search
main
0

Частица природы и частица общества Тема “Как человек стал похож на нас с вами?”. 5-й класс

Давным-давно, так давно, что никто и припомнить не может как следует, жили на земле странные люди. Они совсем не были похожи на нас с вами. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах и шалашах, одевались в шкуры убитых животных.
Им было очень тяжело жить: холодно, голодно. С помощью самых простых орудий: каменного топора, деревянного копья, костяного ножа – они добывали себе пищу, одежду и тепло. Трудно было, глядя на них, представить, что из них выйдут такие люди, как мы с вами.
Но это произошло. Правда, для этого потребовались многие тысячи лет – очень долгий срок.
Как же первобытный дикарь превратился в человека разумного?
Ему нужно было добывать себе пропитание, одежду, строить жилище. Делать это было очень нелегко. Требовалось приложить труд. Чем труднее задачи ставил перед собой человек, тем сложнее становился его труд. И орудия труда, всякие инструменты тоже становились сложнее. Когда первобытный человек их делал, он становился умнее. Становился более умелым. Развивался его мозг, ловкими делались руки. Раньше он охотился на животных, а теперь стал их приручать. Вывел домашних животных – овец, коз, свиней, коров. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь стал сеять рожь и пшеницу, печь из муки сытные лепешки. Раньше он, как зверь, бродил по лесам, горам и полям в поисках пищи, а теперь разумно планировал свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.
Труд помог первобытным людям развить свои способности. У них появилось немного свободного времени для творчества, то есть создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений. Стала развиваться речь этих людей. Появились алфавиты, с помощью которых они смогли писать.
Письменная речь сделала их еще умнее. С ее помощью люди могли передавать свои знания не только живущим рядом. В книгах они делились бесценным опытом и с теми, кто жил после них. Так шаг за шагом дикий древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в Великана, Властелина мира.
Проверьте, как вы запомнили
1. Как жили первобытные люди?
2. Что помогло первобытному дикарю превратиться в человека разумного?
3. Какую роль в этом сыграла письменная речь?
Прочитайте, перескажите, обсудите.
Юноша Барс
В племени, что уже несколько месяцев устроило стоянку у горы Большое Копье, объявилась новость, которая привела всех в возбужденное состояние. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. “Ты умрешь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя”. На это Барс отвечал: “Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю”. В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая при этом: “Вот мое мясо. И вот мое мясо”. И клал растения в плетенную из травы сумку.
Кроме того, он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появились красивые узоры и какие-то загадочные знаки. Эти знаки очень нравились мужчинам и женщинам. Они копировали их на маленьких плосках камушках и брали с собой как амулеты – на счастье.
Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его “чудачества”. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. Всегда был весел, бодр и своей бодростью заряжал других. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны, т.е. своим представителем перед богами – как бы священником.
…А он был всего лишь первым среди них “умственным человеком”, самостоятельно мыслящим и в какой-то мере ученым.

Придумайте слова, родственные словам творчество, писать.

Закончите рассказ
Десятилетняя девочка из горного племени поймала маленького олененка. Старшие велели ей привести олененка вечером к костру, чтобы зажарить его и съесть. Но малыш-олененок очень полюбился доброй девочке…

Игра
Первобытный человек “совершено случайно” попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет получше одеться. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в торговом учреждении.

