search
main
0

Частная жизнь учителей

Педагоги не всегда умеют защищать свои границы

Профессия педагога является публичной. Если человек работает в школе, то его знает весь микрорайон. Быть всегда на виду сложно. Поэтому очень важно оберегать границы частной жизни учителя.

Границы личного и делового

Трудовые отношения, политика, уголовное, административное и налоговое право относятся к общественной (публичной) жизни. Общественная жизнь характеризуется открытостью, доступностью и коллективностью.
Частная жизнь (приватность), напротив, определяется как закрытость, неофициальность, неформальность, секретность. Сюда относятся неприкосновенность жилища, тайна семейной жизни, сведения о состоянии здоровья, тайна переписки, персональные данные и другое.

Важнейшим элементом права на приватность является отделение частной и общественной жизни. Например, учителя русского языка и литературы Татьяну Кувшинникову из Барнаула попросили уволиться из-за фото в купальнике, которое она сама разместила в Интернете. Факт фото в купальнике и работа учителя вообще не должны связываться друг с другом.

С защитой частной жизни учителей две проблемы. Во-первых, педагоги часто сами не видят границ личной и деловой жизни, поэтому никак не препятствуют их нарушению или даже охотно помогают нарушить свою собственную приватность. Во-вторых, педагоги не умеют защищать свои границы, даже когда видят их нарушение.

Вопросы о личном

Недавно администрация моей школы попросила всех педагогов предоставить информацию, намеревается ли сотрудник покидать пределы Красноярского края летом, во время отпуска. Многие безропотно сразу сообщили такие сведения.

Согласно статье 152.2 Гражданского кодекса РФ не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о месте его пребывания или жительства.

Я сообщать о месте проведения своего отпуска не стал, потому что этот вопрос относится к моей частной жизни. Вопрос о месте моего пребывания никак не связан с трудовыми отношениями.

Вопрос не в том, насколько ценна эта информация и трудно ли ее предоставить. Проблема в самом факте постановки вопроса. Вопрос о месте проведения отпуска со стороны работодателя так же ненормален, как просьба показать грудь. На каком основании мне задают такие вопросы? Для чего собирается эта информация?

Администрация не давала никаких пояснений. Администрация вела себя так, как будто задавать такие вопросы нормально. Педагоги своими ответами подтвердили, что вопросы работодателя про их частную жизнь – норма, что учителя не возражают против нарушения своей приватности.

Сегодня мы отвечаем на один невинный вопрос о своей личной жизни. А завтра государство, работодатель, общество, СМИ, родители и обучающиеся все глубже и глубже запустят свои щупальца в нашу личную жизнь и начнут нас душить своими нездоровым интересом и контролем.

Директор показал Татьяне Кувшинниковой ее фото в купальнике и спросил: «Это что? Теперь учителя так одеваются?» В том, что эти вопросы были заданы, виноват не только директор. В этом виновато все педагогическое сообщество. Мы, педагоги, сами добровольно даем право задавать нам такие хамские вопросы, когда с энтузиазмом отвечаем на вопрос, собираемся ли мы покидать территорию региона во время отпуска.
Мы не ценим право на неприкосновенность своей частной жизни.

Это не ваше дело

На тему границ частной и публичной жизни есть отличный фильм «Претендент / The contender» (Род Лури, 2000).

По сюжету фильма женщина-сенатор Лэйн Хэнсон предложена президентом США на должность вице-президента. Утверждает кандидата на эту должность конгресс. Политические противники обвиняют Лэйн Хэнсон в аморальном поведении. В частности, утверждают, что она в студенческие годы участвовала в пьяной оргии – обряде посвящения в женскую студенческую общину. Есть фотография, на которой обнаженная женщина и двое мужчин занимаются сексом. Лица не видно, но противники утверждают, что на фото именно она – кандидат в вице-президенты США.

Лэйн Хэнсон не опровергала эти слухи. На обвинения она отвечала просто: «Это не ваше дело», «Я не буду это комментировать», «Я не думаю, что уместно обсуждать этот вопрос», «Отвечать на эти обвинения ниже моего достоинства». Лэйн Хэнсон призывала всех фокусироваться на обсуждении политических вопросов, а не личной сексуальной жизни. Сенаторы, конгрессмены, губернаторы должны заниматься государственными вопросами, а не разглядывать и обсуждать порнографические фото в рабочее время.

Удерживать такую позицию было очень трудно. На нее давили политические противники и СМИ. На нее давили ее соратники. Жанр фильма – политический триллер. Напряжение в нем зашкаливает.

В конце фильма выяснилось, что на фотографии не Лэйн Хэнсон, она не участвовала в этой студенческой оргии. Также выясняется, что она могла это доказать. Но она это не делала и запретила своим соратникам и президенту США публиковать доказательства ее непричастности к истории с сексом в студенческом общежитии. Она настаивала на том, что человек не должен оправдывать свою частную жизнь.

Мораль фильма в том, что безнравственно ведет себя не тот, кто живет какой-то личной жизнью.

Безнравственно ведет себя тот, кто сует свой нос в чужую личную жизнь.

Ассертивность

Поведение Лэйн Хэнсон – это прекрасный образец ассертивности. Ассертивность – это способность быть уверенным в себе без агрессии. Ассертивность – это навык самообороны в конфликте.

В классической схеме стратегий поведения в конфликте ассертивность можно расположить между подавлением и уступкой. Ассертивность – это способность сохранить статус-кво, не подавляя противника и не уступая ему. Ни войны, ни мира. (См. схему.)

Лучше всего, конечно, стремиться к сотрудничеству, чтобы все были в выигрыше. Также вполне приемлемым является компромисс – взаимная частичная уступка и взаимное частичное удовлетворение интересов.
Но что делать, если наши оппоненты не склонны к сотрудничеству или компромиссу? Что, если они ведут себя абсолютно неадекватно, например тычут нам в лицо фото пловца в купальнике и спрашивают: «Это что? Теперь учителя так одеваются?» Конечно, купаться в купальнике – это нормально. Если бы учитель купалась в пуховике или шубе, то это было бы странно. Очевидно, что договориться по-хорошему с людьми, которые задают такие вопросы, вряд ли получится.

Можно перейти к ответной агрессии: грубить, давить, обвинять, угрожать. Можно уступить: извиниться, признать свою вину, пообещать исправиться. Можно уклониться от конфликта: написать заявление на увольнение.

А можно проявить ассертивность и ответить в стиле Лэйн Хэнсон: «Это не ваше дело», «Я не буду это комментировать», «Я не думаю, что уместно обсуждать этот вопрос», «Отвечать на эти обвинения ниже моего достоинства».

Концепцию ассертивного поведения разработали психотерапевты для помощи тревожным, робким людям. В переводе с английского assertiveness означает «напористость». А прилагательное assertive – «самоуверенный», «напористый», «утвердительный», «положительный», «чрезмерно настойчивый». Быть ассертивным значит быть твердым и уверенным в себе.

Многим людям, в том числе учителям, не хватает навыка ассертивного поведения. Для развития способности к ассертивности нужно понимать свои ассертивные права.

Ассертивные права

Совместными усилиями психологов и психотерапевтов был составлен билль ассертивных прав:
1. Вы имеете право чувствовать все свои эмоции (включая гнев) и выражать их надлежащим образом.
2. Вы имеете право оценивать свои собственные поступки, мысли и эмоции и брать за них ответственность.
3. Вы имеете право совершать ошибки и нести за них ответственность.
4. Вы имеете право судить, несете ли вы ответственность за решение проблем других людей.
5. Вы имеете право не соответствовать чужим ожиданиям.
6. Вы имеете право изменить свое мнение.
7. Вы имеете право принимать нелогичные решения.
8. Вы имеете право не зависеть от хорошего отношения других людей.
9. Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
10. Вы имеете право сказать: «Я не помню».
11. Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».
12. Вы имеете право сказать: «Мне все равно».
13. Вы имеете право сказать: «Я не против того, что происходит».
14. Вы имеете право сказать: «Это не ваше дело».
15. Вы имеете право сказать: «Нет».
16. Вы имеете право сказать: «Да».
17. Вы имеете право подумать перед ответом столько времени, сколько вам нужно.
18. Вы имеете право ничего не говорить.
19. Вы имеете право не объяснять и не оправдывать свое поведение.
20. Вы имеете право делать меньше, чем можете.
21. Вы имеете право не соглашаться с другими независимо от их должности и количества.
22. Вы имеете право задавать вопросы.
23. Вы имеете право ответить вопросом на вопрос.
24. Вы имеете право на уважительное отношение.
25. Вы имеете право хорошо относиться к себе, своим действиям и своей жизни.
26. Вы имеете право просить то, что вы хотите или в чем нуждаетесь.
27. Вы имеете право осуществлять любое или все из этих прав без чувства вины.

Про эти ассертивные права нужно понимать, что они предназначены для самообороны в конфликте от очень наглых и агрессивных людей. Они не нужны для повседневного общения с нормальными доброжелательными людьми. Они помогают сохранить уверенность в себе, когда нам задают чудовищно хамские вопросы: «На этой фотографии вы занимаетесь сексом с двумя мужчинами?», «На этой фотографии вы в купальнике? Так учителя одеваются?».

Ассертивность – это сложная поведенческая модель. Во-первых, нужно правильно определить ситуацию: на меня нападают недоброжелатели или близкий человек пытается обсудить сложный вопрос?

Во-вторых, быть ассертивным значит балансировать между пассивностью и агрессивностью. Люди, только начинающие осваивать ассертивность, обычно впадают в агрессию.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте