Хасавюрт.
К 31 декабря 1994 г. открыли движение до Ищерской, а 9 января 1995 г. – пассажирское движение до Наурской.
Стратегическим объектом для бандитов был 330-метровый железнодорожный мост через реку Терек. Догадку о его минировании подтвердила разведка. К тому же на каждом из двух путей стояли по две восьмиосные цистерны. Боевики рассчитывали, что при подходе федеральных сил поезд на середине моста столкнется с цистернами, от взрыва сдетонируют мины – и моста как не бывало. На его восстановление потребовалось бы около года.
Полковник Владимир Вагин и его подчиненные, чтобы не привлекать внимания дудаевцев, переоделись в спецовки путевых рабочих и с инструментами, прихватив щупы (заточенные стальные прутья для поиска мин), пошли на мост. Всего в тот раз обнаружили 14 противотанковых мин.
Разминированием моста пришлось заниматься и позже. Дудаев был взбешен известием о том, что мост для него потерян, боевики, охранявшие мост, – расстреляны. Чтобы разрушить его, 10 января 1995 г. дудаевцы пустили на мост со стороны Гудермеса состав из 11 вагонов. 11 января «адской машиной» для разрушения моста стали платформа, цистерна и 2 полувагона, один из которых горел. В тот же день бандиты пустили еще один состав. Благодаря решительным и умелым действиям воинов-железнодорожников оба они были сброшены под откос. 14 января 1995 г. при попытке окружения дозора в районе моста через Терек расчет АГС военных железнодорожников и экипаж приданного их подразделению танка уничтожили 12 боевиков и автобус с боеприпасами.
12 января 1995 г. военные железнодорожники завершили разминирование и восстановление участка Наурская – Червленная – Узловая. 27 января восстановили мост через реку Прорва и движение из Червленной до Кизляра, из Моздока до Узловой на участке в 116 км, а также из Моздока до Кизляра. В апреле 1995 г. обеспечили движение поездов по северному ходу протяженностью 168 км из Моздока в Грозный. С восстановлением 20 апреля 1995 г. моста через реку Аксай было открыто движение поездов на Махачкалу, а в мае 1995 г. – по 106-километровому южному ходу: Беслан – Назрань – Самашки – Грозный.
В первой чеченской кампании Железнодорожные войска восстановили более 23 км верхнего строения пути, 77 км линий связи, 67 км линий электроснабжения, 28 км линий автоблокировки, 11 искусственных сооружений, расчистили множество завалов, обезвредили около 11 тысяч мин и других взрывоопасных предметов, провели сплошное разминирование 691,8 км пути.
В Чечне не было ни одного объекта железнодорожного транспорта, где бы не прошли, разминируя их и восстанавливая разрушенное, воины стальных магистралей. На них было восстановлено устойчивое движение. Вокруг железной дороги стали постепенно оживать другие отрасли хозяйства республики. Местному населению оказывалась существенная поддержка продовольствием, медицинская помощь. Организовано движение пригородных поездов из Минеральных Вод и Прохладной вначале до Ищерской, потом до Червленной, Узловой, Шелковской, а также у моста через Терек.
Бандиты пытались захватить и уничтожить специальные восстановительные поезда, не раз минировали и разрушали восстановленные объекты, постоянно совершали налеты на места дислокации подразделений Железнодорожных войск. Их солдаты и офицеры давали достойный отпор боевикам и по-доброму относились к мирным жителям, ради благополучия которых они пришли на многострадальную Чеченскую землю.
Взводный с «Амура»
По вооружению «Амур» – самый мощный из спецпоездов Оперативной группировки Железнодорожных войск. В его зенитно-пулеметном взводе – танк Т-62, расчеты зенитных установок, автоматических гранатометов и крупнокалиберных пулеметов для охраны и обороны поезда и его пассажиров – воинов Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе.
Командир взвода младший лейтенант Абдуалим Салимов в Железнодорожных войсках уже более двадцати лет, прошел все должностные ступеньки до первого офицерского звания. Солдатом строил Байкало-Амурскую магистраль, затем продолжил службу на Северном Кавказе, то есть всегда был там, где труднее всего, где воины-железнодорожники решали задачи общегосударственной значимости. Таджик Салимов верой и правдой служит России, находя в этом смысл своей жизни.
По отзывам бойцов, взводный командир для них – как отец родной, хорошо знает солдатские нужды и заботится об улучшении бытовых условий подчиненных, о том, чтобы они были обеспечены всем необходимым. Младший лейтенант уверен в каждом из бойцов взвода, как в самом себе. И не было случая, чтобы кто-то из них подвел командира в боевой работе или в повседневной жизни.
Одна из главных забот младшего лейтенанта Салимова – боевая выучка солдат и сержантов. На занятиях и тренировках они действуют с полной отдачей. К примеру, на одной из них, отрабатывая действия при отражении нападения противника на спецпоезд, первыми доложили о готовности к бою зенитчики, гранатометчики и пулеметчики. Механик-водитель рядовой Антон Сергеев значительно раньше установленного срока выполнил норматив по запуску танкового двигателя, о чем командир танка младший сержант Алексей Третьяков не без гордости доложил младшему лейтенанту. А пулеметчик рядовой Вадим Петровичев, с опережением выполнил норматив по приведению к бою пулемета «корд». Это оружие Петровичев знает как свои пять пальцев и метко стреляет из него. На полигоне Вадим снайперски поражал макеты бронированных огневых точек, доказывая, что в реальном бою врагам-террористам не поздоровится.
Его всегда готовы поддержать огнем рядовые Петр Шеркунов и Алексей Песоцкий. Их зенитная установка – «спарка» ЗУ-23 – всегда в готовности к бою. В расчете зенитчиков отработана взаимозаменяемость, как и в экипаже расположенного на платформе «Амура» танка. Сибиряки: командир танка младший сержант Алексей Третьяков, механик-водитель рядовой Антон Сергеев и заряжающий рядовой Николай Коковин пришли в Железнодорожные войска после учебного подразделения Сухопутных войск в Чите.
В пути подчиненные младшего лейтенанта Салимова и бойцы боевого охранения держат на прицеле все подозрительное вокруг: развалины домов, грузовые автомобили, движущиеся рядом с железнодорожными путями, заросли кустарника. По-другому, увы, нельзя. И на стоянках требуется повышенная бдительность.
Как-то саперы с передней платформы заметили местного жителя, бежавшего с автоматом в руках. Среагировали моментально, направив стволы в сторону нарушителя. Тот, увидев такую реакцию, тотчас отстегнул магазин и бросил автомат на землю. Подобного рода инциденты, увы, нередки. Нетрудно предположить, что так недруги пытаются выяснить особенности охраны спецпоезда.
«Непримиримые» не оставляют попыток вывести из строя «Амур» – главный перевозчик воинов Объединенной группировки войск (сил). Открытых боестолкновений бандиты избегают, делая ставку на минную войну. Один из ее эпизодов произошел в июне прошлого года на перегоне Алпатово – Ищерская. Под платформой зенитных установок спецпоезда сработало мощное взрывное устройство, погиб старший сержант контрактной службы Армен Тер-Погосян. Посмертно за мужество, отвагу и самоотверженность при выполнении воинского долга он удостоен ордена Мужества.
Профессионалы разных родов войск высоко ценят ратный труд воинов-железнодорожников. Как-то в Ханкале к Салимову подошел офицер-разведчик и, поблагодарив за благополучную доставку, сказал: «В пути все мы знаем, что находимся под надежной защитой. На месте боевиков я бы не решился напасть на «Амур».
К сказанному можно добавить, что железнодорожный транспорт в Чеченской Республике остается самым безопасным. С начала 2005 г. «Амур» под надежной охраной бойцов зенитно-пулеметного взвода перевез уже более 6000 военнослужащих.
Накануне Дня защитников Отечества на месте гибели Армена Тер-Погосяна бойцы зенитно-пулеметного взвода спецпоезда «Амур» установили изготовленный младшим лейтенантом Абдуалимом Салимовым крест из красного дерева, уложив у его основания поврежденные взрывом железобетонные шпалы. Каждый раз, минуя то место, спецпоезд дает протяжный гудок. Он звучит и отголоском скорбной памяти о боевом побратиме, и сигналом постоянной готовности к бою ратников стальных магистралей…
Комментарии