Москва, как известно, – не вся Россия. И в культурном отношении тоже. В глубинке России теплится, а иногда и кипит своя, насыщенная, иногда ни на что не похожая жизнь. Порой она даже интереснее, чем то, что происходит в первопрестольной. Это, как нам кажется, относится и к проекту «Культурная столица Поволжья-2003».
Идея программы с таким названием проста, как все гениальное, – каждый город, находящийся на территории Приволжского федерального округа, имеет шанс стать культурным центром всего региона, оставаться им в течение всего года, а затем передать эстафету другому. Нынешней весной статус «Культурной столицы Поволжья-2003» достался Чебоксарам. Между прочим, столица Чувашии конкурировала за это звание с 14 городами.
Давай или не давай?
Самой грандиозной акцией в рамках культурной столицы стала выставка современного российского актуального искусства «Davaj!». Инициаторами ее, как ни странно, стали немцы – объединение «Берлинские фестивали» и венский Музей прикладного искусства (MAK). Хотя и наши кураторы искусства от Калининграда до Владивостока, да и Центр современного искусства из Нижнего Новгорода, руку к сему приложили. Но самое неожиданное вот в чем: после собравших полные залы вернисажей в Вене и Берлине, «Давай!» привезли не в Москву или Питер, а целенаправленно – в Чебоксары. Потому что – культурная столица.
В столице Чувашии энергетика этой провокационной экспозиции просто преобразила хронически скучные стены главного местного художественного музея. Творческие хулиганства и «убойная» печаль Олега Кулика, Максима Веревкина, Дмитрия Гутова и иже с ними (всего 27 авторов) разогревали зрителей в разных направлениях. В Чебоксары, конечно, привезли далеко не все, на что с удивлением взирали немцы и австрийцы: никаких голых задов и прочих обнаженных нервов современного художника (только один Веревкин с горящим валенком на голове и остался из этой веселой компании).
Центр современного искусства из Нижнего Новгорода адаптировал «Давай!» к местной закалке. Но «пьяные свадьбы» нон-стоп Людмилы Горловой, гонки за воображаемым преступником Шабурова и Мизина и даже фотодокументация строительства башни из сена Николая Полисского все равно воспринимались очень активно, если и не как искусство, то как нечто до слез знакомое «из жизни».
Руководитель Центра Любовь Сапрыкина, прочитав более чем наполовину улюлюкающую Книгу отзывов, радостно заключила, что это самый «правильный» зритель подобных экспозиций. На то и рассчитано, провокация все-таки. Публика же, начиная с вернисажа, валила валом. В Выставочном зале билеты на «Давай!» хоть и продавали в два раза дешевле обычных, но выручка за этот выставочный месяц обошла привычную в десять раз!
Профессиональные же зрители (чиновники от культуры, искусствоведы, журналисты, большинство художников) в лучшем случае проигнорировали масштабную «актуальность», в худшем – обрушились с критикой, близкой к терминологии соцреализма. Наиболее активным оппонентом «давайцев» выступил местный Союз художников. А через неделю после открытия выставки чувашский Минкульт назначил нового директора Художественного музея, члена этого самого Союза. В общем, положенные Чебоксарам по нынешнему статусу широкие взгляды на жизнь за один официальный прием не приживаются.
От барокко
до канализации
Культурных событий ожидается еще немало. Одних «крупнокалиберных» акций, наподобие «Давай!», обещают по одному в месяц. На открытии «Культурной столицы», например, давал концерт «Оркестр Екатерины Великой», первый в России барочный оркестр. Коллектив функционирует как профессиональный благодаря гранту Британского фонда «Ассоциация культурного обмена». Он сотрудничает с «Культурной столицей» с самого начала ее существования и уже выступал в Кирове. Музыканты освоили так называемое аутентичное исполнительство, это практически музыкальный музей в действии. Поэтому сие – почти оборотная сторона «лаборатории актуального искусства» и тоже не очень привычно для неизбалованного зрителя. На концерте оркестра, где исполнялись Вивальди, Бах, Галуппи, Страделла, одни откровенно дремали или уходили, хлопая стульями и звеня мобильниками, другие слушали, затаив дыхание, потому как изысканные музыканты мало обращали внимания на публику, углубившись в старинное барокко.
Прошла выставка «Девушка моей мечты». Ивановцы, представляющие теперь свой город не иначе, как родина российского феминизма, привезли довольно цельную композицию из образцов советской живописи, семейных фотографий из альбомов ткачих и предметов быта типа машинки «Зингер» и патефона. Все это призвано было напомнить о кратком моменте нашей истории искреннего упоения мечтой о женском раскрепощении. Экспонаты собраны из музеев Иванова, Твери, Костромы, Комсомольска, Шуи и присоединившихся к ним здесь Чебоксар.
«Гвоздем программы» выступили Ряжский и Кустодиев, которые должны были доказать, что помыслы верхов и устремления низов на какой-то миг могут совпасть и создать то ли иллюзию, то ли достоверность этого минутного счастья. Выставка, однако, бурного ажиотажа явно не вызвала. Грядет и выставка про канализацию. Что будет со стенами для «высокого искусства», просто трудно себе представить.
Это вам
не Рио-де-Жанейро
Положительные плоды культурного шока зреют буквально на глазах. Если раньше окружной конкурс проектов на участие в марафоне культурных событий раньше был ориентирован на поддержку готовых к реализации проектов, то теперь предпочтение отдадут принципиально новым «культурным продуктам». Сумма грантов значительно увеличена и составляет два миллиона семьсот тысяч рублей. Программа не будет и уже не ограничивается лишь художественной жизнью. В «культурный поток» вовлекаются управленцы с программой городского планирования и проектирования, архитекторы, слушатели «Открытого университета». Последний вызвал буквально восторг гуманитариев и завсегдатаев учебных сайтов. В течение целого года обещаны публичные лекции и дискуссии по ключевым проблемам современного гуманитарного знания. В числе участников тот же Сергей Кириенко, профессора Олег Генисаретский, Вячеслав Глазычев, Сергей Зуев, Глеб Павловский.
А не так давно в Чебоксарах появился грандиозный монумент «Мать-покровительница» – фигура женщины с распахнутыми навстречу гостям руками. Памятник, правда, здорово смахивает на знаменитого «Иисуса Христа» в Рио-де-Жанейро. Но там он стоит на высокой скале, а наша Мать доступна народу, окружена лестницами и фонтанами. Формирование потребностей продолжается.
Комментарии