search
main
0

Чебурашка, где ты?

Время смотреть мультфильмы

На ВДНХ работает выставка «Жить дружно!», посвященная 110‑летию российской анимации. Она продлится до 1 октября 2023 года в павильоне «Космонавтика и авиация». Познакомиться с героями новых мультфильмов и вспомнить старых друзей, узнать историю мультипликации и поностальгировать о мультиках детства – примерно с такими целями я отправилась на выставку.

Маленькие посетители выставки радовались происходящему

На входе раздают наушники и плееры, из которых постоянно звучит музыка из советских, российских мультфильмов. Чтобы попасть на первую инсталляцию, нужно подняться по лестнице. На ней посетителей уже встречают Цыпа, Лунтик, нераскрашенная белая фигурка Ежика и, конечно, символ русской мультипликации – Чебурашка, причем не обычный, а разноцветный (тайна его раскраски, к сожалению, так и останется загадкой). Поворачиваем направо и видим историю зарождения российской анимации.

Она появилась еще в начале ХХ века, когда Александр Ширяев (балетмейстер Мариинского театра) решил снимать мультипликационные фильмы с куклами из папье-маше. Он передвигал одетые в бумажные костюмы балерин куклы, дергая их за ниточки, самостоятельно выстраивал декорации и работал со светом и кадрами. С 1906 по 1909 год он экспериментировал с мультфильмами, правда, особой популярностью не пользовался. Однако его работы все-таки были замечены заинтересованными людьми и дали толчок для появления российской анимации.

Рядом со стенкой, посвященной Ширяеву, расположились примеры анимации ранних Советов. Это вторая половина двадцатых годов. В то время все искусство было политизировано. Мультики не стали исключением, в первую очередь они были пропагандой. На стене висят зарисовки первого советского мультфильма «Китай в огне». Это черно-белый мультик 1925 года, где рассказывается история о ненасытных капиталистах, которые хотят ограбить китайских крестьян, но те постепенно приходят к коммунизму. Картина призывает осудить капитализм в лице Америки и пожалеть китайцев.

С китайцами понятно, но где же «Союзмультфильм»? А он появляется только в 1936 году и становится главным производителем мультипликации на многие годы. Ориентируясь на работы Диснея, наши художники создают «Колобка», «Лису-строителя» и многие другие мультфильмы, беря идеи из сказок и рассказов русских писателей. А в 1939 году выходит знаменитый «Мойдодыр», правда, еще черно-белый, раскрасят его намного позже.

Союзмультфильм практически не работал в годы войны. Создатели выставки рассказывают: «В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы «Союз­мульт­филь­ма» переключаются на съемки рисованных киноплакатов военной тематики, большинство из которых не будет завершено. Многие сотрудники уходят на фронт». В страшные годы для нашей страны анимация затихла, однако не исчезла, а лишь собирала силы для новых светлых мультиков.

Об этом рассказывает следующий зал. Самые любимые мультики сейчас, к сожалению, мало знакомы детям.

– Мам, а это кто в телевизоре?

– Это красавица и чудовище. Мы дома посмотрим.

Огромный телевизор с фрагментами из советских мультиков. Рядом с ним пеньки, на которых сидят мама с удивленной дочкой. Начинают показывать «Золотую антилопу». Девушка рядом улыбается: «Знаете, мне кажется, я уже десять лет его не видела».

Со стен смотрят первые раскадровки знаменитых картин. Это и «Конек-горбунок», и «Песенка радости». А с противоположной стороны зимняя тематика: «Серая шейка» и «Снежная королева».

Следующий зал можно было бы назвать квартирным. Вот вам и многоэтажки, в окнах которых прячется домовой Кузя, вот и «История одного преступления», спрятанная под крышей дома, и мягкие кресла с видом на большой телевизор, откуда рычит Бонифаций. Это время появления в российской анимации Федора Савельевича Хитрука в качестве режиссера и сценариста.

Проходим дальше… Мы вышли на главную площадь ВДНХ? Нет. Это фонтан «Дружба народов», только вот вместо скульптур, символизирующих республики Союза, стоят герои мультфильмов. Здесь и Винни Пух, и Ежик, и Волк из «Ну погоди!», и Антошка, и Карлсон, и многие-многие другие. Под каждым персонажем маленький экранчик с запоминающимся фрагментом из мультфильма. «Ты заходи, если что», – звучит из моих наушников фраза из мультфильма «Жил-был пес». А вокруг со стен смотрят такие близкие лица, нарисованные рукой художника, их создателя. Есть и куклы. Вот крокодил Гена ведет Чебурашку в школу, а чуть поодаль наблюдает за ними Шапокляк.

Но идем дальше. Эпоха экспериментов в мультипликации, появление космоса. В 1981 году выходит «Тайна третьей планеты», а фрагмент из нее можно собрать из кубиков, чем две веселые девушки и занимались, споря, что куда ставить.

– Оля, ты разве не видишь, что это не его ноги?!

– Да все я вижу, я вообще другое хотела собрать.

Конец выставки смазан. Вместо уже привычных картинок с подписями и разных интерактивов в зале громадные экраны с современной российской анимацией, а на полу одиноко сидит Крош. Присяду к нему и подумаю: может ли это новое встать наравне со старым?

…Общаясь с посетителями выставки, я получила комментарий одной из зрительниц, в котором, как мне кажется, отчасти содержится ответ на этот вопрос: «Гуляли с подругой на ВДНХ. Увидели плакат с Чебурашкой и странным на первый взгляд названием «Жить дружно!». Немного не поняли, как связан девиз кота Леопольда с Чебурашкой. Ну и пошли в павильон разбираться. Как надели наушники, так сразу впали в детство. Спели все песни и пересмотрели мультики. Так понравилось! Казалось бы, можно, сидя дома, посмотреть все в Интернете, но атмосфера не та. А тут вам и история, и эскизы, и кадры, и видеоряд! Классно. Но мне показалось, что выставка больше для взрослых, чем для детей. Вряд ли малыши сейчас смотрят такое. Для них это точно что-то очень старое и далекое. А для нас и тех, кто старше, это целая жизнь и огромное количество детских воспоминаний!» (Анна, 20 лет, Череповец)

Ника ТКАЧЕНКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте