Министр образования и науки Андрей Фурсенко в РосНоУ провел встречу с советом Ассоциации негосударственных высших учебных заведений. Президент ассоциации Владимир Зернов сообщил гостю, что ныне количество негосударственных (590) и государственных вузов (654) стало приблизительно равным, некоторые «негосударственники» дают выпускников по качеству подготовки даже лучше «государственников», но разговор пока о равенстве в положении высших учебных заведений не идет. Негосударственным не дают ни госзаказов, ни госзаданий, их научные работы не получают соответствующих грантов, им сложно добиться участия в выполнении важных программ. Никаких шансов на улучшение положения негосударственным вузам не дают даже победы их студентов на самых престижных олимпиадах и конкурсах. Вузы считают все это очень несправедливым.
Между тем в негосударственных вузах учатся те, кто идет сразу после получения диплома на работу по специальности. Они платят за учебу и потом работают на благо государства, которое никоим образом все эти затраты молодых специалистов не компенсирует. Закон об образовательном кредите, в котором «негосударственники» заинтересованы чрезвычайно, к сожалению, пока не принят.
Вузы с тревогой ждут 2006 года, когда их имущество будет оценено Госкомимуществом и им придется платить налоги в размере 5% от стоимости. Это приведет или к резкому росту платы за учебу, или к разорению высших учебных заведений, выживших за счет собственных ресурсов в самые трудные времена.
Однако, возможно, впервые на собраниях такого рода министру сказали спасибо за изменившееся отношение к негосударственным вузам в аппарате самого министерства, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в образовании и науке. Чиновники стали относиться ко всем вузам одинаково доброжелательно, и ректоры считают это добрым предзнаменованием того, что положение негосударственных вузов улучшится. В ответ Фурсенко заметил, что вузы в принципе не должны делиться на государственные и негосударственные, а на те, кто учит качественно, и те, кто этого качества не дает. Но что касается различных проблем и их решения, то тут, по мнению министра, негосударственные вузы должны проявлять активность и предлагать возможные решения. Как несомненный успех негосударственного сектора Андрей Александрович посчитал то, что студенты-«негосударственники», в отличие от своих коллег, обучающихся в государственных вузах, мотивированы на дальнейшую карьеру и связывают ее успех с полученным образованием. Именно негосударственные вузы, считает министр, могут стать пионерами в деле инвестирования высшего образования работодателями и бизнес-структурами. Это важно, потому что государство держит курс на то, чтобы предложить работодателям оценивать качество подготовки будущих специалистов, и если к госвузам эти требования работодатели пока не научились предъявлять, то к частным им предъявить их будет легче: тот, кто платит деньги, тот может и спросить за то, как они используются.
Комментарии