Консультации (разъяснения и советы)
По теме данного урока могут быть вопросы:
о жестокости и доброте первобытных людей;
о том, каким образом появлялись у них вожди (вожаки);
о среднем возрасте этих людей (предварительно уточняется, что такое средний возраст);
о том, как они заботились о своих детях, и многие другие – по выбору учеников.
Человек – дитя природы и член общества
Многие из вас читали сказку Р.Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли. Его в детстве украли волки и воспитали в своей стае. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.
Но мало кто знает, что в основу этой сказки положены действительные события. Издавна известны случаи, когда дикие животные по-настоящему уносили детей в лес, в джунгли. Иногда, спустя годы, этих детей находили. И что же обнаруживалось? Увы, в жизни дети, которые попали “на воспитание” к диким зверям, сами становились дикими зверями. И ничего человеческого в них не оставалось. Почему?
Главная причина – та, что человек не может стать человеком, если он не живет среди людей. Ему для человеческого воспитания нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестренками, братишками и др.), без человеческого воспитания и обучения человеческий детеныш вырастает маленьким зверьком.
На нашем земном шаре есть две основные области – природа (живая и неживая) и общество.
Растения, животные, горы, воздух, вода – это природа. Когда-то совсем дикая, а теперь все более “приручаемая” человеком. И сам человек – продукт природы. Он из нее вышел. Он – дитя природы. Но, к сожалению, он нередко забывает об этом и, вместо того чтобы беречь природу, относится к ней как к чему-то чуждому себе: ломает кусты и ветки деревьев, вытаптывает траву, засоряет леса и водоемы… В результате живой природы становится все меньше. А от этого страдает сам человек. Ему не хватает чистого воздуха, воды, той красоты природы, которую невозможно оценить в рублях, но без которой он беднеет душой.
А все люди составляют общество. Их отношения в обществе, между собой называются общественными (или социальными).
Человек потому и достиг такого могущества, что он вырвался из природы и стал частью общества. Но в нем осталось много природного: потребность в пище, свежем воздухе, тепле, продолжении рода…
С помощью общества, в труде он развил свой мозг, свой язык. Его чувства стали тонкими, сложными. Он научился жалеть, плакать, радоваться за других, мечтать. Он стал настоящим человеком. Он стал способен к труду, к творчеству. Таким человек и остался до сих пор. По словам французского ученого Паскаля – “мыслящим тростником”: с одной стороны, – частью природы, а с другой – общества.
Человек, который живет в обществе, всегда что-то делает. Дел у него много. Главное его дело – труд. Самый интересный труд – творческий.
А чтобы хорошо трудиться, в первую очередь нужно получить полноценное образование. Учение – второе важнейшее дело человека.
Давно известно: человеку в одиночку не прожить. Люди постоянно общаются друг с другом. Круг общения нормального человека немал: родственники, товарищи по классу и школе, товарищи по двору, новые знакомые в кружках, спортивных секциях. Общение – излюбленное занятие людей. Все люди, без исключения, любят играть. Некоторые делают это в течение всей жизни, например артисты, спортсмены. Другие играют от случая к случаю: в шахматы, теннис, домино… Игра так же любима ими, как и артистами, спортсменами. Но при этом самые умные из них следуют русской поговорке: “Делу – время, потехе – час”.

Проверьте, как вы запомнили
1. Какова история Маугли – героя сказки Р.Киплинга?
2. Что на самом деле происходило с детьми, когда они попадали к диким зверям?
3. Что относится к природе?
4. Почему надо беречь природу?
5. Когда люди живут вместе, это называется…
6. Может ли животное (медведь, волк, лошадь, корова) работать так же, как человек?
7. Каковы самые важные дела в жизни человека?

Вы знаете сказку о Маугли. Попробуем описать его как человека. В этом нам поможет “Солнышко”. В каждом его лучике – какое-то качество человека. Нам останется только выбрать нужные качества.

(Рисунок “солнца”, у которого вместо лучей такие слова как: смелый, сильный, слабый, быстрый, умный, глупый, заботливый, дружелюбный, драчливый, трусливый).

Придумайте слова, родственные слову природа.

Закончите рассказ
Шел мальчик по пустынной дороге. Вдруг видит: стоит небольшая тележка, а на ней – десяток клеток с певчими птицами – щеглами, канарейками, дроздами. Мальчик подошел к тележке…

Сценка
Разыгрывается в ролях любой эпизод из сказки Р.Киплинга о Маугли.

Консультации
Возможные вопросы к консультанту:
– домашние животные – только часть природы или также и часть общества?
– где более жестокие отношения – в природе или в обществе?
– почему попугай только повторяет человеческие слова, но не может научиться самостоятельно разговаривать?

Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте