Московская электронная школа (http://mes.mosmetod.ru/) объединила в себе все лучшее, что было создано для решения задач обучения, и предоставила каждому педагогу максимум свободы для творчества. А поскольку, как известно, очень многие революционные идеи и начинания сначала обкатываются именно в столице, а потом их принимают на вооружение все остальные регионы, следующим этапом развития проекта стало создание портала «Российская электронная школа» (http://resh.edu.ru/).
Любой, кто имеет хоть какое-то отношение к ИКТ, подтвердит простую истину: чтобы хоть частично реализовать потенциал тех или иных технических средств, необходимо огромное внимание уделить подготовке пользователей, которые будут с ними работать, повысить уровень их информационной компетентности. Учитывая это, сотрудники Московского городского методического центра при участии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на базе Московского центра технологической модернизации образования провели для педагогов из регионов обучающие курсы по работе с контентом РЭШ. В столицу приехали коллективы из Ярославской, Рязанской, Тульской, Ростовской и Калининградской областей. Характерной особенностью данных курсов стало то, что обучение проходили не только рядовые преподаватели-предметники, но и директора школ, их заместители и сотрудники региональных ИПК, которым в дальнейшем отведена роль тьюторов. Чтобы уйти от традиционной лекционно-семинарской формы передачи новых знаний, организаторы постарались максимально насытить занятия практикой, чтобы люди могли не только изучить ресурсы, с которыми им предстоит работать, но тут же, на месте, опробовать их в деле – создавать свои сценарии уроков, модерировать материалы своих коллег, использовать различные инструменты, опробовать возможности портала. Помогали им в этом московские учителя, отлично поднаторевшие в цифровом образовании. Главное условие – добровольность участия в процессе обучения своих коллег. Базовые школы для проведения курсов были специально выбраны из самых разных районов Москвы, и это были очень непохожие друг на друга образовательные организации. Объединяло их, однако, главное – умение и желание работать по-новому, с использованием ресурсов МЭШ (ставшей, повторюсь, прообразом РЭШ). – Проект «МЭШ» нас заинтересовал сразу, – рассказывает руководитель одной из таких организаций – директор школы №1995 Москвы Елена Норенко. – Мы очень скоро убедились, насколько удобно работать с системой, потому что она помогает экономить время, мотивировать учащихся, предоставляет отличную материальную базу для создания своих уроков. Это мегапроект! И мы от него уже не откажемся. Еще очень важно, что в ходе работы по его реализации возникло целое сообщество очень инициативных, творческих и энергичных педагогов. Или, что более правильно, педагогов, учеников и их родителей, поскольку все они с большим интересом изучали данный ресурс и помогали разработчикам, высказывая дельные замечания по его усовершенствованию. Кстати, родители этому нововведению поначалу не доверяли, но потом разобрались и поняли, что с ним гораздо интереснее. – В школах, где мы побывали, практические занятия проводили учителя года Москвы, – рассказала директор Центра методической поддержки внедрения информационных технологий, доцент кафедры общественных дисциплин Ростовского ИПК и ППРО Анна Эртель. – И я абсолютно убеждена, что для успешной реализации проекта «РЭШ» необходимо использовать огромный ресурс участников самого известного в стране конкурса профессионального мастерства, просто потому что они всегда в числе первых реализуют самые дерзкие и смелые начинания. Действительно, по мнению старшего методиста Городского методического центра Департамента образования города Москвы Юлии Мукосеевой, так сложилось, что костяк преподавателей, наиболее активно внедряющих МЭШ, составили лауреаты, победители и просто участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. Но это, разумеется, не специально, просто любой инициативный и легкий на подъем человек вряд ли остановится на достигнутом, он будет преодолевать все новые и новые барьеры, ставить новые цели и стремиться к ним, используя самые разнообразные подходы, технологии, формы и методы работы. – Это вовсе не означает, что обычный педагог не может эффективно использовать предложенные ресурсы, – тут же подчеркнула Юлия Мукосева. – На самом деле системы «МЭШ» и «РЭШ» удобны в работе, их интерфейс интуитивно понятен, и, самое важное, их структура не является чем-то статично незыблемым, ее можно изменять и подгонять под себя, совершенствовать, дополнять, усложнять или упрощать по собственному желанию. Впрочем, как поспешили заметить представители других школ, в которых проходили курсы, у них главными экспериментаторами и инициаторами внедрения новых технологий стали вовсе не конкурсанты, а «обычные смертные», простые учителя. Среди которых есть как убеленные сединами и отмеченные многими наградами опытные педагоги, так и совсем молодые, со сравнительно небольшим стажем, но обладающие неиссякаемой энергией и страстью к изучению новейших IT-разработок. При этом молодое и пожилое поколение учителей по достоинству оценили огромный потенциал Московской электронной школы и перспективы Российской электронной школы. Предвидя скептические вопросы отдельных гостей из регионов относительно «цены вопроса» и стоимости внедрения столь монументальных проектов, и. о. ректора АКПиППРО Виктор Фертман сказал, что это на самом деле «совсем не про деньги, а про ценности и ориентиры».- Для того чтобы отдельно взятому преподавателю начать работать с РЭШ, нужны просто-напросто подключенный к Сети компьютер и… желание! – отметил он. – А пока люди руководствуются коронными аргументами типа «вот когда у нас будет столько денег, как в Москве, тогда и можно будет говорить о всяких инновациях!», ничего не сдвинется с места. Открою вам маленький секрет: в 2013 году, когда мы только разрабатывали МЭШ, у нас в столице денег было примерно столько же, сколько сейчас есть в ваших регионах. При этом мы были в менее выгодных условиях, как и все первопроходцы, которые идут нехожеными тропами. Вам же мы предлагаем уже протоптанную тропу и отработанные подходы. Бери и пользуйся! Возможно, у вас тоже будут трудности, как и у нас, в начале пути. Но теперь мы вместе и будем помогать друг другу. Виктора Фертмана тут же поймали на слове. Директор школы №38 Рязани Ирина Каширская попросила уточнить, в чем конкретно будет заключаться эта помощь.- Мы можем и хотим внедрять у себя новые разработки, – заявила она. – Но было бы справедливо по окончании этих курсов составить и подписать договор о сотрудничестве между нашими регионами, чтобы мы продолжали получать поддержку от вас и ваших замечательных учителей.Ирину Каширскую успокоили, сказав, что «никто вас никогда не забудет, помощь можно будет получить в любое время, а конкретно с АПКиППРО вы еще не раз встретитесь и по линии повышения квалификации». И вообще Москва еще никогда никого не бросала в трудную минуту! Специалист по учебно-методической работе Центра внедрения информационных технологий и электронного обучения Тульской области Андрей Угаров поблагодарил организаторов курсов и выразил надежду на то, что в ближайшем будущем у него на родине возникнет как минимум своя собственная система «ТЭШ», которая, как и МЭШ, станет составной частью единого общероссийского проекта «РЭШ». Однако его беспокоит вопрос, надо ли для этого каждой школе иметь у себя собственный сервер или всех спасут облачные технологии. На это Денис Боков, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» (организации, которой Минобрнауки доверило реализацию проекта «РЭШ»), ответил, что универсальных решений пока не существует, все зависит от конкретных условий и задач. Поэтому в одном случае, когда речь идет о каком-нибудь центре образования, где учатся и работают тысячи людей, имеет смысл поставить собственные серверы, в другом случае можно установить один сервер на несколько школ района, в третьем, быть может, и воспользоваться облачными решениями. – При этом как бы то ни было мы должны исходить из необходимости создания единого образовательного пространства, – подчеркнул Денис Боков. – Система будет расти и совершенствоваться благодаря учителям, которые ее используют. Однако элементы этой системы не могут противоречить друг другу и должны иметь единый вектор развития. МненияМарианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы:- Прошедшие в Москве курсы – уникальное мероприятие, потому что впервые мы провели массовое обучение педагогов работе с новым электронным цифровым продуктом, который называется «Российская электронная школа». И это были отнюдь не классические лекции, семинары и презентации, каждое занятие было организовано в русле деятельностного подхода, оно проходило, так сказать, «в реальной боевой обстановке». Напомню, что по соглашению между мэром Москвы Сергеем Собяниным и министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой все разработки и материал МЭШ, собранные и созданные учителями Москвы, теперь являются составной частью РЭШ. А это ни много ни мало 17000 сценариев уроков, практически по всем предметам и классам. То есть мы имеем не пустой сосуд, который надо наполнить контентом, а солидную библиотеку сценариев и огромное количество структурных элементов (рисунков, фотографий, схем, таблиц, графиков, диаграмм), которые каждый желающий может использовать по собственному усмотрению. И это не какой-то ворох, клубок, а очень четко структурированный материал, в котором нетрудно найти все, что нужно. Мы доверяем учителям, считаем их полноценными авторами образовательного контента, поэтому предлагаем им конструктор уроков, при помощи которого можно не только создать урок с нуля, но и любой чужой сценарий изменить под себя, добавив или убрав из него те или иные фрагменты, заменив в нем тот или иной этап, вставив или убрав задания. У нас нет жесткого требования, чтобы урок проходил только в таком-то темпе и содержал только такую-то последовательность действий. Этапы урока не распределены жестко во времени, длительность каждого из них назначает сам учитель. Если один педагог считает, что вот этому моменту надо посвятить три минуты, то другой вполне имеет право остановиться на нем подольше. Это позволяет более гибко отнестись к самому уроку. Мы хотим, чтобы каждое занятие было интересным, содержательным, познавательным, чтобы учитель мог легко менять виды деятельности, включать в работу каждого ученика, реализуя индивидуализированный и персонифицированный подход. Система позволяет отслеживать, с какой скоростью движется каждый ученик, давать разным школьникам разные задания в зависимости от их способностей. Весь контент проходит модерацию, модератоми же являются учителя-грантополучатели – преподаватели, сценариями которых воспользовались более 500 человек. Это своего рода очень серьезный народный контроль! На сайте ведется учет обращений к контенту, при этом берется во внимание, с какого адреса был произведен запрос. То есть нельзя одному человеку сто раз запросить какой-либо один сценарий и поднять рейтинг его популярности. А вот если это сделают сто разных педагогов, будет совсем другой эффект. Система позволяет также оценить, каким образом человек использовал запрошенный контент – либо изменял его, либо брал из него какие-либо элементы, либо воспроизводил, как есть. Если к выложенному кем-либо контенту мало обращений, это значит, что он недостаточно востребован. В этом случае контент находится на портале полный календарный год, и если за этот период его популярность не вырастет, его удаляют. Но если из предложенного кем-либо сценария люди берут только какую-то одну часть, например опрос, мы оставляем его, поскольку этот материал все-таки нужен и полезен учителям. А вот что касается наиболее востребованного контента, то его авторов ждет заслуженная награда. В Москве по решению мэра им выплачиваются солидные гранты. Будем надеяться, что подобная традиция сохранится и при реализации РЭШ. Юлия МУКОСЕЕВА, старший методист Городского методического центра ДОгМ:- Скептики заявляют, дескать, мы наблюдаем рождение еще одной глобальной сети, с помощью которой детей, учителей и родителей будут насильно загонять в цифровое рабство, в то время как люди и без того буквально тонут в Интернете. Хочу сказать, что это все не более чем реликтовые страхи и домыслы. На самом деле, как и раньше, все будет зависеть в первую очередь от самого педагога, от его желания и умения правильно использовать предложенный ему ресурс. Мы всегда говорим – каждый человек должен иметь право выбора. Так вот, в МЭШ уже сегодня есть огромное количество уроков, и их будет еще больше. То есть выбор на любой вкус. И даже если ничего не понравилось, можно создать свой урок и выложить его в Сеть, чтобы другие пользовались. Мы всегда подчеркиваем, что МЭШ – это не вместо учителя, а вместе с учителем.То, что в Москве сегодня активных учителей – пользователей МЭШ поддерживают деньгами, для них введена специальная доплата, в этом нет ничего зазорного. Продуктивная и плодотворная инициатива должна быть вознаграждена. Но и здесь вряд ли стоит опасаться какой-либо повальности, штурмовщины. Во-первых, администрация школы на то и поставлена, чтобы помочь людям избежать перегибов. Во-вторых, я уверена, невозможно загнать людей в рай насильно, и если у тебя не лежит душа к использованию МЭШ, значит, вряд ли ты будешь делать это постоянно, на каждом уроке. Да у тебя это и не получится. Наконец, в-третьих, не стоит забывать: все это создано для того, чтобы дети лучше воспринимали и усваивали учебный материал, следовательно, если не будет эффекта, вряд ли кому-то захочется продолжать начатое. И МЭШ, и РЭШ предназначены в первую очередь для учителя, однако их с успехом могут использовать и ученик, и родитель. Школьнику, который пропустил урок, не составит никакого труда найти его на портале и посмотреть дома. А родитель всегда имеет возможность проконтролировать, чему учат его ребенка. Школа сегодня открытая, но дело вовсе не ограничивается днями открытый дверей, портал позволяет каждому заинтересованному представителю образовательного процесса в любой момент принять в нем участие.
Комментарии