Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, состоялось в минувшую пятницу в Министерстве образования и науки РФ.
Региональные министры образования испытывали сложные чувства: после наказания федерального министра Дмитрия Ливанова они ожидали соответственно критики и в свой адрес, ибо те сложности с финансированием, которые испытывает Министерство образования и науки РФ, в полной мере свойственны и им. Ожидания усиливались в связи с отсутствием министра в первой половине совещания – по информации работников министерства Дмитрий Викторович был в Белом доме.Совещание началось с представления заместителей министра и директоров департаментов министерства (практически все руководители новые, кроме двух – Елены Низиенко и Сергея Кравцова), отсутствовал только один заместитель – Игорь Реморенко. Неофициальные источники сообщили, что Игорь Реморенко вместе с Ольгой Голодец и Александром Асмоловым был приглашен (или вызван?) в Сочи. Затем два с половиной часа были отданы на выступления директоров департаментов, которые кратко подводили итоги и сообщали о направлениях работы в новом учебном году. Регламент соблюдался так точно, что был превышен всего лишь на одну минуту, за этим строго следила статс-секретарь – заместитель министра Наталья Третьяк. Милая и скромная женщина так строго прерывала выступающих, что было понятно – отныне в министерстве царит железная дисциплина, нарушать которую не дано никому. Однако если бы до начала совещания выступающие разместили свои презентации на сайте ведомства, можно было вместить в семиминутное выступление куда больше информации и министры не отвлекались бы на рассматривание картинок с довольно мелким текстом. Впрочем, сама Наталья Владимировна почему-то нарушила пожелание Ливанова – не предоставила директору Департамента государственной политики в сфере общего образования Елене Низиенко двадцать минут на, пожалуй, самое интересное и содержательное выступление, посвященное теме «МРСО – основа новых стандартов качества общего образования». Елена Леонидовна отвечала на сложный вопрос: в какой мере качество образования связано с увеличением финансирования? Некоторые выводы заставляли министров задуматься, например, как можно устанавливать новейшее оборудование в школьных зданиях-развалюхах. Настораживало только одно – виноваты в том не директора школ, как можно было понять из доклада, а те, кто отвечает за создание школьной материально-технической базы. Кстати, основной линией практически во всех выступлениях была тема превращения муниципальных образовательных учреждений в государственные, ибо местные власти с задачей достойного развития ОУ явно не справляются. Примеры того, как это можно сделать, привел министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников. Не хватило времени и директору Департамента управления программами и конкурсных процедур Сергею Кравцову, который говорил «Об участии субъектов РФ в реализации федеральных программ и проектов в 2012 году». Это было тем более огорчительно, что Сергей Сергеевич сообщал о рейтинге активности регионов в создании стажировочных площадок по важнейшим направлениям реформирования образования, объеме финансирования субъектов РФ в соответствии с направлениями федеральной политики и, самое главное, о сопоставлении финансирования с результатами ЕГЭ по русскому языку и математике. Последнее очень важно, потому что означало прежде всего грядущий анализ того, как связано финансирование с качеством образования, и строгий спрос с региональных руководителей. О том, что государственная программа развития образования станет новым механизмом реализации госполитики в сфере образования, сообщил директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Григорий Андрущак. Что касается картины по ЕГЭ, то ее красочно представила заместитель руководителя Рособрнадзора Татьяна Бархатова, но особой реакции на ее слова не было – министры уже всей этой информацией обладали. Из программы совещания можно было сделать вывод о том, какие направления для министерства будут особенно важными – профессиональное образование и молодежная политика. Из программы совещания можно было сделать вывод о том, какие направления для министерства будут особенно важными – профессиональное образование и молодежная политика. О первом говорили директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Наталья Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования и министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, о втором – директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Александр Страдзе, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Белоконев и директор Департамента образования Ярославской области Татьяна Степанова. Завершал выступления и.о. директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Сергей Вителис, который, впрочем, говорил в основном «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».После обеденного перерыва состоялась долгожданная встреча региональных министров с министром федеральным. Дмитрий Ливанов был спокоен, сосредоточен, не суетился в высказываниях и демонстрировал настроенность на серьезную работу, никоим образом не показывая своего огорчения оценками Президента РФ. Дмитрий Викторович, собственно говоря, не сказал ничего такого, чего не было им публично заявлено с момента назначения по сие время, пообещав, что встреч с региональными министрами будет столько, сколько им понадобится, что он ответит сейчас и будет отвечать в дальнейшем на все их вопросы: «Чем больше будем общаться, тем эффективнее будет наша работа!» Дмитрий Викторович, собственно говоря, не сказал ничего такого, чего не было им публично заявлено с момента назначения по сие время, пообещав, что встреч с региональными министрами будет столько, сколько им понадобится, что он ответит сейчас и будет отвечать в дальнейшем на все их вопросы.Ливанов отметил, что люди устали от частых изменений, усталость накопилась на высоком уровне, и это очень часто становится мотивом для профанации работы на уровне ОУ, органов управления образованием. Все начатые проекты, сказал министр, будут завершены, а дальше работа пойдет по актуализации содержания образования, по повышению качества и уровня обучения детей в школах. Он подчеркнул, что ближайшее время должно стать временем, когда образование повернется от экономических, управленческих изменений к содержательным. Так и хочется сказать: «Наконец-то!» Дмитрий Викторович ответил на многочисленные вопросы региональных министров, которые, правда, пока во многом касались экономических вопросов, в частности формирования бюджетов в субъектах РФ и повышения зарплаты учителей.
Комментарии