В 90-е годы детский сад, которым я руковожу, был ведомственным садом «Челябэнерго». Мы оказываем такой же объем услуг, как любой муниципальный детский сад: присмотр, питание, занятия, подготовка детей к школе. В годы приватизации наше учреждение не отдали в муниципалитет, а сохранили как негосударственный детский сад при условии полной самоокупаемости.
Негосударственные детские сады могли бы стать существенным подспорьем при устройстве очередников в условиях дефицита мест. Но потенциал негосударственных учреждений, к сожалению, используется не полностью. В этом году наш детский сад укомплектован детьми на 90% от проектной мощности, в прошлом – на 80%. Такая же ситуация, а иногда и хуже, в других негосударственных детских садах.
Не укомплектованы детьми негосударственные детские сады из-за того, что очень высока родительская плата: 9 тысяч рублей в месяц. Тогда как плата в муниципальных садах Челябинска – около 1 тысячи рублей.
Причин такой разницы в оплате две.
Первая. В муниципальном детском саду содержание ребенка дотируется из бюджета. В негосударственном саду дотации нет.
Вторая причина в том, что стоимость содержания ребенка в негосударственном детском саду в среднем в 2 раза выше, чем в аналогичном муниципальном учреждении.
Почему так происходит? Мы попытались это выяснить с помощью областного Министерства образования на примере сравнения негосударственного и муниципального детского сада.
При одинаковом объеме услуг затраты на питание детей и заработную плату сотрудников в нашем и муниципальном детском саду примерно одинаковы. Разницу в затратах прежде всего создают коммунальные расходы. Тарифы на коммунальные услуги, утвержденные Челябинской городской Думой для негосударственных детских садов, намного превышают тарифы для бюджетных организаций. Например, тариф на теплоэнергию выше в 2 раза, на электроэнергию выше в 2,5 раза, и так по всем видам платежей.
Более того, у негосударственных детских садов есть ряд платежей, которых у муниципальных садов просто нет. Это налог на имущество, налог на землю, налог на прибыль, которой, впрочем, нет. Негосударственные сады оплачивают аренду здания. А любой договор с поликлиникой, Роспотребнадзором, Госпожнадзором, вневедомственной охраной обходится негосударственным детским садам дороже, и в итоге все это оплачивают родители.
Перечисленные затраты покрывают лишь текущее содержание учреждения. Любые капитальные вложения (ремонт, замена оборудования) требуют дополнительных затрат. И, честно говоря, без поддержки своего учредителя – ОАО «Челябэнерго» и отдельных родителей мы бы не смогли существовать. Но и здесь, замечу, свои проблемы. Любая материальная помощь (например, в виде нового асфальта на участке) облагается в негосударственном учреждении налогом на прибыль.
Таким образом, негосударственные детские сады не имеют равноправного статуса с муниципальными детскими садами в части налогообложения и платежных обязательств.
Что касается бюджетной дотации родителям муниципальных детских садов, то и здесь не понятно, почему семьи ставятся в неравные условия. Есть опыт Перми, где администрация города проводит открытый конкурс на размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования. Если негосударственное учреждение этот конкурс выигрывает, то оно принимает детей из городской очереди и выставляет родительскую плату с учетом бюджетной дотации. Если бы в других городах у негосударственных детских садов была такая же возможность, это существенно улучшило бы их положение. Бюджетная дотация позволит сделать негосударственное дошкольное образование доступным для гораздо более широкого круга семей. Однако никто не может обязать муниципальные власти сделать такой жест по отношению к негосударственным учреждениям, если это не предусмотрено действующим законодательством.
Рождаемость в городах, подстегнутая стимулирующими выплатами, растет. Это значит, что еще через три года проблема станет практически не решаемой, если не признавать актуальность и объективную необходимость расширения негосударственного сектора дошкольного образования. На наш взгляд, для решения этой задачи необходимо сделать следующее:
1. Ввести в практику бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных учреждений в рамках норматива, установленного для муниципальных дошкольных учреждений.
2. Инициировать в законодательных органах власти принятие нормативных актов, устанавливающих для негосударственных дошкольных учреждений отмену налогов:
– на прибыль;
– на имущество;
– на землю.
3. Включить негосударственные дошкольные учреждения в перечень учреждений, которым устанавливаются льготные тарифы по коммунальным услугам.
4. Установить меры налогового стимулирования организаций, оказывающих финансовую помощь негосударственным дошкольным образовательным учреждениям.
5. Производить выплату федеральных компенсаций части родительской платы родителям негосударственных дошкольных учреждений за содержание ребенка в детском саду.
6. Оказывать безвозмездную помощь частным предпринимателям при организации новых детских садов путем:
– сдачи в безвозмездную аренду зданий (площадей), на которых будет организован новый детский сад;
– долевого участия бюджета в покрытии расходов на ремонтно-восстановительные, строительные работы и др.
Полагаем, что реализация этих предложений не только стабилизирует положение негосударственных дошкольных учреждений, но и будет поощрять создание новых.
Наталья Пашнина, заведующая НДОУ «Рыжики», Челябинск
Комментарии