search
main
0

Частичная неопределенность

Как нет ничего более постоянного, чем временное, так нет ничего более определенного, чем неопределенность. На сегодняшний день она приняла глобальный характер. С такой преамбулы начался вебинар, посвященный теме психолого-педагогического сопровождения семей мобилизованных, организованный Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

 

По словам психолога сектора экстренного реагирования и психологического консультирования МГППУ Ольги Комоловой, степень вовлеченности в происходящее сегодня у людей разная. Оценить процесс, идущий здесь и сейчас, сложно, тем более не находясь при этом в эпицентре событий. Отсюда разброс реакций – от сочувствия до отрицания. Однако точно ясно одно: мы все погружены в состояние глобальной неопределенности, которая пугает.

Частичная мобилизация, по мнению психологов, – это один из вызовов в ситуации глобальной неопределенности. И она требует изменений в работе педагогов и педагогов-психологов. В фокусе внимания, конечно, оказываются дети, чьи близкие и значимые взрослые были мобилизованы, а также коллеги, администрация, персонал образовательной организации, родители, столкнувшиеся с участием родственников в СВО.

Мобилизация зачастую воспринимается как потеря, поэтому за психологическим состоянием, в частности, ребенка нужно следить. Могут возникнуть паника, острая стрессовая реакция, истерика, ребенок может стать замкнутым и т. д. Педагогам важно понимать, что ребенок находится в состоянии стресса, вследствие чего у него могут быть временно нарушены память, внимание. А это чревато снижением успеваемости. Поэтому стоит задуматься о применении щадящего режима требований по отношению к конкретному ученику, о помощи ему при выполнении тех или иных классных или домашних заданий. Но в любом случае прежде, чем спрашивать или говорить о чем-то с ребенком, педагогу необходимо побеседовать с его родителями, чтобы понять, какое настроение в целом в семье.

Говорить с детьми о том, что такое мобилизация и почему одного из родителей нет рядом, нужно, считают специалисты. Главное при этом – отталкиваться от возраста и характера ребенка. Младшим школьникам целесообразно предлагать только факты, избегая лишних подробностей, общаться спокойным, размеренным голосом. Задача взрослого – успокоить ребенка, а не напугать, дать ему ощущение опоры, безопасности.

Разговаривая с подростками, можно озвучить свою позицию, но обязательно при этом выслушать их мнение, дать возможность выразить эмоцию (поплакать, позлиться и т. п.). Если ребенок признается, что боится, можно предложить нарисовать свой страх, а затем смять рисунок, выкинуть или посмеяться над ним, добавив какую-то забавную и неожиданную деталь.

Нельзя выплескивать на детей эмоции, даже если беседуете с подростком. У ребят нет достаточного опыта переживания жизненных ситуаций. Как бы ни было тревожно, ребенок должен знать и чувствовать, что рядом есть те, кто его любит и защищает.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте