search
main
0

Часть первая: профессиональная оценка

В соответствии с годовым планом Департамента образования города Москвы проведен смотр округов за 2006 год. Система московского образования в течение 2005-2006 учебного года развивалась в соответствии с целями и задачами, определенными приоритетным национальным проектом «Образование» и реализацией городской целевой программы «Столичное образование-4».

Департамент образования, окружные управления образования проделали большую работу по созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования; поддержке и социальной защите одаренных детей; совершенствованию содержания общего образования и форм организации учебной деятельности; сохранению, укреплению здоровья обучающихся; обеспечению образовательных запросов особой категории детей; взаимодействию системы образования города с высшими учебными заведениями и научными организациями; повышению социального статуса, материального состояния и профессионального уровня педагогических кадров; укреплению материально-технической базы и обеспечению безопасности образовательных учреждений.

Ежегодно Департамент образования осуществляет анализ социально-демографических тенденций и образовательных запросов населения, связанных с решением задач по повышению доступности качественного образования. С учетом анализа Департамент образования проводит работу по созданию новых и рационализации существующих образовательных учреждений, создает оптимальную образовательную среду для различных категорий детей и подростков, обеспечивая полноту предоставляемых образовательных услуг с учетом территориальной доступности и максимального удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Для создания равных стартовых возможностей при начале обучения в школе окружные управления образования ведут целенаправленную работу по увеличению охвата детей 5-7-летнего возраста дошкольным образованием. В городе охвачено 96,7% (2005г. – 95,3%) воспитанников от количества детей данного возраста. В большинстве округов охват этой категории детей выше среднегородского показателя: в Центральном, Восточном, Западном, Северо-Восточном, Юго-Восточном округах (99%), Южном – (98,7%), а в Зеленоградском округе охват детей этой категории составляет 100%.

Получают свое развитие и новые формы дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад, такие как 208 консультативных пунктов, 43 центра игровой поддержки ребенка, 45 лекотек. Активно посещают лекотеки дети-инвалиды в Центральном (41 чел.), Восточном (23 чел.), Зеленоградском (37 чел.) округах. В Центральном и Западном округах созданы домашние детские сады. Наибольший процент охвата детей дошкольным образованием в Зеленоградском (95%), Южном (70%), Северо-Восточном, Северном (66%), Юго-Восточном, Западном (по 65%) округах.

Основу образовательного пространства в городе составляет массовая школа, которая наряду с общеобразовательными программами, реализует программы как для детей с повышенной образовательной мотивацией, так и для учащихся, испытывающих трудности в обучении. В городе увеличилось количество лицеев и гимназий. Гимназий – 52 (2005г. – 45), лицеев 30 (2005г. – 27), расширяется сеть гимназического и лицейского образования на базе общеобразовательных учреждений: 2005г. – 538 учреждений, 2006г. – 579 учреждений. Стабильно работают общеобразовательные школы, имеющие классы с углубленным изучением отдельных предметов (170 учреждений), выросло количество общеобразовательных учреждений (без учреждений повышенного уровня), реализующих программы профильного обучения на 3-й ступени образования (2005г. – 535, 2006г. – 650), что способствует удовлетворению индивидуальных образовательных запросов учащихся в профильном обучении. Наибольшее количество таких учреждений в Юго-Западном (106), Южном (88), Центральном (80), Северном (76) округах, в Северо-Западном, Западном, Юго-Восточном – более 50 учреждений.

Предпрофильная подготовка организована в 650 общеобразовательных учреждениях. Охват учащихся 9-х классов предпрофильной подготовкой составляет 97,6%.

Коррекционную работу с обучающимися и воспитанниками обеспечивают 45 образовательных учреждений. С учетом запросов родителей в городе функционируют 12 школ надомного обучения, в том числе в 2006 году путем реорганизации открыто по одной школе в Северном, Восточном, Северо-Западном округах. Большое внимание уделяется созданию общеобразовательных школ и центров «Школа здоровья». В 2006 году на данный статус было аккредитовано 10 образовательных учреждений. Всего «Школ здоровья» – 64, из них центров «Школа здоровья» – 10. Успешно развиваются общеобразовательные учреждения, имеющие центры содействия здоровью, их 79. На сегодня здоровьесберегающими технологиями в общеобразовательных учреждения охвачено 670043 человека (93,6% от общего количества обучающихся). В 2006 году 269 учреждений работали в режиме полного дня, что на 10 больше, чем в 2005 году. Плановые показатели программы «Столичное образование-4» по открытию таких учреждений выполнили Западный, Северо-Западный, Северо-Восточный и Зеленоградский округа.

В этом году открыты путем реорганизации 4 учреждения дополнительного образования детей: в Восточном, Северо-Западном, Юго-Восточном, Северном округах. Всего учреждений дополнительного образования детей – 149, количество посещающих их детей 41,7% от общего контингента общеобразовательных школ (2005г. – 34,2%).

Анализируя статистические данные по развитию сети образовательных учреждений в 2006 году, можно отметить, что большинство показателей, запланированных окружными управлениями образования городской целевой программой развития образования «Столичное образование-4», выполнены. В результате согласованной и творческой работы всех участников реализации приоритетного национального проекта «Образование» и программы «Столичное образование-4» в московском образовании произошли существенные изменения, которые позволили всей системе образования города перейти на новый качественный уровень. Об этом свидетельствуют некоторые результаты минувшего года.

Анализ показывает, что в общеобразовательных учреждениях города реализуются все формы получения образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Исходя из возросших потребностей населения, в 2005-2006 учебном году продолжалась работа по отработке новой модели образования, которая получила название открытой. Это позволяет ученику обучаться в удобном для него режиме, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения. В городе действуют 130 учреждений с экстернатной формой обучения с общим охватом 9875 обучающихся (1,3% вместе с городскими учреждениями), что на 694 человека больше, чем в прошлом году. Без второгодников в 9-х классах работают образовательные учреждения в Северном, Центральном, Северо-Восточном и Зеленоградском округах. Необходимо отметить сохранность контингента обучающихся в школах Центрального (86,3%), Северо-Восточного (80%) округов. Выше среднегородского показателя в Южном, Западном, Юго-Западном, Зеленоградском округах (от 76,4% до 77,8%). Наибольшее количество выпускников 9-х классов, трудоустроенных в 2006 году, в Северном (22 человека), Юго-Западном (7 человек) округах. В Южном, Восточном, Центральном, Северо-Западном, Северо-Восточном, Зеленоградском округах все выпускники 9-х классов получают среднее образование в школах и учреждениях среднего профессионального образования.

Позитивную роль в работе образовательных учреждений по преодолению школьной неуспешности и повышению качества образования сыграли психолого-педагогические консилиумы. В течение учебного года было рассмотрено 11619 заявлений. Ранняя диагностика причин неуспешности, разработка индивидуальной траектории учебного процесса способствовали уменьшению количества обучающихся, оставленных на повторный курс обучения.

Повышение качества образования связано с информатизацией. Выполнение программы компьютеризации образовательных учреждений города Москвы дает возможность из года в год снижать количество обучающихся на 1 компьютер: 2004 год – 19 человек, 2005 год – 17 человек, 2006 год – 12 человек. Информационные технологии используют более 70% руководителей образовательных учреждений, 56,6% педагогов владеют навыками работы ИКТ. Доступ к электронной почте и интернету имеют 98% учреждений (2005 год – 94,4%). Наиболее полно используют информационные образовательные ресурсы и сети «Интернет» образовательные учреждения Юго-Восточного, Юго-Западного, Центрального, Южного, Северного округов, свои сайты, регулярно обновляемые в сети «Интернет», имеют 42,6% образовательных учреждений. Выше среднегородского значения этот показатель в Южном (95,9%), Северо-Западном (64,5%), Центральном (48,6%), Юго-Западном (42,5%) округах. Общешкольную локальную сеть имеют 25% общеобразовательных учреждений. Наибольший процент учреждений, имеющих локальную сеть, в Южном, Центральном, Западном, Восточном округах.

Учитывая государственную политику по формированию интеллектуального потенциала нации, в Москве складывается определенная система работы с одаренными и высокомотивированными детьми. Успешно развивается олимпиадное движение, все более широкое распространение получает проектная и исследовательская деятельность школьников, проводятся массовые мероприятия для одаренных и высокомотивированных детей. В 2006 году на городском этапе в олимпиадах приняли участие более 20 тыс. школьников по 22 предметам и областям знаний, победителями и призерами стали 1900 человек (2005 год – 1300). По итогам Московской региональной олимпиады в 2005-2006 году отмечаются 10 лучших образовательных учреждений: 4 школы Департамента образования, одна школа МГУ, лицей «Вторая школа», школа №192 Юго-Западного округа, гимназия №1543 Западного, школа №1189 Северо-Западного, школа №1276 Центрального округа. По рейтинговым баллам в городской олимпиаде отмечены лучшие образовательные учреждения Юго-Западного округа (213,5 балла), Западного (135,25 балла), Центрального (71,25 балла). Весомы показатели московских школьников на всероссийских олимпиадах. Если в 2005 году было 116 победителей, то в 2006 г. – 144. Наибольшее количество победителей всероссийских олимпиад школьников в Юго-Западном (21 чел.), Центральном (20 чел.), Западном (12 чел.), Восточном, Южном (по 8 чел.) округах. Победителями международных олимпиад стали учащиеся Юго-Западного (3 чел.), Восточного, Западного, Северо-Западного округов (по 1 чел.).

В проектно-исследовательской деятельности, исследовательских экспедициях, конкурсах творческих работ приняли участие около 5 тыс. школьников (2005 год – около 4 тыс.). По результатам городского конкурса проектных и исследовательских работ 12 школьников были награждены премиями Президента РФ в рамках национального проекта «Образование». Наибольший процент участия школьников в творческих конкурсах в Зеленоградском (11%), Юго-Восточном (9,8%), Центральном, Северо-Западном (более 8%), Юго-Западном (7,3%), Северном (6,1%) округах.

Экспериментальной деятельностью занимается 921 образовательное учреждение, в том числе 112 образовательных учреждений вышли на 2-й уровень как ресурсные центры, 485 – в качестве школы инновационной сети. На сайте городского экспериментального совета разместили результаты экспериментальной деятельности 51,9% учреждений. Отмечается наиболее результативная экспериментальная работа по инновационной деятельности в Южном, Зеленоградском, Восточном округах.

В рамках реализации национального проекта «Образование» в конкурсе на лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные технологии, приняли участие 184 образовательных учреждения, победили – 118. Наибольший процент победителей от общего количества участников в Южном (95,6%), Западном (85,7%), Северном (73,7%), Восточном (71,4%) округах. Победителями гранта Правительства Москвы стали 15 учреждений, в том числе из Южного – 2 учр., Северо-Западного, Юго-Восточного, Северного округов по 1 учреждению. Наибольшее количество участников на лучшее образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные технологии, в Северо-Западном (25,9% от общего количества школ), Северном (21,2%), Юго-Восточном (20,7%), Центральном (19,3%), Южном, Северо-Восточном, Западном (от 18,3% до 18,7%) округах.

В качестве вклада города в приоритетный национальный проект «Образование» проведена работа по созданию модели «Школа будущего» и конкурс «Строим школу будущего». Среди 15 школ-победителей: Южный округ – школы №№548, 1553, Юго-Восточный – №1321, Северо-Западный – №1517, Северный – №597, остальные – учреждения городского подчинения. Отмечается активное участие в конкурсе образовательных учреждений Юго-Восточного (20), Южного, Северо-Восточного (по 12), Западного (15), Юго-Западного (11) округов.

Одним из принципиальных направлений, обеспечивающих качественное и эффективное образование, остается работа по обеспечению образовательного процесса высококвалифицированными кадрами. За минувший год по сравнению с 2005 годом в целом по городу с 96,7% до 98% вырос удельный вес руководителей образовательных учреждений, имеющих высшее образование. В Центральном (99,3%), Южном (99,4%), Северо-Восточном (99,2%), Северном, Западном (98,8%) округах этот показатель выше среднегородского (98%), а в Зеленоградском округе 100% руководителей имеют высшее образование. Увеличилась доля руководителей, имеющих высшее образование, в Восточном (с 94,4% до 97,9%), Юго-Восточном (с 94% до 96,3%) округах.

Стабильно увеличивается процентное соотношение педагогических работников, имеющих высшее образование (2006г. – 77,5%, 2005г. – 75,8%). Значительное увеличение по сравнению с прошлым годом наблюдается в Южном (на 4,2%), Зеленоградском (на 3,4%), Восточном (на 2,7%) округах.

Средний процент руководителей, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет 70,9%, что на 1,5% выше, чем в 2005 году. Значительный рост произошел в общеобразовательных учреждениях (2005 г. – 80,8%, 2006 г. – 94%) и в учреждениях дополнительного образования (2005 г. – 57,5%, 2006 г. – 72,1%).

Среди педагогов высшую квалификационную категорию в среднем по городу имеют 28,4% (2005 г. – 24,7%).

В образовательные учреждения окружного подчинения в 2006 году прибыли 1889 молодых специалистов, эффективная работа по привлечению и закреплению молодых специалистов ведется в Зеленоградском, Северо-Восточном, Западном округах. Количество аттестованных молодых специалистов на 1-ю квалификационную категорию выше среднегородского значения (13,4%) в Центральном (22,5%), Северном (16,3%), Западном (14,2%) округах. В течение года педагогические работники города принимали участие в городских профессиональных конкурсах педагогического мастерства. Наиболее результативно были представлены учреждения Центрального (13 победителей), Южного (8), Северного (7), Зеленоградского, Юго-Восточного округов (по 6).

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе на лучшего учителя, работающего по инновационным программам, приняли участие 714 человек и в конкурсе на грант Правительства Москвы – 1419 человек. Наибольшее количество победителей в Зеленоградском, Северном, Северо-Западном, Центральном, Западном округах. Для изучения и обобщения опыта работы в каждом округе открыты постоянно действующие мастер-классы «Класс лучшего учителя». Наиболее активно проводят работу по изучению опыта учителей, работающих по инновационным программам (мастер-классы), в Центральном (94% от количества победителей), Северном (88,2%), Юго-Западном (32,4%) округах.

Южное окружное управление образования на базе подведомственных образовательных учреждений отрабатывает модель государственно-общественного управления образовательным учреждением в форме управляющего совета в рамках федерального эксперимента. В образовательных учреждениях внедряется практика отчетов администрации об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Выше среднегородского значения этот показатель в Юго-Восточном (21%), Центральном (19,3%), Северо-Западном (18%), Южном, Северном (по 13,5%) округах. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети «Интернет», составляет 42%. Наиболее активно в этом направлении работают общеобразовательные учреждения Южного (95,9%), Центрального (48,6%), Юго-Западного (42,5%), Северо-Западного (64,5%) округов.

Практически завершена работа по оформлению зданий в оперативное управление в Северо-Восточном (99,8%), Юго-Западном (99,6%), Зеленоградском, Восточном (более 98%) округах. В Зеленоградском округе оформлено 100% контрактов на право оперативного управления зданиями, близки к завершению Северо-Западный (97,5%), Северо-Восточный (89,6%) округа, более 70% контрактов в Северном, Центральном, Юго-Западном округах. В бессрочное пользование оформлено в среднем по городу 82,8% земель (2005 г. – 79%).

Окружные управления образования серьезное внимание уделяют комплексному благоустройству территорий образовательных учреждений. В среднем по городу комплексно благоустроено 81,3% территорий: 99,9% имеют ограждения, «тревожные кнопки» – 99,2%, наружное видеонаблюдение – 15,7% (Центральный – 42,8%, Западный – 20,5%, Восточный – 32%). Выше среднегородского показателя комплексно благоустроено территорий: дошкольных образовательных учреждений в Западном (100% против среднего 89%), Центральном (97%), Северо-Западном (96%), Северном, Юго-Западном (89%) округах; средних общеобразовательных школ в Западном (100%), Центральном (98% против среднего 84,2%), Зеленоградском (96,1%), Северо-Западном (95%), Северном (91%) округах. Положительные результаты по благоустройству дал городской конкурс «Московский дворик», в котором приняли участие 1990 (55%) образовательных учреждений. Победителями конкурса в 2006 году в номинации «Лучший школьный и детсадовский двор» стали:

1-е место – 3 учреждения Восточного, Северного, Южного округов;

2-е место – 2 учреждения Юго-Западного и Центрального округов;

3-е место – 1 учреждение Северо-Западного округа.

Отмечена хорошая работа СОШ №752 Северо-Восточного округа.

Одним из важнейших показателей результативности работы образовательных учреждений стала работа с населением, родителями обучающихся. Наименьшее количество жалоб поступило из Центрального округа (2005 г. – 152 обращения, 2006 г. – 144).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте